Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из самых острых проблем современного общества является криминализация молодежи и увеличение количества детей и подростков с отклоняющимся, девиантным поведением. Снижение внимания общества к проблемам воспитания подрастающего поколения привело к отрицательным социальным последствиям, среди которых можно выделить рост подростковой наркомании, ранее материнство и внебрачные дети, криминализация и преступность несовершеннолетних, насилие над детьми в семье, социальное сиротство - в целом, следствие неблагополучия в семье.
Наибольшие трудности в приспособлении к требованиям современной сложной экономической, политической, духовной жизни испытывают именно подростки. Отклоняющееся от общепринятых норм поведение подростков является как результатом различных по форме и содержанию процессов, происходящих в обществе в целом, так и тех изменений, которые случаются в среде ближайшего к ребёнку окружения - например, в семье. Наблюдение и изучение специалистами влияния семьи на проявление подростковых девиаций позволяет лучше понять причины возникновения этого явления, выявить основную структуру и тенденции функционирования девиантного поведения как социального феномена.
Исследованию девиаций посвящены философско-методологические теории зарубежных ученых: антропоцентрические теории П. Келли, Э. Кречмера, Ч. Ломброзо, У. Шелдона; психоаналитические теории 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Эриксона; теории аномии Э. Дюркгейма, Р. Мертона; культурологические теории А. Миллера, Э. Сатерленда; теория социального научения А. Бандуры; теория стигматизации Г. Беккера; конфликтологическая теория О. Тура; синтезированный подход Н. Смелзера; социально-психологический подход С. Линга, Р. Харре.
Эта проблема становится более актуальной, что обусловлено рядом существующих причин:
-снижение уровня жизни большей части населения
-значительные изменения в образе жизни
-трансформации в социально-экономической сфере
Проблемы воспитания ребёнка в семье, в том числе и в неблагополучной, нашли отражение в работах таких ученых, как Ю.П. Азарова, М.И. Буянова, Е.М. Волковой, И.В. Гребенникова, И.Ф. Дементьевой и др. Исследователи А.Е. Личко, С.Г. Саготовская описывали типы родительских отношений к детям. А.И. Антонов, А.Я. Варга, В.М. Целуйко - изучали детско-родительские отношения, их влияние на развитие ребенка, на его дальнейшее отношение к окружающему миру.
Целью данного исследования является анализ влияния неблагополучной атмосферы в семье на развитие девиантного поведения детей и подростков.
Объект исследования - девиантное поведение подростков.
Предмет исследования - влияние семейного неблагополучия на отклоняющееся поведение.
В соответствии с поставленной проблемой, объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать основные направления исследования проблемы девиантного поведения в зарубежной и отечественной литературе.
2. Охарактеризовать пути влияния семейного неблагополучия на девиантное поведение подростков.
3.Рассмотреть понятие и виды неблагополучных семей.
Глава 1 Сущность и типология понятия “неблагополучная семья”
1.1 Понятие неблагополучной семьи
В любом обществе роль и функция семьи очень масштабна, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для дальнейшей адаптации ребёнка в социуме. Семья представляет собой первый воспитательный институт, который оказывает влияние на человека на протяжении всей его жизни.
В настоящее время место семьи в системе воспитательных институтов претерпело значительные изменения. Всё большую значимость приобретают межличностные отношения в семье и необходимый баланс взаимоотношений между полами. Именно в семье как в ячейке общества, закладывается развитие, воспитание, здоровье, мышление ребёнка и его взгляды на жизнь. Родители являются первыми и главными людьми, которые передают свой накопленный опыт, знания и навыки молодому поколению. Но эти знания и навыки могут быть не только положительными. В случае, если баланс во внутрисемейных отношениях нарушен и преобладает отрицательное воздействие родителей на детей, то такая семья может рассматриваться как «неблагополучная».
В современной психолого-педагогической литературе специалисты дают разнообразные определения неблагополучной семьи.
Неблагополучные семья - это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и мало результативно.[5]
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Арефьев А.Л. Девиантные явления в среде учащейся молодежи // Народное образование. - 2003. - №7. - С.193-200.
2.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. —М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
3.Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. - М.: Владос, 2013
4.Ганишина И.С., Ушатиков А.И. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних.- М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. —288 с.
5.Голофаст В.Б. Социология семьи - СПб., 2006г.
6.Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. / Н.Ф.Дивицына – Ростов на Дону.: Бином , 2008 – 274с.
7.Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - М.: Владос, 2010. - 288 c.
8.Макеев Г. А. Семейная жизнь и дети./ Г.А.Макеев. – Волгоград.: Просвещение, 2009 – 253с.
9.Рудакова, И. А. Девиантное поведение / И.А. Рудакова, О.С. Ситникова, Н.Ю. Фальчевкая. - М.: Феникс, 2016. - 160 c.
10.Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика: Учебно-практическое пособие. - М.: Гном и Д, 2000.
11.Самохина А.А. Социально-психологическая деформация как причина деликвентного поведения // Прикладная психология. - 2000. - №3. - С.46-55.
12.Чукреева В. В. Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие [Текст] / В. В. Чукреева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011