Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
1. Расставьте ударения в следующих словах: 3
2. Объясните значения омóграфов (слов с разными ударениями), составив с ними
словосочетания: 5
3. Возможны ли варианты произношения орфографического «чн» в данных ниже словах?
Запишите слова в соответствующие графы таблицы. 6
4. В каких словах под ударением произносится [’о]( «ё»), в каких – [’э] («е»)? Произношение
каких слов допускает варианты? 7
5. От данных ниже существительных образуйте форму родительного падежа единственного и
множественного числа, расставьте ударения: 8
6. С помощью толковых словарей ответьте на следующие вопросы: 9
7. Определите ошибки в сочетаемости слов. Исправьте предложения.11
8. Проанализируйте (объясните) причины недостаточной информативности предложений и
отредактируйте их. 12
9. Какие из приведенных ниже словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а
какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме? (За справками
обращайтесь к словарям иностранных слов и словарям трудностей русского языка.) 13
10. В данных ниже предложениях укажите виды речевой избыточности. Отредактируйте
предложения, если плеоназм и тавтологию следует устранить 14
11. Восстановите паронимические пары, объясните значение каждого слова, составьте с ним
словосочетание: 16
Фрагмент для ознакомления
2
1. Расставьте ударения в следующих словах:
2. Объясните значения омóграфов (слов с разными ударениями), составив с ними
словосочетания:
3. Возможны ли варианты произношения орфографического «чн» в данных ниже словах?
Запишите слова в соответствующие графы таблицы.
4. В каких словах под ударением произносится [’о]( «ё»), в каких – [’э] («е»)? Произношение
каких слов допускает варианты?
3
5.
6. От данных ниже существительных образуйте форму родительного падежа единственного и
множественного числа, расставьте ударения:
7. С помощью толковых словарей ответьте на следующие вопросы:
1.В чем отличие слов рынок и базар?
Рынок – это место проведения торговли продуктами и товарами. Базар – это сама торговля в
определенном месте.
2.Как правильно: завтра я не сумею к тебе зайти или завтра я не смогу к тебе прийти? Почему?
Правильно: завтра я не смогу к тебе прийти? Глагол «суметь» означает оказаться достаточно умелым
для чего-л. в то время, как глагол «смочь» — это оказаться в состоянии, в силах сделать что-л. В
данном контексте имеется в виду именно второе значение. Для того, чтобы идти в гости, нужно
обладать возможностью, а не способностью.
3.Можно ли спросить: Кем трудится твоя мама? Почему?
Нет, так спросить нельзя, потому что слово «трудиться» может быть использовано в значении
«работать» только если имеется в виду место работы. То есть, можно спросить, где трудится твоя
мама, но, если задан вопрос «кем», правильно сказать «работает»: «Кем работает твоя мама?»
8.
9. Определите ошибки в сочетаемости слов. Исправьте предложения.
10. Проанализируйте (объясните) причины недостаточной информативности предложений и
отредактируйте их.
1. Сдается квартира с ребенком. Лексическая неполнота.
Сдается квартира на условиях проживания совместно с ребенком.
2. Восьмидесятилетняя слепая старушка ходит в сарай по проволоке. Пропуск деепричастного
оборота.
Восьмидесятилетняя слепая старушка ходит в сарай, держась за натянутую проволоку.
3. В первый месяц дети ходят гулять только на руках. Пропуск дополнения.
В первый месяц своей жизни дети совершают уличные прогулки только на руках у взрослых.
4. Женщине присудили пятьдесят процентов мужа. Пропуск дополнения. Женщине присудили
пятьдесят процентов имущества мужа.
5. Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку
11. Какие из приведенных ниже словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а
какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме? (За справками
обращайтесь к словарям иностранных слов и словарям трудностей русского языка.)
4
12. В данных ниже предложениях укажите виды речевой избыточности. Отредактируйте
предложения, если плеоназм и тавтологию следует устранить.
1. Пассажиры, проезжающие по проездным билетам или документам на право бесплатного
проезда, оплачивают стоимость провоза каждого места багажа на общих основаниях. Тавтология
Пассажиры, проезжающие по праву бесплатного проезда,
оплачивают стоимость провоза каждого места багажа на
общих основаниях.
2. Спортсмены завода не могут похвастаться спортивными достижениями. Плеоназм
Спортсмены завода не могут похвастаться достижениями.
3. Игорь демобилизовался из армии и пришел к нам на завод. Плеоназм. Слесарное дело он
начал постигать с самых начальных азов. Тавтология
Игорь демобилизовался и пришел к нам на завод. Слесарное дело он начал постигать с азов.
4. В ледяной холод и стужу Павел работает на этой стройке узкоколейки. Тавтология
13.
14. Восстановите паронимические пары, объясните значение каждого слова, составьте с ним
словосочетание:
Образец выполнения:
Командированный – командировочный
Командированный – лицо, находящееся в командировке (командированный специалист).
Командировочный – относящийся к командированному (командировочные расходы)
Нетерпимый – нестерпимый
Нетерпимый – не считающийся с чужим мнением (нетерпимый характер)
Нестерпимый – превышающий терпение (нестерпимый холод)
Основание – обоснование
Основание – начало существования чего-либо (основание города)
Обоснование –подкрепление истинности чего-либо доводами и фактами (теоретическое
обоснование)
Факт – фактор
Факт – событие, явление, случай (исторический факт)
Фактор – существенное обстоятельство в каком-либо процессе (фактор времени)
Бережный – бережливый
Бережный – заботливый, внимательный (бережное отношение)
Бережливый – осмотрительно и осторожно расходующий что-либо (бережливая хозяйка)
Методичный –методический
5
Методичный – точно следующий плану (методичная работа)
Методический – относящийся к методике (методическое пособие)
Статичный – статический
Статичный – такой, в котором нет действия, развития (статичный рисунок)
Статический – относящийся к статике (статическая теория)