Фрагмент для ознакомления
2
Вопрос 1.
Известно, что С. Кьеркегора называют «отцом экзистенциализма». Объясните, как Кьеркегор,
который был ярым христианином, и Ж.-П. Сартр, который был радикальным атеистом, оба могут
называться экзистенциалистами? При ответе используйте свои знания по сути экзистенциализма и
его истории.
Экзистенциальная философия представляет собой множество разнородных течений,
объединяемых общей тематикой – проблемой существования человека, его духовного развития,
его отношения к природе, обществу, Богу, культуре и другой личности.
«Экзистенциализм (от лат. existentia - существование) - философское течение ХХ века,
выдвигающее на передний план абсолютную уникальность человеческого бытия, не
допускающую выражения на языке понятий» .
Истоки экзистенциализма содержатся в учении датского мыслителя ХIХ в. Серена Кьеркегора,
который ввел понятие экзистенции как осознания внутреннего бытия человека в мире.
Кьеркегор выделил три стадии восхождения личности к подлинному существованию:
эстетическую, которой правит ориентация на удовольствие; этическую - ориентация на долг;
религиозную - ориентация на высшее страдание, отождествляющее человека со Спасителем.
Важнейшее место в философии Кьеркегора занимает тема Бога, религии, греха, смерти. В работе
«Болезнь к смерти» он критикует христианскую религию за то, что она создала образ Бога как
Богочеловека. Антропоморфный Бог христианства внушает человеку глубокий комплекс
неполноценности и в то же время снимает с человека личную ответственность за греховность.
Христианство одновременно лишает понятие греха всякой серьезности, введя доктрину
общеобязательного первородного греха, и настаивает на обосновании высших нравственных
ценностей через религию. Но путь к Богу проходит только через личное страдание, отчаяние и
преодоление страстей. Кьеркегор не признает никакого религиозного благодушия. Путь к вере не
усыпан розами, он пахнет болью, отчаянием, болезнью к смерти.
3
Отвергая философию объективного идеализма, Кьеркегор (разработал свое экзистенциальное
учение. Методом его философствования стала «кристально ясная понятийная диалектика»,
«чистая диалектика», «диалектика Я», «диалектика синтеза Я», позволяющая выразить духовную
жизнь индивида, одним словом - экзистенциальная диалектика личного бытия.
Тем самым в философствовании Кьеркегора впервые в европейской и мировой мысли появляется
понятие экзистенции. Это уникальное существование индивида в условиях конкретной
историчности, и только то мышление, которое исходит из нее и берет ее за основу, может создать
истинное учение. «...Термин “экзистенция”, используемый Кьеркегором, является специфической
человеческой категорией, которая не может быть применена, например, к камню», - пишет
английский исследователь Ф. Ч. Коплстон. Человеческая экзистенция не является объектом
традиционного рационального познания вообще и предметом опытного и теоретического
исследования науки - в частности.
Другими словами, термин «экзистенция» служит для обозначения глубины и полноты
конкретного человеческого существования, которые индивиды осознают и переживают, но
которые не могут быть предметом научного познания. В состоянии экзистенции людям
открывается подлинность их собственного бытия. «Три основных опыта христианской
экзистенции... разработаны у Кьеркегора: ее конечность, посаженность... в находимости страха,
раскрытие. измерения временности в мгновении и ее претензия на истину для экзистирующего
индивида».
Поэтому экзистенция, или существование, подчеркивает философ, не может быть воспринята
голым рассудком. Собственное существование дано человеку не в абстрактном теоретическом
мышлении, а в переживании его жизненной ситуации. «Слово “экзистенциальный”, таким
образом, обозначает... мышление, происходящее со страстью и захваченностью». Не через разум,
а через конкретное существование, как свой бытийный корень, индивид непосредственно связан
с Богом. Подлинная диалектика личного бытия должна быть выражена не в логическом переходе
противоположных понятий и категорий, а в противоречивой взаимосвязи экзистенциалов, в
которых сплавлены воедино чувства и мысли, понятия и переживания, намерения и поступки.
Кьеркегор осуществляет анализ диалектической взаимосвязи экзистенциалов, хотя и не
употребляет этого термина. «Я» как центр философии - это конкретный человек, для которого
главное - осознание и переживание отчаяния, страха, смерти, свободы выбора, веры и любви.
В повседневной жизни, рассуждает Кьеркегор, люди не замечают экзистенциальных проблем.
Осознание и переживание своего подлинного существования возможны только тогда, когда в
своем экзистировании индивид сталкивается с необходимостью выбора в ситуации «или - или»
либо «одно из двух». Именно акт выбора как самотрансцендирования, в котором реализуется
свобода личности, помогает человеку постичь истину своего существования полнее и
содержательнее, чем это могут сделать все логические приемы и категориальные схемы.
Главным понятием учения Кьеркегора является единичный индивид. Оно не имеет четкого
теоретического определения. Такой индивид обладает только одним философским свойством -
существовать и осознавать себя единственным, уникальным, неповторимым. «...Единичный
индивид выше, чем всеобщее, единичный индивид... определяет свое отношение ко всеобщему
через свое отношение к абсолюту, а не свое отношение к абсолюту через свое отношение ко
всеобщему», - подчеркивает копенгагенский мыслитель.
Наслаждение отображало первую часть книги С. Кьеркегора «Наслаждение и долг», высказав в
одном слове эстетическую позицию-настрой, долг – вторую часть книги, этическую позициюнастрой. Позиционное противопоставление этих настроев осуществляет «Б», в то время как «А»,
едва увидев этику, старается от нее убежать. «Б» высказывается о нахождении истинно
4
эстетичного в этичном, тогда как «А» самопровозглашает себя эстетом и особо не задумывается
об этике.
Первоначально желание спит, мечтает, желанное не есть, так как оно не определенно желанием,
замкнутом в себе самом и не хотящим лишиться своего покоя, обнаруживать себя как нечто,
выходя к некоему желаемому.
На второй стадии желание пробуждается и начинает искать свой предмет, оно пробуждается к
действительности. Оно находит желаемое в многообразных проявлениях, взор разбегается.
Желаемого как чего-то конкретного нет. От этого нет и действия у желания.
Третья стадия получает и предмет и желание. Желание здесь полноценно, идеальность желания
беспрепятственно выходит в действительность, к желаемому. Желание осуществляется.
Чувственность не остается лишь каким-то идеалом. Она здесь, она есть. Герой-Идеал третьей
стадии, желающего желания- действия, Дон Жуан, благодаря своей особенности, (чувственной
гениальности) желает чувственность в каждой девушке. Он желает в каждой женщине всю
женственность одновременно, - в этом и заключается чувственно идеализирующая сила, с
помощью которой он одновременно украшает и подавляет свою жертву.
Возможность осуществления наслаждения взяла на себя рефлексия, методично рассчитавшая
ходы, с воображением, поэтически преображавшим действительность на каждом ходу. Отличие
от наслаждений, за которыми гнались герои его рассуждений, было изысканным: идеальная
действительность должна не просто охватить-завоевать действительную действительность, но
подчинить ее себе так, что действительная действительность должна сама пожелать идеальную.
Эфемерное наслаждение в духовном смысле, - да, впрочем, и на деле, - это просто насилие, а
насилие дает лишь иллюзорное наслаждение.