Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Количественные и качественные методы относятся к методам обработки данных. Количественные
методы можно определить, как математико-статистические приемы обработки психологической
информации, а качественные методы – это описание тех случаев, которые наиболее полно
отражают типы и варианты психических явлений и являются исключением общих правил.
Качественные и количественные методы отдельно в классификации тоже не оговариваются, но
предполагается, что они помещены в состав эмпирических методов. Иногда количественные и
качественные методы относят к неэмпирическим методам в соответствии с критерием этапности
процесса.
1.Понятие количественных и качественных методов
Цель коррекционной педагогики заключается не в установлении закономерностей, а в понимании
и описании проблем, поэтому она использует как качественные, так и количественные методы.
Количественные методы представляют собой приемы обработки цифровой информации, потому
что носят математический характер. Такие количественные методы как категоризованное
наблюдение, тестирование, анализ документов и даже эксперимент дают возможность получения
информации для диагностики проблемы. Эффективность работы определяется на завершающем
этапе. Основная часть работы – беседы, тренинги, игры, дискуссии – проводится с помощью
качественных методов. Из количественных методов наибольшей популярностью пользуется
тестирование.
Количественные методы имеют широкое применение в научных исследованиях и в социальных
науках, например, при проверке статистических гипотез. К количественным методам прибегают
для обработки результатов массовых опросов общественного мнения. Для создания тестов
психологи применяют аппарат математической статистики.
3
Методы количественного анализа делятся на две группы:
1. Методы статистического описания. Как правило, они направлены на получение количественных
характеристик;
2. Методы статистического вывода. Дают возможность полученные результаты корректно
распространять на все явление, делать заключение общего характера.
2.Применение количественных и качественных методов в коррекционно-педагогических
исследованиях
В коррекционной педагогике эксперимент является способом подтверждения справедливости
выдвинутой гипотезы и полученных результатов теоретического исследования. Это обусловлено
тем, что отсутствие адекватного формального аппарата и общепринятой аксиоматики не дает
возможность провести должного обоснования без соответствующего эксперимента.
Статистические методы играют существенную роль при планировании эксперимента и
подведении его результатов. Данные методы позволяют устанавливать степень достоверности
сходных и отличительных признаков исследуемых объектов, основываясь на результатах
измерений их показателей.
Целью педагогического исследования является эмпирическое подтверждение (опровержение)
гипотезы исследования или справедливости выдвинутых теоретических результатов.
В модели педагогического эксперимента выделяют: педагогический объект, его состояние
(изменение в ходе эксперимента). Объектом педагогического исследования могут выступать как
отдельный индивид, так и группа или коллектив (множество учащихся, обучаемых по новой
методике). О состоянии объекта судят по изменению его показателей (характеристик) и по
критериям, отображающим его основные характеристики. Критериями могут быть уровень
знаний, успеваемость и т.д., характеристиками – число сделанных ошибок, время выполнения
задания, число верно сделанных упражнений и т.д.
Заключение
Любое исследование, в том числе и для коррекционной педагогики, невозможно полноценно
выполнить, опираясь только на качественные или только на количественные методы. При всей
мощи современных количественных методов (кластерного анализа, корреляционного, факторного
анализа и др.), выросших возможностях математического аппарата, компьютеризации обработки
формальных данных, исследователь, опираясь только на них, часто не может проникнуть в суть
изучаемых явлений, понять причинно-следственные связи и генетическую основу развития
(изменения) изучаемого объекта. Использование только качественных методов анализа не
позволяет выйти на уровень статистически значимых обобщений, описать поведение не
отдельных, разрозненных компонентов, а системы в целом, в ее динамике, с прогнозированием,
определением возможного уровня состояния и развития в будущем.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Захарова И. Г. Модели и методы математической статистики в психолого-педагогическом
исследовании // Опытно-экспериментальное исследование в педагогике: логика, содержание,
инструментарий / под ред. А. Ф. Закировой. Тюмень: ТОГИРРО, 2012. 32 с.
4
2. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных
исследованиях. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. 396 с.
3. Равен Д. Педагогическое тестирование. Проблемы, заблуждения, перспективы: пер. с англ.
М.: Когито-Центр, 1999. 144 с.