Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1
Составьте таблицу «Исторические аспекты развития педагогической психологии»
Составьте сводную сравнительную таблицу «Исторические аспекты развития педагогической психологии»
Задание 2. Представьте эссе на тему «Психологический портрет идеального педагога».
Составьте психологического портрета идеального педагога по следующей схеме:
1. Профессиональные качества
2. Личностные качества
3. Свойства и качества личности педагога, способствующие межличностной коммуникации
Что включает в себя понятие «педагогическая работа»? Ассоциации, приходящие сразу – это «обучение», «воспитание», «образование» и пр. «Воспитывать» – от «в ось питание». Это процесс творчества, имеющий цель качественного взаимодействия педагога и учащихся, формируя развивающую среду. «Образование» - от глагола «создавать», «формировать». Благодаря образованию происходит постоянная передача поколениям навыков, опыта, знаний, ценностей культуры и творчества. Педагог и воспитывает, и формирует личность ребенка в процессе образования; создает предпосылки к тому, чтобы дети осваивали социальные, культурные ценности социума, развивали эффективные способы мышления, общались и развивали навыки эмпатии [1]. Это постоянно трансформирующийся, меняющийся процесс, который создают и педагог, и ребенок, их личности.
В последние несколько десятилетия мы наблюдаем постоянные инновации в системе образования. Происходит трансформация организационных систем образования, для достижения максимального качества обучения. При этом важно сохранить благополучие в плане психологии, физики и умственных способностей ребенка. То есть принцип «не навреди» - он главный, в том числе.
Задача школы – формирование максимально возможного, всестороннего, гармоничного развития ребенка, учитывая его индивидуальные личностные особенности [4].
Профессий в современном мире немало, но каждого специалиста создает именно преподаватель. Для каждой эпохи был свой портрет идеального учителя. Но во все времена ценили, прежде всего, знание своего предмета, общую эрудицию и хорошие взаимоотношения с учащимися. В современном представлении идеальный преподаватель, кроме глубоких знаний, должен обладать такими качествами, как доброта, внимательность, чувство юмора, такт. Он должен уметь увлечь свою аудиторию, иметь индивидуальный подход к каждому учащемуся, а также хорошо выглядеть. Преподаватель должен любить свою работу и, прежде всего, быть хорошим психологом. Главное - чтобы он научил учиться, что представляет большое значение в продолжении образования. Конечно же, идеальных преподавателей, которые бы в полной мере владели всеми компетенциями на достаточно высоком уровне, практически не бывает. И здесь главное, чтобы преподаватель понимал свои сильные и слабые стороны и необходимость развития своего мастерства.
Образ учителя должен вдохновлять учащихся к творчеству, он влияет на формирование представлений, установок, ценностей, мировоззрения воспитанников и способствует формированию имиджа учащихся.
Важным качествами педагога являются, на наш взгляд, следующие:
1) Профессиональная компетентность. Важно, чтобы педагог имел соответствующий уровень образования и культуры, имел широкий кругозор по решению педагогических и психологических проблем.
2) Доброжелательность (чуткость, умение «считать» настроение учащихся, желание помогать). У педагога, как правило, есть стойкое и выработанное чувство доверия к миру и к себе. Личности, у которых нет доверия к миру или они недоброжелательны, как правило, неэффективны в педагогике.
3) Способности к коммуникации и организации (важно уметь договариваться с любым учеником, проявлять общительность и знания
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Вьюнова Н.И. и др. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. – М.: Академия, 2005
2. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М.:Академия, 2006.
3. Ги Л. Прикладная педагогическая психология. – М.: Прайм-Еврознак, 2007.
4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб.: Питер, 2006
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2005.
6. Сарычев С.В., Логвинов И.Н. Педагогическая психология. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2006.