Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1
Конституция РФ в ст. 25 прямо говорит о неприкосновенности жилища.
Прежде всего, следует знать, что закон понимает под жилищем:
• индивидуальный дом с жилыми и нежилыми помещениями внутри;
• квартиру, которая является частью жилищного фонда и пригодна для проживания (независимо от формы собственности);
• иные помещения и строения, которые не являются частью жилищного фонда, но предназначены для проживания людей (комната в гостинице, дачный дом, бытовка и т.д.).
Такое право неприкосновенности распространяется и на постройки во дворах домов, погребы, амбары, гаражи, иные помещения, которые стоят отдельно от жилых зданий. Вторгнуться на вашу территорию могут только на основании суда или установленных законом случаях.
О принципе неприкосновенности жилища гласит также ст. 3 ЖК РФ. Проникнуть в жилое помещение без согласия проживающих в нем граждан можно только в исключительных ситуациях, чтобы:
• спасти людей и их имущество;
• обеспечить безопасность граждан в случае пожара, стихийного бедствия, катастрофы, массовых беспорядков и иных ЧС;
• задержать предполагаемых преступников, пресечь совершение противоправного деяния, установить обстоятельства нарушения закона или несчастного случая.
Ответственность за нарушение неприкосновенности жилища
Если злоумышленник проник в чужое помещение против воли хозяина, то он нарушил его право на неприкосновенность жилища. Не имеет значения, каким способом он попал в жилище — открыто или тайно.
Установка в помещении специальных технических средств для прослушки и видеонаблюдения также считается незаконной.
Если преступник проник в дом с помощью обмана или злоупотребления доверием, то это не считается нарушением. Главное — хозяин дал свое согласие.
Преступление считается оконченным с момента проникновения в дом. Не имеет значения, добился преступник своих целей или нет.
Уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности жилища наступает с 16 лет. К ней может быть привлечен любой вменяемый гражданин.
Исключение — часть 3 ст. 139 УК РФ, где преступником выступает должностное лицо, использующее свое служебное положение.
Наказание по статье 139 УК РФ
Преступнику могут присудить:
• штраф до 40 тыс. руб.;
• обязательные работы до 360 часов;
• исправительные работы до 1 года;
• арест до 3 месяцев.
Нарушение неприкосновенности жилища карается строже, если совершено с применением насилия или угрозой расправы. Злоумышленнику грозит штраф до 200 тыс. руб., исправительные, принудительные работы или лишение свободы до 2 лет.
Статья содержит еще один квалифицирующий признак — использование служебного положения. Наказание последует в виде:
• штрафа до 300 тыс. руб.;
• отстранения от должности до 5 лет;
• принудительных работ до 3 лет;
• ареста до 4 месяцев;
• тюремного заключения до 3 лет.
По некоторым статьям нарушение неприкосновенности жилища выступает в качестве отягчающего обстоятельства. Например, значительно ужесточает санкцию за кражу, грабеж и разбой.
Закон четко устанавливает границы, когда ваш покой могут нарушить сотрудники МВД. Их можно объединить в четыре группы:
1. во время следственных действий;
2. в ходе оперативно-розыскных мероприятий;
3. на основании ст. 15 Закона «О полиции»;
4. иные способы, например, проникновение на объект, где введен режим контртеррористической операции.
В ст. 15 Закона «О полиции» говорится, что сотрудники полиции могут проникать на земельные участки, в помещения, чтобы оказать гражданам помощь, задержать преступника, пресечь совершение противоправного деяния или расследовать преступление.
Если речь идет о пресечении преступления, полицейскому разрешается взламывать замки, разрушать конструкции, которые мешают проникнуть внутрь, а также осматривать объекты и транспортные средства, находящиеся на частной территории.
Полицейский обязан:
• уведомить жильцов заранее об основаниях проникновения в жилище;
• по возможности не причинять ущерб имуществу;
• держать в тайне сведения о частной жизни граждан, которые ему стали известны;
• в течение суток составить рапорт о случившемся и проинформировать жильцов, если их не было дома в момент проникновения.
Да, если проводятся оперативно-розыскные мероприятия. Главное условие — получение согласия хотя бы одного из жильцов или разрешение администрации гостиницы. Помните, что ваши вещи при этом не вправе досматривать.
Ограничения неприкосновенности жилища допускаются лишь на основании судебного решения. Причина — наличие информации о:
• подготовке к преступлению;
• сокрытии следов совершенного деяния;
• нахождении в жилище подозреваемого или обвиняемого в преступлении;
• угрозе государственной, военной, экономической или экологической безопасности страны.
Но не всегда решение судьи — единственный вариант законного вторжения в дом. Если обыск не терпит отлагательств, его вправе разрешить следователь или дознаватель. Но они обязаны уведомить судью и прокурора в течение 3 суток.
Судья проверит законность решения об обыске. Если его признают противоправным, то все полученные доказательства аннулируются.
Помните, что любое нарушение неприкосновенности жилища карается по закону. Вы можете сообщить о преступлении в полицию.
В заявлении обязательно укажите:
• название отделения, Ф.И.О. руководителя и его должность;
• личные данные — Ф.И.О., адрес регистрации или проживания, телефон для связи;
• все обстоятельства нарушения закона — время и место совершения преступления, кто и когда проник к вам в дом;
• требование привлечь к ответственности конкретное лицо;
• дату и подпись.
Ваше заявление не только обязаны принять, но и зарегистрировать. Подтверждением служит талон-уведомление, который вам выдадут.
Учтите, что если к вам в дом вломились сотрудники правоохранительных органов по срочной необходимости, то такое поведение оправдано. Даже если они повредили ваше имущество.
Но если они устроили несанкционированный обыск, поломали мебель или получили доступ к вашей личной информации, вы вправе требовать компенсации ущерба и морального вреда.
Иск следует подавать в суд. Если ущерб ниже 50 тыс. руб., то обращайтесь к мировому судье. Когда он превысил указанную сумму, то в районный.
Задание 2
В соответствии с установленным порядком любой принимаемый законопроект проходит в Федеральном Собрании ряд последовательно сменяющих друг друга этапов, которые принято называть стадиями федерального законодательного процесса. Каждая из этих стадий относительно самостоятельна и имеет свою специфическую направленность.
В федеральном законодательном процессе выделяют основные (обязательные) и дополнительные (факультативные) стадии.
Поскольку российский парламент состоит из двух палат, федеральный законодательный процесс в Российской Федерации состоит из следующих основных (обязательных) стадий:
1) реализация права законодательной инициативы;
2) рассмотрение и принятие законопроекта в Государственной Думе;
3) рассмотрение и одобрение закона в Совете Федерации;
4) подписание закона Президентом РФ;
5) опубликование закона и вступление его в силу.
Дополнительные стадии федерального законодательного процесса связаны с отклонением от обычной законодательной процедуры и включают, например, получение заключения Правительства РФ, повторное рассмотрение Государственной Думой проектов, отклоненных Советом Федерации, повторное рассмотрение Государственной Думой и Советом Федерации проектов, отклоненных Президентом РФ.
Первой стадией любого законодательного процесса является реализация права законодательной инициативы, т.е. официальное предложение парламенту проекта закона, влекущее правовые последствия.
Право законодательной инициативы означает, что если проект закона представлен лицом или органом, обладающим этим правом, парламент обязан рассмотреть этот законопроект.
В Конституции РФ различаются две группы субъектов права законодательной инициативы: в первую входят субъекты, чье право законодательной инициативы не связано какими-либо компетенционными рамками; во вторую – те из них, которые пользуются правом законодательной инициативы лишь по вопросам их ведения.
Согласно ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ по вопросам их ведения.
Законопроекты федерального уровня, согласно ст. 104 Конституции РФ, вносятся только в Государственную Думу, при этом должны быть соблюдены установленные в Конституции и других федеральных законах правила их внесения. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.
Проекты законов, предлагаемые общественными организациями и гражданами, могут быть внесены только через субъектов, обладающих правом законодательной инициативы.