Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Данная работа посвящена рассмотрению орнамента и цвета в японском костюме.
Японское искусство орнамента создавалось и оформлялось в единое несколько столетий. Как итог, сейчас мы видим достаточно самобытную систему, которая содержит в себе конкретный смысл и предназначена для определенных случаев.
Япония прошлых столетий была изолирована от других стран не коммуницируя с традициями соседей.
Традиционной религией Японии является синтоизм, которые наделяет объекты природы и явления божественными началами. Это обожествление также отражено и в орнаменте. Характерной чертой японского стиля является то, что орнамент выражает упорядоченность и взаимосвязь элементов природы между собой.
Целью данной работы является рассмотрение орнамента и цвета в японском костюме в период IX-XIV вв.
Задачи, поставленные нами:
1) Рассмотрение истории возникновения японского орнамента, его общих принципов и характеристик;
2) Описание характеристик и особенностей формирования орнамента в японском костюме в период Хэйан и Камакура.
3) Предметом исследования являются особенности японского орнамента в истории аристократов и самураев.
1 История возникновения японского орнамента
Рассматривая историю формирования орнамента в Японии, следует сказать, что он включает в себя влияние Китая и Индии. Художники Японии брали за основу декоративный стиль Китая и формировали свою, принципиально новую систему орнамента. В древние времена и времена Средневековья Япония была мирной страной, в которой редко велись войны. Поэтому традиции, создаваемые в ней на протяжении нескольких столетий, сохранялись и приумножались. Япония, ка результат, имеет основательные традиции, опирающиеся на поэтическое общение с природой, как мы уже и рассмотрели во введении [2].
Росписи Японии переплетены с обожествлением природы. По мнению жителей Японии, природа – это элемент единой космологической картины миры. В природе все иерархично, системно и упорядочено. Художник Японии, если выбирал конкретный мотив, старался не только передать его живость и «настоящесть» до зрителя, но и придумать средства и передать, насколько этот предмет или объект значителен. Это не просто, например, ирис или кипарис. Это то, что соединяет в себе силы природы, мощь предков, культурную память. И все это художник имел своей целью передать зрителю, смотрящему на его картину.
Как и в китайских мотивах, японские содержат в орнаменте множество символизма. Например, птицы и бабочки – это переживания любви, пожелание счастья. Если изображен журавль, то это означает удачу и процветание, долгую жизнь. Если изображен дайкон – это означает силу и мощь. Апельсин символизирует продолжение рода. Лотос обозначает целомудрие. Сакура олицетворяет нежность, бамбук – мужество и решимость. Мандариновая уточка, сидящая под деревом, является олицетворением супружеского счастья. Если изображены опадающие цветки сакуры – художник хотел показать изменчивость и недолговечность жизни человека. Цветущий пион означает статус личности. Императорская власть обозначается цветком хризантемы с шестью лепестками в виде круга.
Также есть и обозначения времен года:
Весна символизирует туманную дымку, цветки вишни, дерево ивы.
Лето символизирует кукушку, цикады, пион.
Осень символизируют хризантемы, олень, луна.
С зимой связаны символы цветы слив на снегу.
Японские узоры имеют названия. «Сей-гай-ха» – узор, обозначающий волну голубого океана. Если узор в виде сот пчел – это «кикко» (панцирь черепахи), символ доброй судьбы. Узор «фукура-судзуме» - воробьи. «Хиси-мон» - орехи водного каштана. «маругику» - узор из круглых хризантем.
Как правило, в Японии главными принципами в искусстве являются принцип асимметрии и свободное отношение художника к соотношению декоративных украшений и выражений и формой. Японское творчество выражает момент, когда узор и форма не связаны друг с другом, они как будто противоположны друг другу [3].
В японских произведениях есть всегда строгая логика и подчиненность конкретной цели. Цветовые сочетания, как правило, сонастроены друг с другом. Любой вид японского искусства подчиняется данным принципам, когда есть интересная, непростая связь узора, форма и материи.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) История костюма от первобытных времен до эпохи Возрождения. Методические указания для студентов по дисциплине «История костюма и кроя» /Сост. А.К.Курбатова. – СПб.: СПГУТД, 2005. – 40 с.
2) Курбатова А.К. История костюма и мода: методические указания. - СПБ.: СПГУТД, 2014
3) Петрова И. В. Что вы знаете о японском костюме. — М.: Легпромбытиздат, 1992. — 63 с.
4) Хорошилова О. А. Костюм в системе истории искусств. - СПб. : СПГУТД, 2011. - 84 с