Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последнее время отношение к области культуры стало кардинально меняться, появилось понимание её важной роли при формировании государственной политики в Российской Федерации,
сфера культуры признается как один из наиболее важных ресурсов социально-экономического
развития.
Настоящее время можно определить как эпоху инноваций. Инновации многолики, потому что они
включены практически во все виды человеческой деятельности, также туда входит и сфера культуры. Поэтому происходит увеличение роли следующих отраслей социально-культурной сферы:
культура, образование и наука. Можно отметить, что в какой-то степени культура стала определять систему права, экономику, способ организации государственной власти и плюс ко всему образ жизни каждого человека в отдельности и в целом любого государства.
1. Государственная политика в сфере культуры
В Российской Федерации в настоящее время стоит необходимость принятия новых законов и усовершенствование действующего законо-дательства в области культуры. Изменения, которые происходят в мире и непосредственно в Российской Федерации в общественной, политической и экономической жизни, приводят к тому, что появляется необходимость пересмотра и корректировки
уже существующих правовых основ, а также осуществляется принятие новых решений. Создание
условий для развития культурных процессов является достаточно важной задачей в государстве и,
при применении организационно-финансовых и законодательных рычагов, происходит создание
3
культурной среды нового качества, повышается уровень качества и разнообразия культурных
услуг, формируются кадры нового поколения и формата.
Относительно идеологии в Российской Федерации, то следует отметить, что в настоящее время
нет той идеологии, которая была бы присуща российскому государству. В Конституции РФ за основу взяли положение ο либеральной идеологии Западной цивилизации, что закреп-ляется в ст. 13.
Перспектива общественного развития в настоящий момент утеряна, в обществе в связи с этим
наступает всеобщая апатия с одной стороны и беззастенчивость с другой.
Общество существовать без идеологии не может, поэтому стали внедрять либеральные ценности
на уровне правовых и политических технологий. Ведь если нет идеологической системы, то государство начинает вырабатывать правовую и политическую идеологию прикладного характера, что
можно увидеть в системе органов государственной власти.
Также в Российской Федерации государственные органы должны проводить работу по формированию патриотизма. Современный патриотизм нельзя отделить от индивидуальности, нравственности веры в достоинство человека. Патриотизм как сугубо личное чувство к своей стране ставит в
тупик социально-политические субъекты и самих граждан.
Но при этом в Российской Федерации осуществляются програм¬мные пути формирования патриотизма среди граждан. Относительно федерального уровня происходит формирование основных
ценностей патриотического воспитания, а на региональном - осуществляются конкретные шаги по
вовлечению населения в этот процесс.
2. Экономическая политика государства в области культуры
Кроме законов, которые регулируют культурную деятельность как юридических лиц, имеет место
ряд нормативно-правовых документов, специально посвященных культуре и искусству. Наиболее
важным из них являются "Основы законодательства РФ о культуре "[2].
Так, в середине 90-х годов в РФ были созданы правовые условия для прямого и косвенного экономического регулирования деятельности некоммерческих организаций культуры и искусства. В
данной сфере довольно широко используются административные методы регулирования посредством лицензирования отдельных видов социально-культурной деятельности.
Кроме того, государство регулирует цены на некоторые виды услуг государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства.
Государством осуществляется прямое и косвенное экономическое регулирование культурной деятельности.
Прямое экономическое государственное регулирование деятельности культурных организаций
производится в виде безвозмездного целевого финансирования.
Существуют различные формы прямого финансирования из центральных бюджетов для организаций культуры и искусства, а также для их работников:
- полное финансирование текущих расходов и инвестиций;
4
- общие и целевые переводы;
- гранты учреждениям культуры;
- индивидуальные гранты для работников культуры,
Полное финансирование расходов применяется изредка и лишь относительно отдельных национальных культурных организаций (музеев, библиотек, архивов) [8].
Заключение
Важно заметить, что государственная культурная политика Российской Федерации в XXI веке осуществляется в условиях новой общественной системы, поляризации социального расслоения,
трансформации представлений о ценностях, отсутствия общенациональной консолидирующей
идеи. В этой связи роль духовности и культуры как отдельного человека, так и общества в целом
неизмеримо возрастает.
Именно культура как социальный институт способна обеспечить общественную стабильность, консолидировать государство и общество на решение важнейших национальных задач.
Главные приоритеты государственной культурной политики в Российской Федерации сегодня –
это появление новых организационно-правовых форм в организациях исполнительских искусств
(автономное учреждение, бюджетное учреждение, казённое учреждение) и разработка механизма финансирования по государственному заданию (система субсидирования). Эти меры будут
направлены на увеличение самостоятельности государственных учреждений культуры, а, следовательно, на привлечение внебюджетных средств и сокращение бюджетных затрат [6].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации / [Электронный ресурс]:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875#0 (Дата обращения -
01.06.2019 г.)
2. Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.1992. №
3612-I / [Электронный ресурс]:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=181702#0 (Дата обращения -
01.06.2019 г.)
3. Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении «Основ
государственной культурной политики». URL: http://docs.cntd.ru/document/ 420242192 (дата обращения: 31.05.2019).
4. Указ Президента Российской Федерации от 31.10.2016 № 581 «О создании Общероссийской общественно-государственной организации «Российский фонд культуры» / Официальный
5
портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/
Document/View/0001201610310038 (дата обращения: 31.05.2019).
5. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020
года»/ [Электронный ресурс]:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90601#0 (Дата обращения -
22.05.2019 г.)
6. Бабич А.М. Управление социально-экономическими процессами услуг культуры и искусства // Социальная политика и социальное партнерство. 2015. № 7. С. 52 - 62.
7. Балынин И.В. Финансовое обеспечение культуры и кинематографии в Российской Федерации в 2008-2020 гг. // Аудит и финансовый анализ. 2015. № 2. С. 213 - 217.
8. Думанян А.В. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. № 7(7). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 124-128.
9. Ивашкин М.В. Сфера культуры как объект управления и ее роль в развитии социальноэкономических отношений общества / М.В. Ивашкин, Г.К. Короткова // Вестник ТО-ГУ. - 2014. - №
1(20). - С. 201.
10. Мерзликина Е.В. вопросы государственного управления сферой культуры в РФ / Е.В.
Мерзликина // Университетская книга. – 2015. - №5. – С. 156-159.
11. Семенихина К.А. Система органов государственного управления культурой / К.А. Семенихина // Муниципальная экономика и управление. - 2016. - № 28. С. 2 9.
12. Тульчинский Г. Л., Шекова Е. Л. Менеджмент в сфере культуры; - , 2015. - 528 c.
13. Экономические основы культурной деятельности. Индивидуальные предпочтения и общественный интерес. В 3 томах. Том II. Экономическая политика в сфере культуры: новый век, новый
взгляд; - , 2015. - 456 c.