Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Для правильного понимания курса «Экономика» необходимо опре-делить предмет и методы, а также функции экономики — то, что она непо-средственно изучает. На этот вроде бы простой вопрос о предмете науки специалисты не дают однозначного ответа. Вот уже три столетия экономи-сты-теоретики различных направлений и школ высказывают противоре-чащие друг другу взгляды. За это время несколько раз менялись пред-ставления об источниках богатства общества, о роли государства в хозяй-ственной деятельности и обновлялось даже название самой науки.
В прошлом люди, начинающие изучать экономику, обычно требова-ли, чтобы им было дано краткое, в одном предложении, определение этого предмета. И надо сказать, что этот сильный спрос не испытывал недостат-ка в предложении. Перечень определений достаточно велик.
Экономика призвана изучать и объяснять процессы и явления эконо-мической жизни, а для этого она должна проникать в суть глубинных про-цессов, вскрывать законы и предсказывать пути их использования.
Целью данной контрольной работы является рассмотрение экономи-ка как науки. Для того чтобы достичь этой цели, необходимо решить сле-дующие, стоящие передо мной задачи:
- рассмотреть зарождение и основные этапы развития экономической мысли;
- изучить технико-экономические особенности отдельных видов транспорта;
- на основе изученного материала выполнить тестовые задания;
- решить представленные задачи.
1 Зарождение и основные этапы развития экономической мысли
Экономическая наука является результатом длительного историче-ского развития. Экономическая теория как совокупность экономических взглядов берёт своё начало с учений древнегреческих мыслителей. Учёные античного мира Ксенофонт, Платон, Аристотель сформулировали исход-ные положения экономической теории, отразили организацию домашнего хозяйства и хозяйств рабовладельцев.
В возникновении экономической теории как науки можно выделить три этапа: донаучный этап, этап решения экономической теории как науки в форме классической политической экономии, этап развития экономиче-ской теории как науки в виде «Экономикс» и разработки современных теоретических направлений.
1-й этап «экономия» (ойкономия – «ойкос»: дом, домохозяйство, «номос»: закон). Термин появился античном мире в трудах Ксенофонта и Аристотеля.
2-й этап связан со становлением капитализма. В качестве предмета ставятся объективные экономические законы, законы по которым разви-ваются экономическая жизнь общества и производственные отношения. Впервые термин «политэкономия» появился в работе французского эко-номиста Антуана Монкретьена в 1615 году («Трактат о политической эко-номии»). «Политейя»: общество, государственное устройство. Политиче-ская экономия – это наука о государственном управлении экономикой, призванная защищать интересы господствующего класса. Она выступает в качестве теоретической базы или фундамента для всех экономических наук.
В своем развитии экономическая наука прошла длинный путь, во время которого формировались различные школы. Первая теоретическая школа в экономической науке – Меркантилизм (А. Монкретьен, У. Стаф-форд).
Меркантилисты считали, что богатство общества возникает в торгов-ле (деньги, золото) поэтому предлагали меры по увеличению количества денег: поощрять экспорт товаров за границу, ограничивать импорт, осу-ществлять государственное регулирование, ограничение в оплате труда.
Вторая теоретическая школа – школа физиократов («физиократия» - власть природы). Основоположники: Ф. Кенэ, Дидро, Руссо и др. Един-ственным источником богатства считали природу, а именно с/х. Промыш-ленность – второстепенная отрасль.
Третья школа – классическая политическая экономика. Сторонники: А. Смит, Д. Рикардо, В. Петти. Основные положения: источником богат-ства является материальное производство, продукты человеческой дея-тельности - труд; Заложили основы трудовой теории стоимости. Меропри-ятия: развитие конкуренции в частной инициативе, ограничение роли гос-ударства. Господствовала классическая теория в XVIII – XIX веках. На ос-нове классической политической экономии сформировалось марксистское направление экономической теории.
3-й этап – «экономикс». Термин появился в 70-х гг. XIX в. В работе А. Маршалла «Принципы экономикс». Это и есть по существу экономиче-ская теория – наука об экономическом поведении людей в производстве, распределении, обмене и потреблении жизненных благ в целях удовлетво-рения их потребностей при ограниченных ресурсах.
Современные направления экономической теории:
В конце XIX начале XX века появились направления маржинализм, неоклассическое, кейнсианское, теория общественного выбора, монетар-ное, институцианализма, неолиберальное.
Маржиналисты (Альфред Маршалл, Кларк): анализ предельных ве-личин, субъективный подход к экономическим явлениям, функциональ-ность в экономических исследованиях, построение теории оптимального поведения.
Неоклассическое направление – лидер: Милтон, Фридмен. Основные идеи: «рейганомика» или монетарная политика; свободный рынок, мини-мум
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бедрина, Е.Б., Козлова О.А. и др. Введение в экономическую тео-рию.- Екатеринбург: УГТУ-УПИ. - 2016. - 210 с.
2. Бородич, С.А. Экономика. Учебное пособие для студентов эконо-мических специальностей / С.А. Бородич,- М.: Новое знание. - 2016. - 403 с.
3. Войтов, А.Г. Экономика. Общий курс / А.Г. Войтов. - 9-е изд., пе-рераб. и доп.- М.: ИТК Дашков и К. - 2016. - 600с.
4. Гуреева, М.А. Основы экономики транспорта: учебное пособие / М. А. Гуреева. – Москва: Академия, 2014. – 188 с.
5. Туревский, И.С. Автомобильные перевозки: учебное / И. С. Турев-ский. – Москва: Форум: Инфра-М, 2016. – 222 с