Фрагмент для ознакомления
1
1. Основные приемы анализа хозяйственной деятельности (индексный метод) 3
2. Анализ факторов изменения объема реализации продукции 6
3. Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами 10
Задание 1 13
Задание 2 13
Задание 3 14
Список литературы 17
1. Основные приемы анализа хозяйственной деятельности (индексный метод).
2. Анализ факторов изменения объема реализации продукции.
3. Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами.
Задание 1. Провести анализ изменения товарооборота за счет изменения количества реализованных товаров в отчетном периоде на основании следующих данных:
Вид товара Товарооборот за III кв., тыс. руб. Изменение количества реализованных товаров, % iq
Яблоки
Арбузы
Дыни
Виноград 800,00
500,00
350,00
150,50 +5,0
-1,5
-0,5
+ 3,0
Задание 2. Провести анализ выполнения плана по ассортименту выпускаемой на предприятии продукции по следующим данным:
Виды продукции
План, тыс. руб. Фактически, тыс. руб. Удельный вес, %
% выполнения плана
Всего В том числе
От плана
От факта
В пределах плана Сверх
плана
Пальто женское зимнее
Пальто женское демисезонное
П/пальто женское из ч/ш ткани
П/пальто женское из п/ш ткани 52275
30135
42300
37400 62730
16800
44300
38100
Итого
Задание 3. Проведите анализ эффективного использования персонала за счет изменения:
а) производительности труда;
б) удельного веса реализованной продукции в общем ее выпуске;
в) рентабельности продаж.
На основании нижеприведенных данных:
Показатели Значение показателей Изменения (+,-)
Предыдущий период Отчетный период
Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.
15477
17417
Валовой объем производства продукции в текущих ценах отчетного года, тыс. руб.
80000
100320
Выручка от реализации продукции, тыс. руб.
82410
96530
Среднесписочная численность работников, чел.
200
200
Рентабельность продаж, %
Удельный вес продаж в стоимости произведенной продукции
Среднегодовая выработка продукции одним работником (в текущих ценах), тыс. руб.
Прибыль на одного работника, тыс. руб.
Фрагмент для ознакомления
2
1. Основные приемы анализа хозяйственной деятельности (индексный метод)
Экономический анализ – это совокупность методов изучения научного исследования тех или иных явлений и процессов в экономике. Он используется для того, чтобы определить закономерности развития сектора экономики, и для оценки факторов, которые оказывают положительно и отрицательное влияние на эффектность экономических процессов. Основными инструментами экономического анализа являются аналитическое исследование и индексный метод .
Индексный метод анализа позволяет быстро и точно выявить связи между анализируемыми явлениями. Для определения индексного метода надо понять, что такое индекс. Под термином «индекс» следует понимать общий индикатор, который характеризует то, как изменяется уровень того или иного явления в течение времени. Он дает возможность сравнить текущее состояние с запланированной программой или прогнозом.
Индексы относятся к наиболее важным обобщающим показателям. Они широко используются для изучения изменений явлений во времени и в пространстве: для динамики, для сравнения уровней экономического развития по территории, с целью исчисления темпов экономического развития и отдельных его сфер, с целью анализа воздействия отдельных факторов на перемену исследуемых показателей, для оценки воздействия структурных сдвигов на изменение сложных показателей и др.
О важном значении индексного метода говорит то, что он используется для проведения анализа всех отраслей экономики. В последнее время очень важную роль начали играть индексы стоимости единицы продукции и доходов населения. В экономическом исследовании индексный метод используется для того, чтобы разделить основные индикаторы. Индекс представляет собой относительную величину, которая используется для осуществления эффективного анализа экономической деятельности, чтобы дать характеристику элементам явления, которые нельзя суммировать.
Индексы в экономическом анализе применяются в тех ситуациях, когда необходимо провести исследование для достижения следующих целей: оценка изменения явления или индикатора экономического характера относительно его уровня в предыдущем или базисном периоде; оценка того, как влияют изменения структуры явления на его динамику.
Кроме того, может быть рассчитано влияние факторов индексным методов. Это касается тех факторов, от которых зависит результативный признак. Индексный метод считается также важным аналитическим средством выявления взаимосвязей между явлениями. Способы построения индексов находятся в зависимости от содержания исследуемого явления, методологии расчета начальных статистических характеристик и целей исследования. В любом индексе выделяют три компонента: индексируемый показатель – показатель, соответствие уровней которого определяет индекс; сравниваемый уровень является уровнем, который сравнивают с иным; базисный уровень –считается уровень, с которым выполняется сравнение.
На примере рассмотрим применение индексного метода в анализе (пример условный, так как нет данных с конкретного предприятия).
По данным таблицы 1 определим влияние экстенсивности и интенсивности использования основных производственных фондов на прирост выручки от продажи продукции.
Таблица 1 – Данные для расчета влияния факторов индексным методом
№
Показатели
План
Факт Отклонение
(+,-) Темп
роста, % Темп прироста, %
1 2 3 4 5=4-3 6=4/3*100 =5/3*100
1 Выручка, тыс.р. 37600 46250 8650 123,0 23,0
2 Основные произв. фонды 47600 48300 700 101,5 1,5
3 Фондоотдача 0,79 0,96 0,17 121,5 21,5
Фондоотдача (f) – отношение выручки (N) к стоимости основных фондов (F):
f = N / F. (1)
Определим фондоотдачу:
- план: 37600/47600 = 0,79 р.;
- факт: 46250/48300 = 0,96 р.
Введем обозначения: 1 – факт, 0 – план.
Индекс роста выручки (IN):
I_N=N_1/N_0 =46250/37600=1,23.
Изменение выручки при индексном методе – разница между числителем и знаменателем:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Петрова Л.Н. Автоматизация анализа динамики товарооборота предприятия // Современное интеллектуальное пространство: идеи и реше-ния: материалы II международной научно-практической конференции. – 2017. – С.90-92.
2. Фридман А.М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества: Учебник. – 4-е изд. – М.: Дашков и К, 2015. – 656с.
3. Экономический анализ: Учебник / под ред В.И. Бариленко. – М.: Инфра-М, 2016. – 384с.
4. Экономический анализ: Учебник / под ред В.Я. Поздняковой. – М.: Инфра-М, 2016. – 496с.