Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Интерес к исследованиям японской экономики на микроуровне и к японской модели корпоративного управления резко возрос во всем мире в 80-е годы ХХ века - в период экономики «мыльного пузыря», когда на фоне умеренных темпов роста в основных промышленно развитых странах японская экономика развивалась весьма динамично, а японские корпорации уверенно действовали на международных рынках, демонстрируя высокую конкурентоспособность.
1. Тенденции японского менеджмента в организации производства
Как известно, любая организация представляет из себя совокупность различных материальных и нематериальных ресурсов: люди, оборудование, материалы, технологии, финансы и, несомненно, информация. Один из принципов японского менеджмента гласит: «Наибольшей ценностью любой организации являются сотрудники, но еще более ценны управленцы». Японцы считают, что если сотрудник имеет способности к управлению, то должны быть определены пределы или оптимальный размер подразделения, где он проявит себя наиболее эффективно. При этом наилучшей считается
система продвижения по службе, основанная на сочетании трудового стажа и успешного выполнения обязанностей.
Как сказал один из лидеров японского бизнеса Коносуке Мацусита: «Деятельность, которую мы называем управлением, требует полной отдачи, в ней сконцентрирован человеческий интеллект и опыт. Человек, посвятивший себя управлению, занимает весьма почетное и вместе с тем ответственное положение, требующее полной самоотдачи и готовности пойти на самопожертвование.».
Современный управляющий может иметь меньше компетенций в специфических вопросах выполнения работ, чем его сотрудники. В связи с этим его главной обязанностью становится
3
совершенствование и развитие навыков у работников. Управляющие на стройке должны быть уверены в компетентности своих сотрудников и прилагать все усилия для их развития и поддержания. Также, одной из важных задач управленца является объединение разрозненных, обладающих определенными компетенциями сотрудников, в общий процесс. Управляющий должен быть ответственным за объединение потенциалов своих подчиненных.
Один из постулатов японского менеджмента гласит, что управление должно быть социально-ориентированным. Только когда запросы человека удовлетворены, его способности могут быть в полной мере использованы для эффективного труда.
Каждая компания должна иметь определенные социальные цели, отличные от получения прибыли, которые оправдывают ее существование. Чтобы подчиненные работали с осознанием собственного достоинства и получали от работы удовлетворение, менеджер должен обладать теоретически сильной и практически применимой концепцией необходимости своего предприятия.
Поэтому современным российским управленцам стоит четко следовать следующим принципам японского менеджмента.
2.Изменения в управлении персоналом компаний Японии
Ряд японских компаний работает на российском рынке, привнося свои методы управления на российскую почву. В России работают японские центры, одним из направлений деятельности которых является подготовка российских бизнесменов и менеджеров. Изучение японского менеджмента включено в программы российского экономического образования и бизнес-образования. Иными словами, изучение японских методов управления переходит в практическую плоскость, а сам японский менеджмент перестает быть экзотикой. С этим связано наличие большого числа публикаций, в том числе и в первую очередь, электронных ресурсов, посвященных японскому менеджменту и по жанру являющихся учебными, обзорными и справочными. В данной статье нет смысла далее приводить подобные примеры, любой интересующийся читатель может ввести соответствующие слова в поисковик Интернета и найти большое количество таких публикаций. Они носят, в основном, вторичный характер и основаны на информации, почерпнутой из русско- и англоязычной (в том числе переводной) литературы.
В последнее десятилетие появилось также несколько интересных работ, касающихся корпоративной культуры и этики японского бизнеса.
Япония относится к культуре универсальных истин. Японцы соблюдают правила - даже в таких ужасных ситуациях, как землетрясение, когда рушится все вокруг, они стараются не поднимать панику и следовать правилам общественной безопасности. Японцы живут в гармоничном коллективе и очень зависят от него. Главным условием существования в таком коллективе является соблюдение правил. Причем здесь важны даже не государственные законы, а негласные правила, принятые обществом. К таковым относятся и очереди, где люди аккуратно выстраиваются друг за другом.
Заключение
Можно сделать вывод, что долгое время японская система управления демонстрировала свою высокую эффективность и рассматривалась западными и японскими специалистами как один из основных факторов экономических успехов страны. Однако резкое ухудшение экономической ситуации в 1990-е гг. подвергло ее серьезным испытаниям. Стали нарастать тенденции
4
кардинальной трансформации сложившейся в стране системы управления, прежде всего, области кадрового менеджмента и таких связанных с ним систем, как пожизненный наем, система должностного продвижения по старшинству, повозрастная оплата труда. В практику управления персоналом в японских фирмах начали активно внедряться технологии, более свойственные традиции Запада, и особенно США, чем Японии.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Деминг Э. Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. М.: Альпина Паблишер, 2007. С. 119.
2. Квинт, В. Л. Стратегическое управление и экономика на глобальном формирующемся рынке. М: Бизнес Атлас, 2012. С. 28.
3. Овчинников В.В. Калейдоскоп жизни / В.В. Овчинников. - М.: АСТ Восток - Запад, 2006. - 184 с.
4. Пронников В.А. Японцы (этнопсихологические очерки) [Текст] / В.А. Пронникок. И.Д.Ладанов. - М.: «ВиМ», 1996. - 270 с.
5. Трубицын А. С. К вопросу о внедрении методологии «Кайдзен» в российских компаниях// Наука и технологии: актуальные вопросы, достижения, инновации: сб. докладов и материалов II Национальной научно-практической конференции (Москва, 29-30 октября 2018