Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Производственная жизнедеятельность коллектива неосуществима без столкновения мнений, идей, убеждений, целей как определенных его членов между собой, так и коллектива в целом вместе с руководителем.
Люди, работающие в организации, отличаются друг от друга: они неодинаково воспринимают обстоятельства, в которые они попадают в силу собственных индивидуальных особенностей. Данный факт зачастую приводит к тому, что у людей возникают разногласия при решении какого-либо спорного вопроса. Столкновение мнений возникает тогда, когда ситуация действительно имеет конфликтный характер [3, с. 63] .
Организация – это не только производственное объединение средств производства и людей, но и коллектив сотрудников, объединяющих свои способности и усилия с целью развития производства, принимающих инициативное участие в решении социально-экономических проблем. Организация, являясь значимой ячейкой социума, координирует и соединяет поведение коллег, специализирующихся на разнообразных типах деятельности, включает их в целостный трудовой процесс, решает как производственные задачи, так и создает условия для развития своих сотрудников.
Взаимосвязи и взаимоотношения складываются не только на базе производственной деятельности, а также под влиянием действительных условий жизни: психологических, политических, нравственных и т.д. Людей объединяют общие идеи, интересы, цели, нравственные принципы и нормы. Однако наравне с солидарностью в организации появляются и конфликтные ситуации [4, с. 171].
Проблематика организационных конфликтов получила в специальной научной литературе (психологической, социально-экономической) довольно широкое освещение.
В настоящее время издается значительное число учебной литературы, монографий, статей, которые посвящены исследуемой проблеме.
Среди зарубежных направлений исследований конфликта выделяются: психоаналитическое (А Адлер, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни); социотропное (С. Сигеле, У. Мак-Дугалл и др.); этологическое (Н. Тинберген, К. Лоренц); теория групповой динамики (Д. Креч, К. Левин, Л. Линдсей); фрустрационно-агрессивное (Д. Доллард, Л. Берковитц, Н. Миллер); поведенческое (А. Бандура, А. Басе, Р. Сирс); социометрическое (С. Додд, Э. Дженигс, Д. Морено, Г. Гурвич); интеракционистское (Д. Мид, Д. Шпигель, Т. Шибутани). Проблема конфликтов в организациях также притягивает внимание и отечественных ученых, но в их трудах не отмечается системность: высказывается огромное количество взглядов, точек зрения на причины появления этого явления, предлагаются абсолютно разные пути устранения конфликтов. Среди отечественных исследователей, которые рассматривают настоящую проблему можно выделить Т.Ю. Базарова, В.В. Бандурина, В.Р. Веснина, Б.Л. Еремина, А.Я. Кибанова, А.И. Морозова, Э.А. Уткина и др. [2, 8, 13].
Актуальность и важность исследуемой проблемы, ее незначительная разработанность определили выбор нами темы исследования: «Управление конфликтами в организации».
Цель исследования – рассмотреть природу и сущность конфликта в организации и проанализировать управление конфликтами в организации.
Объектом исследования является конфликт как социально-психологическое явление.
Предмет исследования – управление конфликтами в организации.
В соответствии с обозначенной целью и выдвинутыми темой и проблемой исследования, нами определены следующие исследовательские задачи:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. раскрыть понятие «конфликт», охарактеризовать его сущность и виды;
3. рассмотреть функции и причины конфликтов в организации;
4. Проанализировать управление конфликтами в организации.
Исследование проводилось на базе БДОУ «Детский сад № 4» г. Омска. Всего в исследовании приняло участие 31 человек: 1 руководитель подразделения и 30 сотрудников. Средний возраст участников исследования 42 года.
В качестве основных методов исследования применялись: теоретический анализ специальной литературы, наблюдение, диагностика, анализ продуктов деятельности, математическая обработка результатов.
Структура исследования. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. Эмпирическое исследование управления конфликтами в организации на примере БДОУ «Детский сад № 4» г. Омска
1.1. Общая характеристика дошкольного учреждения на примере БДОУ «Детский сад № 4» г. Омска
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад № 4» введено в эксплуатацию в ноябре 1969 года как Детский комбинат ОПХ Омское СНПО «Колос». Здание расположено в жилом массиве микрорайона СибНИИСХоз и рассчитано на 190 мест. В октябре 2013г. был введен в эксплуатацию новый (третий) корпус детского сада на 100 мест.
За годы существования не раз изменялся статус учреждения:
Детский сад № 4 Первомайского РОНО 01.07.1991 - 05.09.1996 МОУ дошкольного образования;
«Ясли-сад № 4» 06.09. 1996 – 20.01.1999 (Приказ № 39 от 01.03.96 Департамента образования администрации г. Омска);
МОУ дошкольного образования «Детский сад № 4 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального направления развития воспитанников» 21.01.1999 -02.11. 1999 (Приказ № 92 от 03.03.1998 руководителя управления образования Департамента социального развития администрации г. Омска.);
МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа-детский сад № 4» САО г. Омска 03.11. 1999 - 09.08.2004 (Приказ № 412 от 06.08.1999 года руководителя управления образования администрации г.Омска );
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 4» 10.08.2004 – 15.11.2006 (Приказ № 430 от 28.06.2004 года руководителя управления образования администрации г.Омска );
МДОУ «Детский сад № 4» 16.11.2006 (Приказ № 768 от 31.10.2006 года директора департамента образования Администрации г.Омска.
В 2007 году учреждение прошло процедуру лицензирования образовательной деятельности. С 1 января 2012 года - БДОУ г. Омска «Детский сад № 4».
В окружении детского сада имеются достаточное количество учреждений культурно-социального назначения: БОУ «Гимназия № 9», Сибирский научно-исследовательский институт Сельского хозяйства, Аграрный университет, Детский спортивный клуб «Колосок», детско-юношеская школа рукопашного боя «Белые медведи», студия современного танца «Сибирочка», почта, аптека, филиал поликлиники № 4.
Образовательно-воспитательный процесс представляет собой целостную педагогическую систему на основе интеграции различных направлений воспитательно-образовательной работы с детьми, построенной таким образом, что у каждого ребенка есть возможность найти применение своим творческим способностям, удовлетворить интересы и любознательность.
Деятельность нашего БДОУ направлена на обеспечение единства оздоровительного, воспитательно-образовательного процессов при неукоснительном соблюдении безопасности и прав ребенка.
За 45-летний период работы наш детский сад выпустил более 4000 воспитанников.
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад №4» – отдельно стоящее типовое, кирпичное 2-х этажное здание, расположенное в центре г. Омска. Юридический адрес: г. Омск-12, улица СибНИИСХоз, дом 3, корпус. Наш телефон: 77-59-49. Электронная почта: mdou4sao2011@mail.ru.
Адрес сайта: detsad004omsk.ucoz.ru
Заведующий: Елена Викторовна Москалец
Учредителем Учреждения является муниципальное образование «Город Омск».
Функции и полномочия Учредителя Учреждения от имени муниципального образования Город Омск» осуществляет администрация города Омска в лице:
− главы города Омска - в части назначения на должность и освобождения от должности руководителя Учреждения, утверждения его Устава, а также иных полномочий, отнесенных настоящим Уставом и действующими нормативно-правовыми актами к компетенции главы города;
− комитета по управлению имуществом г. Омска - в части наделения Учреждения муниципальным имуществом и осуществления полномочий собственника имущества, переданного Учреждению в оперативное управление;
− управления образования администрации города Омска, в ведении которого находится Учреждение,– в части установления для Учреждения муниципального задания в соответствии с предусмотренной Уставом основной деятельностью.
Полное наименование: Департамент образования Администрации г. Омска
Адрес: 644043, г. Омск, ул. Карла Либкнехта, 33, 6 этаж
Телефон: (381-2) 20-11-92
Факс: (381-2) 20-11-92
Время работы: с понедельника по четверг: 8:30–17:45, пятница: 8:30–16:30, перерыв: 13:00–14:00
Электронный адрес сайта: www.omsk.edu.ru
Электронная почта: obrazovanie@admomsk.ru
Директор департамента: Елецкая Инна Борисовна, (381-2) 20-11-92
Первый заместитель директора департамента: Ефимова Лариса Геннадьевна, (381-2) 20-13-30
Отдел дошкольного образования:
Телефон: (381-2) 20-01-00
Начальник отдела: Крючкова Лариса Викторовна, (381-2) 20-09-55
Основная цель деятельности БДОАУ «Детский сад № 4» г. Омска - предоставление услуг в области дошкольного образования, осуществление образовательного процесса и обеспечение содержания и воспитания воспитанников.
Для достижения поставленной цели данное учреждение осуществляет следующие виды деятельности:
воспитание и обучение;
обеспечение охраны здоровья детей;
удовлетворение потребностей потребителей в получении дошкольного образования;
познавательно-речевое, физическое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие дошкольников;
формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, обеспечение готовности к школьному обучению.
взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Воспитательно-образовательный процесс строится на базе примерной основной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой с использованием парциальных программ и методик, а также Музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!» (Б.А. Столяров, А.Г. Бойко, А.Г. Сечин, 2008), Проекта, направленного на формирование основ целостного мировоззрения ребенка средствами исследовательской деятельности «Исследуя, развиваемся!» и Проекта «Мы вместе: дети, родители, педагоги».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Базаров, Т.Ю. Психология управления персоналом: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Т.Ю. Базаров. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 381 c.
2. Вайнштейн, Л.А. Психология управления: учебное пособие / Л. А. Вайнштейн, И. В. Гулис. - Минск : Вышэйшая школа, 2018. - 382 с.
3. Василенко, М. А. Основы социально-психологического тренинга: моногр. / М.А. Василенко. - М.: Феникс, 2014. - 128 c.
4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - Москва, «Просвещение», 2013. - 378 с.
5. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: [курс лекций]: учебное пособие / Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва: АСТ, 2013 – 351 с.
6. Горбунова, М. Ю. Кадровый менеджмент и психология управления / М.Ю. Горбунова. - М.: Владос, 2015. - 224 c.
7. Гуревич, П.С. Психология личности: Учебное пособие для студентов вузов / П.С. Гуревич. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 559 c.
8. Зобова, А.Г. О современных тенденциях и методах управления конфликтами на предприятиях // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sovremennyh-tendentsiyah-i-metodah-upravleniya-konfliktami-na-predpriyatiyah (дата обращения: 02.05.2019).
9. Зуб, А.Т. Психология управления: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.Т. Зуб. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 372 c.
10. Ивановская, Л.В. Управление персоналом: теория и практика. Кадровая политика и стратегия управления персоналом: Учебно-практическое пособие / Л.В. Ивановская. - М.: Проспект, 2013. - 64 c.
11. Калина, Н.Ф. Психология личности: Учебник для ВУЗов / Н.Ф. Калина. - М.: Академический проект, 2015. - 214 c.
12. Караванова, Л. Ж. Психология: учебное пособие / Л. Ж. Караванова. – Москва: Дашков и Кº, 2014. – 263 с.
13. Кибанов, А.Я. Управление персоналом: Теория и практика. Оценка и отбор персонала при найме и аттестации, высвобождение персонала: Учебно-практическое пособие / А.Я. Кибанов. - М.: Проспект, 2013. - 80 c.
14. Ковалев, А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства / А.Г. Ковалев. - М.: Издательство политической литературы, 2014. - 272 c.
15. Конфликтология: Учебник / Под ред. В.П. Ратникова. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 543 c.
16. Литвак, М.Е. Командовать или подчиняться? Психология управления / М.Е. Литвак. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 384 c.
17. Самыгин, С.И. Социология и психология управления: Учебное пособие / С.И. Самыгин, Г.И. Колесникова, С.Н. Епифанцев. - М.: КноРус, 2015. - 311 c.
18. Столяренко, Л. Д. Психология делового общения и управления / Л.Д. Столяренко. - М.: Феникс, 2014. - 416 c.
19. Филина, Ф. Н. Самый лучший стиль управления // Новый менеджмент. - 2007. - № 5.- Режим доступа: http://www.new-management.info
20. Целютина, Т.В. Рациональное поведение руководителя и эффективная коммуникация в конфликте: стратегии управления конфликтами / Т.В. Целютина, Д.Л. Линкина, А.Н. Поляков // ПНиО. - 2015. - №1 (13). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ratsionalnoe-povedenie-rukovoditelya-i-effektivnaya-kommunikatsiya-v-konflikte-strategii-upravleniya-konfliktami (дата обращения: 01.05.2019).