Фрагмент для ознакомления
2
Вариант 9. Сегментация рынка услуг в сфере гостиничного сервиса.
Круг вопросов:
1. Что такое сегментация рынка?
Сегментация рынка — деление (дифференциация) любого рынка на отдельные части (сегменты) с учетом множества критериев и факторов.
Сегмент рынка — выделение групп потребителей, продуктов или предприятий, обладающих общими характеристиками. Сегмент — рыночная группа покупателей, обладающая похожими потребностями, желаниями и возможностями.
На массовом рынке, с огромным числом покупателей, производители не видят смысла в разработке товаров для удовлетворения нужд каждого конкретного потребителя. Для упрощения, с целью оптимизации производственной программы и упрощения коммуникации, маркетинга и сбыта, производитель выявляет группы покупателей, со схожими потребностями, взглядами, принципами, внутри группы. Группы потребителей же значительно отличаются своими требованиями к товару, принципами и взглядами, методами покупки и потребления.
На рынке эксклюзивного, дорогостоящего товара все иначе. Компании вынуждены относятся к каждому из покупателей как к отдельному рынку. Например, сегмент рынок производства межконтинентальных авиалайнеров, рынок тяжелых карьерных самосвалов предполагает работу с каждым из покупателей персонально. В этом случае, маркетологи говорят о предельной степени сегментирования рынка.
Сегментация рынка, сегментирование рынка — стратегия производителей и продавцов товаров, заключающаяся в разделении рынка на отдельные части (сегменты) по признаку вида продаваемого товара, территориального расположения, типа наиболее представленных на данной части рынка покупателей, по социальным признакам.
Какого-то единого метода сегментирования рынка не существует. Разбивка рынка на группы покупателей, с целью сегментирования, предполагет, что для каждого из сегментов могут потребоваться отдельные товары, а значит и комплексы маркетинга.
2. Каковы основные принципы сегментации рынка услуг?
Сегментировать покупателей, в зависимости от задачи, можно, руководствуясь различными принципами:
• сегментирование по географическому принципу - сегментирование рынка на географические единицы: государства, регионы, округа, города и т.п.;
• психографическое сегментирование - сегментирование рынка по признакам принадлежности к общественному классу, образу жизни, характеристик личности, по всему тому, что формируют и определяет наше внутреннее «я»;
• поло-возростное сегментирование - сегментирование рынка на основе пола, возраста;
• демографическое сегментирование рынка - сегментирование по уровню доходов, образования, религиозных убеждений и других и др.;
• сегментирование по поведенческому принципу - сегментирование рынка в зависимости от характера потребления товара, реакции на этот товар, способов покупки, восприимчивости к рекламе, привычек;
Межрегиональная рыночная сегментация — выявление группы потребителей, которые схожи по множеству характеристик, которые выходят за пределы географических границ. К примеру, сегментирование по системе VALS2, предполагает, что потребителя деляться на следующие сегменты:
• актуализаторы (приверженцы современного);
• квалифицированные;
• консерваторы;
• достигающие;
• стремящиеся;
• экспериментаторы;
• деятельные;
• борцы.
Актуализаторы: любят вещи высокого качества; восприимчивы к новым идеям, технологиям, товарам; скептичны по отношению к рекламе.
Квалифицированные: не проявляют интереса к имиджу, престижу; потребление товаров для дома выше среднего; любят образовательные и общественные программы, книги;
Консерваторы: в покупках постоянны, с трудом меняют привычки, ищут выгодные покупки, смотрят телевизор больше среднего зрителя, читают публицистику, обзоры;
Достигающие: приверженцы разнообразия товаров и дисконтов; читают публикации типа «помоги себе сам»;
Стремящиеся: проявляют интерес к имиджу; покупают в кредит;
Экспериментаторы: следуют моде; много тратят на общение; покупки - импульсивны; восприимчивы к рекламе;
Деятельные: покупают ценное и надежные, для комфорта, без роскоши; предпочтительная тематика информационного окружающего фона: автомобили, «сделай сам», спорт, активный отдых;
Борцы: приверженцы марки, интересуются дисконтами; восприимчивы к рекламе; часто и с удовольствием окружают себя информационным фоном.
3. Какие критерии используются при определении сегментов рынка услуг?
Первым шагом при проведении сегментации является выбор признаков (критериев) сегментации. При этом существуют определенные отличия
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Основные источники:
1. Буйленко, В.Ф. Сервисная деятельность. Этические и психологические аспекты / В.Ф. Буйленко. – М.: Феникс, 2012. – 160 с. - Высшее образование.
2. Велединский, В.Г. Сервисная деятельность: Учебник / В.Г. Велединский. - М.: Кно-Рус, 2013. – 176 с.
3. Краковская, Т.А. Сервисная деятельность / Т.А. Краковская, В.К. Карнаухова. - М.: Феникс, 2014. – 256 с. - Туризм и сервис.
4. Лойко, О.Т. Сервисная деятельность: Учебник, 2-е изд./ О.Т. Лойко.- М.: Академия, 2013. – 304 с. - Высшее профессиональное образование.
5. Ж. А. Романович, С. Л. Калачев , Сервисная деятельность /М.: Дашков и К*, 2013
6. Ю. П. Свириденко, В. В. Хмелев, Сервисная деятельность/(М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2012
Дополнительные источники:
1. ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц».
2. ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования».
3. ГОСТ Р 286810-90 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения».
4. МГСН 4.16-98 «Гостиницы».
5. Положение «О государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения». Утверждено приказом Минэкономразвития России от 21.06.2003 г. № 197.
6. Баймек С.М. Гостиничное хозяйство. Освещение. Евроремонт. Эксплуатация. – К.: Дакор, 2013. – 334 с.
7. Труханович Л.В.,Персонал сферы гостиничного обслуживания. Должностные и производственные инструкции / Л. В. Труханович, Д. Л. Щур. - М. : Финпресс, 2008. – 160с.
8. Сенин В.С.,Гостиничный бизнес: классификация гостиниц и других средств размещения: учебное пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социально-культурный сервис и туризм" / В. С. Сенин, А. В. Денисенко. - М. : Финансы и статистика, 2011. - 144 с.
9. Уокер, Джон Р.Управление гостеприимством: вводный курс: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 061122 "Гостиничный и тур. бизнес" и спец. сервиса 230000 / Д. Р. Уокер ; пер. с англ. (В. Н. Егорова). - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 880 с. : ил.
10. Волков Ю.Ф.Технология гостиничного обслуживания: учебное пособие для студ. вузов / Ю. Ф. Волков. - 2-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2011. - 384 с.