Фрагмент для ознакомления
2
1.Содержание знаний о взаимодействии человека и природы, его нормах и правилах
Проблема взаимодействия человека с природой актуальна сегодня. Этот вопрос анализируют и решают на протяжении всей истории человечества, но в современных условиях он выдвинулся на передний план, так как от его решения зависит благосостояние всех людей.
Значимость данной проблемы обусловлена многими факторами: а) сложной экологической ситуации; б) увеличением роли человека в решении практических проблем использования природных ресурсов и защиты окружающей среды.
Потребительским отношением к природе, нерациональным вмешательством в нее, человек создал многие экологические проблемы, которые сегодня пробуждают тревогу.
Суть экологического воспитания можно определить, в первую очередь, его задачами, которые подразумевают создание:
необходимости взаимодействовать с природой, стремиться познать ее законы и явления;
специализированных установок и мотивов деятельности, которая будет направлена на понимание универсальной значимости природы;
убеждение в необходимости сбережения окружающего мира, обеспечения как своего собственного, так и общественного здоровья;
необходимости активно участвовать в деятельности по изучению и охране природы, пропагандировать экологические познания.
Экологическое воспитание призвано сформировать познания о природе, её взаимодействии с обществом, знание по её исследованию и охране. Ход экологического воспитания детей всегда, в той либо иной мере, сочетает воспитание и образование и ориентируется на создание природной ответственности к окружающему миру.
Экологическое воспитание как педагогический процесс ориентируется не только на экологические познания, но и исполняется через его ощущения - психологическую сферу, его искреннюю подготовку к воспитыванию экологических ценностей.
Экологическое воспитание - это неотъемлемая часть единой системы воспитания, и поэтому к обсуждению сути можно применять единые подходы теории воспитания.
Главные направления экологического воспитания возможны лишь на базе учета современности в целом, раскрытии главных целей, сути и противоречий в нем, а еще и выводов педагогической науки о современном состоянии, подходов и направлений к воспитанию в наши дни.
В настоящее время суть экологического воспитания невозможно рассматривать лишь как одну из частей природоохранной системы. Это необходимый компонент формирования и развития личности, который способен решить задачи следующих этапов развития цивилизации. Именно поэтому экологическому воспитанию придается столь важное общественное значение.
Сущность экологического воспитания можно определить такими категориями, как: мировоззрение - ценности - отношение - поведение, которые считаются главными составляющими всей системы. Любое звено представляется в последовательности и исполняет конкретную функцию, однако все они связаны между собой и взаимодействуют в процессе организации экологического воспитания.
В результате экологического воспитания обязано быть сформировано экологическое мировоззрение, основывающееся на естественнонаучных и гуманитарных познаниях, отражающее его глубокую уверенность личности в осмысливании целостности природы и человека. Справедливо выражение И.В. Цветковой о том, что сформировавшееся мнение о согласии и единстве отношений природы и общества в процессе экологического воспитания может содействовать установлению общественного порядка. Экологическое мировоззрение составляет основу принципов и способов знания в экологическом воспитании. Процесс становления экологического мировоззрения считается одной из труднейших задач в педагогике. Оно определяет систему ценностей, соответствующее им отношение и поведение к природе, обществу, человеку.
Отношение, являясь элементом системы экологического воспитания, характеризуется психологическими установками учеников к естественному и общественному окружению. В этих установках проявляется система ценностей, которая выражает уже сформированное мировоззрение. Отношения отображают психологический строй подростков, индивидуальности восприятий им экологических проблем. Экологическое воспитание обязано порождать эту систему взаимоотношений, которая пронизана ощущением глубочайшей ответственности за окружающую природу перед потомками и отображает гармоническое сочетание собственных и общественных интересов.
Отличительной чертой взаимоотношений, выработавшихся в процессе экологического воспитания, считается гармоничное сочетание убеждений и долга в решении задач по исследованию и охране природы.
Ценности. Данный элемент экологического воспитания направлен на создание ценностных ориентации, социальных, духовных, которые получали бы индивидуальный характер, характер твердых убеждений в незыблемости принятых основ и установок.
Воспитание лично значимых ценностей формирует личность подростка.
Поведение представляет в экологическом воспитании обобщающий элемент. Оно будет признано экологически грамотным в том случае, если соответствует сформированному мировоззрению, подходящим ценностным ориентациям и отношению к собственным действиям, к природе. Поведение подростка, его действия предоставляют возможность действительно судить об эффективности экологического воспитания.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Горностай П. П., Титаренко Т. М., Грабская И. А. Психология личности: Словарь-справочник – К.: «Рута», 2001. – 320 с.
2. Жукова Т. Н. Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста. – Режим достyпа: http://nspоrtal.ru
3. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П. Г Саморуковой – М: Просвещение, 1997. – С. 3 – 6.
4. Николаева С. Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 256 с.
5. Рыжова Н. А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы // Дошкольное воспитание. – 2001. – №7. – С. 61 – 69.
6. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 86 с.