Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Действия человека, связанные с использованием земель в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и как простран-ственного операционного базиса, подразумевают необходимость их охра-ны от нерационального, неправильного использования.
Причиной организации мер по охране земель является объективная необходимость устранения негативных последствий, возникающих в ре-зультате использования земельных ресурсов и влияющих на состояние зе-мельного фонда страны, как в данный момент, так и в перспективе.
Восприятию, усвоению и реализации положений об охране и рацио-нальном использовании земельных участков, закрепленных в законода-тельстве, способствуют нормы, предполагающие ответственность за зе-мельные правонарушения. В правовой науке юридическую ответствен-ность определяют, как применение к правонарушителю предусмотренных мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного, либо имущественного характера.
1. Административные правонарушения в сфере землепользова-ния
1.1 Состав и признаки земельных правонарушений
Земля как особый объект вещных прав наиболее уязвима в плане проявления в отношении нее различных правонарушений и преступлений. Защита земли от таких деяний это, в большей части – наказание за уже со-вершённые правонарушения, которое наступает по мере их выявления.
В действующем законодательстве РФ нет точного определения поня-тия «земельные правонарушения».
Однако по общему правилу, под земельным правонарушением сле-дует понимать противоправное деяние (действие или бездействие), направ-ленное против установленного Конституцией РФ и иным законодатель-ством земельного строя, порядка управления и пользования землей, ее охраны, а также против земельных прав и интересов юридических лиц и граждан.
1.2 Классификация правонарушений в сфере землепользования
Выделяют следующие виды земельных правонарушений:
В области охраны собственности:
самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд;
уничтожение межевых знаков;
порча земель (загрязнения, снятие плодородного слоя почвы, уничтожение плодородного слоя почвы);
самовольное занятие земельного участка;
использование земли не в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории и разрешенными видами ис-самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых;
самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения и занятие участка лесного фонда или участка леса, не входя-щего в лесной фонд;
пользование недрами без разрешения (лицензии), либо с нару-шением условий, предусмотренных разрешением (лицензией);
пользования;
нарушение требований по рациональному использованию предоставленных земельных участков .
2. Ответственность за административные правонарушения в сфере землепользования
2.1 Профилактика правонарушений в сфере землепользования
Профилактика правонарушений в сфере землепользования – мера весьма призрачная, юридически не определенная и на сегодняшний день на практике не применяемая.
Установка соответствующих информационных щитов или разъясни-тельная работа среди граждан, как профилактические меры, даже теорети-чески, не воспринимаются всерьез. А личная ответственность, стремление знать и соблюдать законы не относятся к нашему традиционному стилю жизни.
Таким образом, профилактическая и воспитательная роль отводится наказанию за правонарушения, которое должно быть разумным и главное соразмерным возмездием за совершенное, и уроком для воздержания от аналогичных действий в будущем как правонарушителя, подвергшегося наказанию, так и иных лиц. Именно это и установлено статьей 3.1. КоАП РФ .
Цели административного наказания: административное наказание является установленной государством мерой ответственности за соверше-ние административного правонарушения и применяется в целях преду-преждения совершения новых правонарушений как самим правонаруши-телем, так и другими лицами.
Однако вопрос соразмерности ответственности, предусмотренной Кодексом об административных правонарушениях в сфере землепользо-вания и тяжести совершенного деяния, зачастую даже не ставится при определении наказания.
По-настоящему действенными можно назвать лишь меры в отноше-нии нарушений использования земель сельскохозяйственного назначения, поскольку процедуры по выявлению и устранению их четко регламенти-рованы и имеют прогрессивную шкалу вплоть до изъятия земельного участка у нерадивого собственника.
Подобные меры предлагаются законодателем и в отношении иных категорий земли, но с точки зрения незыблемости института частной соб-ственности не допустимы. Поэтому требуется более грамотный подход к совершенствованию мер ответственности за нарушение земельного зако-нодательства, который создаст с одной стороны высокий уровень ответ-ственности собственников и уважение иных лиц к чужой собственности, а с другой утвердит все общество в неприкосновенности личного имущества .
2.2 Меры административной ответственности в сфере земле-пользования
Следует отметить, что в Российской Федерации в сфере земельных отношений применяются различные виды юридической ответственности – уголовная, административная, гражданская, дисциплинарная.
Не приуменьшая важность каждой из них, наиболее распространен-ным видом юридической ответственности за правонарушения в сфере зе-мельных отношений является ответственность административная.
Данный вид ответственности является репрессивным видом юридиче-ской ответственности, связанным с применением уполномоченными госу-дарственными органами и должностными лицами административных нака-заний к субъектам, виновных в совершении административного проступ-ка, которые не имеют значительной общественной опасности и предусмот-рены действующим административным законодательством.
Главным признаком административной ответственности является её преимущественно внесудебный, административный порядок назначения и применения санкций.
Характерной особенностью законодательства об административной ответственности в сфере земельных отношений является то, что его нормы, как правило, носят бланкетный характер .
Под бланкетными принято понимать нормы, которые сами не рас-крывают правило поведения, а содержат ссылку на другой нормативно-правовой акт либо указывают на незаконность действий и таким образом отсылают правоприменителя к соответствующему закону.
Так, положения Земельного Кодекса РФ не закрепляют правонару-шения, а лишь указывают, что лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответствен-ность в порядке, установленном законодательством (ст. 74).
Большинство составов земельных правонарушений в России изложе-но в Кодексах об административных правонарушениях.
Анализируя Кодекс РФ об административных правонарушениях, можно сделать вывод, что нормы, устанавливающие административную ответственность за нарушения в сфере земельных отношений, рассредото-чены по всему Кодексу, что хотя и незначительным образом, но все же усложняет процедуру применения административной ответственности.
Заключение
Анализ правоприменительной практики Кодекса об административ-ных правонарушениях позволяет сделать вывод, что привлечение к ответ-ственности злостных нарушителей земельного законодательства, извлека-ющих материальную выгоду из своей противоправной деятельности, носит формальный характер, также как и оценка степени вины землепользовате-лей, оказавшихся в роли правонарушителей по вине должностных лиц (кадастровых инженеров, сотрудников органов местного самоуправления и др.).
Такое положение вещей не способствует повышению уровня созна-тельности и не может сформировать у землепользователей собственной гражданской позиции и личной ответственности. До настоящего времени также не решена проблема обеспечения необходимой инженерной инфра-структурой земельных участков, подлежащих предоставлению для жи-лищного строительства семьям, имеющим трех и более детей. Органами исполнительной власти обязанности по надлежащему ее финансированию не исполняются.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2- ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 11.10.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
3. Волков П.А. Современный подход к определению понятия административной ответственности // Общественные и гуманитарные науки. – 2017. - № 10. – С. 59-64.
4. Галиновская Е.А. Институт юридической ответственности как составляющая земельного правопорядка / Е. А. Галиновская // Журнал российского права. - 2014. - №1. - С. 41-48
5. Гагаринова Н. В. Правовое обеспечение землеустройства и кадастров: учеб. пособие / Н. В. Гагаринова, К. А. Белокур, А. В. Матвеева. – Крас-нодар: КубГАУ, 2018. – 175 с.
6. Гагаринова Н. В. Управление земельными ресурсами: учеб. пособие / Н. В. Гагаринова, М. В. Сидоренко. – 2-е изд. – Краснодар : КубГАУ, 2017. – 159 с.
7. Гречина, Л. А. Административное право Российской Федерации. Курс лекций. Учебное пособие / Л.А. Гречина. - М.: Проспект, 2017. - 112 c.
8. Земельное право России : учебник для вузов / Б. В. Ерофеев ;науч. ред. Л. Б. Братковская. — 12-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 679 с.
9. Конин, Н. М. Административное право. Учебник / Н.М. Конин, Е.И. Маторина. - М.: Юрайт, 2015. - 576 c.
10. Краснов, А.С. Административная ответственность. Учебно-методический комплекс. Сборник административно-процессуальных документов / А.С. Краснов. - М.: Проспект, 2017. - 651 c.
11. Макарейко, Н.В. Административное право. Учебное пособие для вузов / Н.В. Макарейко. - М.: Юрайт, 2016. - 336 c.