Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
1.Физиологическая характеристика состояний возникающих в процессе двигательной деятельности (предстартовое состояние – виды и характеристики, «мертвая точка», «второе дыхание»). Роль разминки……….3
2.Перечислить двигательные качества и дать им определение. Гибкость – средства и методы развития. Контроль за гибкостью…………………………..4
3.Современные системы занятий и комплексы физических упражнений…….7 4.Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки к труду - обосновать, привести примеры……..8
Список используемой литературы……………………………………………...11
Фрагмент для ознакомления
2
1. Физиологическая характеристика состояний возникающих в процессе двигательной деятельности (предстартовое состояние – виды и характеристики, «мертвая точка», «второе дыхание»). Роль разминки.
Многие спортсмены знают, что за определенное время до начала соревнований (этот временной промежуток может длиться от нескольких часов или дней) у них может наблюдаться другое отличное от обычного самочувствие. Органы могут функционировать также по-другому. Как правило, это касается центральной нервной системы, а также сердечно-сосудистой. Также происходит активизация обмена веществ. Такое состояние получило название «предстартового» [2].
В случае, если перечисленные изменения умеренны, то они благоприятны и помогают организму мобилизоваться перед соревнованиями – «боевая готовность» спортсмена.
В случае, если спортсмен, наоборот, сильно возбужден, это неблагоприятно сказывается на его состоянии. Проявляться это может в дрожи рук, дрожи всего тела. Может быть и нарушение координации движений – «стартовая лихорадка». Последняя может стать причиной неудачного выступления спортсмена и спровоцировать «стартовую апатию». Последняя характеризуется торможением, которое приходит на смену чрезмерному возбуждению. В таком случае спортсмен уже не уверен в своих возможностях и может вообще изъявить желание в соревнованиях не участвовать.
Чтобы не было ни стартовой лихорадки, ни стартовой апатии, спортсменам важно выполнять разминку, которая нормализует уровень возбуждения и позволяет адекватно реагировать спортсмену на соревнование.
Если спортсмен недостаточно поразминался или имеет небольшой опыт в соревнованиях, во время его может появиться специфическое состояние организма – «мертвая точка» или «второе дыхание». Наиболее часто такие состояния встречаются в беге. Спустя какое-то время после старта у спортсмена может наблюдаться скованность движений в ногах, стеснение в груди, одышка и пр. Как раз это и носит название «мертвой точки». Что важно сделать спортсмену в таких условиях. Важно продолжать делать и не обращать внимание не неприятные ощущения в теле. Важно продолжать соревнования и не останавливаться. Постепенно неприятные ощущения в теле проходят, наступает облегчение и постепенно организм приходит в норму. Организм переходи в следующую стадию – «второе дыхание». Теперь спортсмену становится легче дышать, движения становятся легкими [10].
Перечисленные состояния спортсмена – «мертвая точка» и «второе дыхание» - имеют основу физиологии. Огромная скорость с самого старта без предварительной разминки инициирует недостаточное снабжение кислородом мышц. Когда скорость спортсмена снижается во время «мертвой точки», то это дает возможность привести баланс в норму и привести физиологические функции в состояние баланса. Затем все органы начинают работать синхронно друг с другом.
2. Перечислить двигательные качества и дать им определение. Гибкость – средства и методы развития. Контроль за гибкостью.
Двигательные (физические) качества – это качественные особенности двигательного действия. К двигательным качествам относят силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость [10].
Гибкость характеризуется человеческой способностью достигать большой амплитуды в выполняемом движении. Как правило, гибкость связана с подвижностью в суставах. Гибкость характеризуется способностью реализовывать максимально возможную подвижность в суставах. Гибкость и подвижность – это одновременно разные и похожие понятия. Сустав одновременно подвижен. Значит, спортсмен гибкий.
Гибкость определяется конфигурацией суставов и полусуставов. А также гибкость определяется возможностью мышц и связок растягиваться. Если суставы и полусуставы недостаточно подвижны, это дает ограничение в проявлении силы, скорости, выносливости и координации способностей спортсмена. Это также приводит к ухудшению внутримышечной и межмышечной координации. Экономичность работы снижается. Связки и мышцы в таком случае могут пострадать (растянуться или может произойти их разрыв).
Различают несколько видов гибкости.
На рисунке 1 мы показали виды гибкости по форме проявления.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Введение в теорию физической культуры: Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры/ Под ред. Л. П. Матвеева. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 128с.
2) Голиков Н. В. Работы Л. Л. Васильева об основных нервных процессах и их место в современной физиологии/ Н. В. Голиков, А. Г. Копылов//Физиологические механизмы основных нервных процессов. – Л., 1985. –Т. 75, вып. 5. – С. 15–23.
3) Данилова Н. Н. Физиология высшей нервной деятельности/Н. Н. Данилова, А. Л. Крылова. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – 480 с.
4) Двигательный режим и старение: (тезисы конференции) : апрель 1963 г.. — Киев: [б. и.], 1963. — 144 с.
5) Железняк Ю. Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 272 с.
6) Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. ред. Ю. Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2013. – 464 с.
7) Максименко А. М. Основы теории и методики физической культуры:Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: 4-й филиал Воениздата, 2011.-319 с.
8) Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
9) Медведев В. И. Функциональные состояния человека/ В. И. Медведев, А. Б. Леонова// Физиология трудовой деятельности/ отв. ред. П. М. Костюк. – СПб.: Наука, 1993. – С. 25–61.
10) Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. ред. Ю. Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2013. – 464 с.