Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Бронхиальная астма является одним из наиболее распространенных заболеваний в современном мире. По последним данным, число больных астмой в России составляет 7 миллионов человек. Среди взрослого населения болезнь регистрируется более чем в 5% случаев, а у детей встречается около 10%. Больные бронхиальной астмой сегодня могут жить комфортно, практически не замечая своей болезни. Заболевание может развиться в любом возрасте. У половины больных бронхиальная астма развивается в возрасте до 10 лет, еще у трети - до 40 лет. Учитывая социальную значимость в соответствии с Правительства Российской Федерации от 30.07.94 №890 пациент с бронхиальной астмой имеет право на бесплатное получение лекарственных средств. Правительство регионов России приняло на ближайшие годы региональную целевую программу по лечению и профилактике бронхиальной астмы.
Бронхиальную астму (БА) определяют как хроническое воспаление дыхательных путей, которое вызывает их гиперреактивность, бронхиальную обструкцию и респираторные симптомы. Взрослые больные БА жалуются на одышку, чувство нехватки воздуха, свистящее дыхание, выделение мокроты, кашель, особенно ночью и ранним утром. У детей с БА чаще отмечается атопический фон (атопический дерматит/экзема, наследственная отягощенность аллергическими заболеваниями, пищевая аллергия и т.д.); повторяются эпизоды бронхиальной обструкции, нередко связанные с острой респираторной вирусной инфекцией. У больных всех возрастных групп БА иногда проявляется только повторными эпизодами кашля, особенно ночью, после физической нагрузки, однако такой характер течения БА больше характерен для астмы детского возраста.
Бронхиальная астма требует от больного длительного, иногда непрерывного и тщательного соблюдения медикаментозных программ, особого режима жизни, целого ряда ограничений. От соблюдения этих условий зависит успешность предлагаемых специалистом программ ведения больных. Обучение пациентов является необходимой составной частью комплексной программы лечения больных бронхиальной астмой.
Для адекватного контроля данного заболевания необходима осведомленность пациента о своей болезни и возможностях современной медикаментозной терапии. Одной из лучших и эффективных форм обучения являются систематические занятия.
Актуальность: Актуальность этой темы обусловлена тем, что при недостаточном или плохом обучении пациента с БА(Бронхиальная астма) невозможно добиться поддержания здоровья и самоконтроля во время приступа при данном заболевании как БА. Овладение специальными навыками самоконтроля и самоповедения должны быть усвоены в полном объеме пациентом, для поддержания устойчивого, стабильного состояния своего заболевания, правильного поведения во время приступов и их предотвращение в дальнейшем. Для этого используются различные формы, методы и средства обучения, которые являются актуальными, наглядными и доступными.
Проблема: Проблема может быть в этом вопросе иметь явные 2 стороны. Первая проблема –это неквалифицированный средний и старший медицинский персонал, который не может довести до пациента суть заболевания при БА, самоконтроля во время приступа и лечении. Вторая проблема – это не признание серьезности и значимости заболевания пациентом важности соблюдения всех навыков, приобретенных от медицинского персонала с помощью уроков.
Цель: Обеспечение и определение методов информации и доведение их до пациента в полном объеме квалифицированным медицинским персоналом при помощи специальных лекций в астма-школах.
Задачи:
1. Провести анализ научной литературы по обучению пациентов при БА.
2. Обеспечение повышения квалификации медицинских преподавателей.
3.Повышение количества уроков обучения медицинского персонала, пациента в астма-школе.
1. Провести анализ целей и задач обучения в астма-школе
2 Выделить особенности обучения пациентов при БА в астма-школе
3. Провести исследование, направленное на выявление специфики обучения пациентов в астма-школе, связанное с сохранением и поддержанием здоровья при бронхиальной астме, самоповедением и самоконтролем во время приступа
4. Обобщить и сделать выводы
Объект исследования: пациенты страдающие БА, обучающийся в астма-школе.
Предмет исследования: реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в астма-школе, формы обучения.
Методы исследования:
1. Аналитический
2. Социологический
3. Анкетирование
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ
1.1 Цели и задачи астма-школы
Как известно, астма — хроническое заболевание и требует длительного, серьезного лечения. На сегодня, к сожалению, эту болезнь излечивать окончательно еще не научились, поэтому основная цель лечения — контроль за течением заболевания. В понятие контроля входит целый комплекс мер, которые врач и пациент проводят совместно. Именно совместно! Союз пульмонолога-аллерголога и астматика очень важен для продуктивного воздействия на болезнь. Специалисты отмечают, что только 60% пациентов соблюдают рекомендации лечащего врача, остальные своим бездействием или ошибками провоцируют обострение болезни.
Врачи говорят, что больному знать о своей болезни необходимо не меньше врача, чтобы человек научился «уживаться» с бронхиальной астмой.
Известно, что школы бывают разные: спортивные и музыкальные, шахматные , математические, и учатся в них, в основном, дети. Оказывается, есть школа для больных! Да-да, такие тоже существуют! Для страдающих бронхиальной астмой доктора придумали Астма-школу. Она должна быть в каждой крупной поликлинике или в некоторых городах находится в пульмоцентре.
Более эффективные лекарственные препараты выпускают ежегодно. Совершенствуются их формы, повышается их безопасность. Но, несмотря на это, частота обострений бронхиальной астмы до сих пор на высоком уровне. Многие пациенты, к сожалению, не понимают, что значительно облегчить жизнь может элементарное соблюдение гипоаллергенного режима, а также знания о течении заболевания и информация о профилактике его обострений.
Страдающие астмой и их близкие часто не имеют навыков самоконтроля, теряются в ситуации, когда нужно оказать первую помощь при развитии острых аллергических реакций и обострении хронических заболеваний.
Приходите вас научат... решать задачиастма школа обучение
Конечно же в школьный курс обучения входят теоретические вопросы, подробно останавливаются на понятиях и механизмах возникновения аллергической реакции, ее клинических проявлениях, методах лечения и профилактики. Но только теорией все не заканчивается, обязательны практические занятия, которые формируют у человека навыки самопомощи.
Кстати, слушатели в такой школе даже решают задачи, разумеется, не простые, а ситуационные, которые помогут пациенту сориентироваться в критической обстановке. Астматик сможет легко ответить на вопросы: «Что делать, если начался приступ астмы?», «Как оказать помощь человеку в момент приступа астмы?», «Что делать, если под рукой нет лекарств?».
В обучающем курсе аккумулируют опыт лечения тысяч больных бронхиальной астмой. В среднем, в группе 4-5 человек – это немаловажно: слушатели могут получить советы врача и задать интересующие их вопросы, а также поделиться личным опытом борьбы с астмой.
Услышав диагноз у многих опускаются руки, тяжело остаться один на один с заболеванием. Зачастую человек может помочь себе во многом сам, нужно просто рассказать ему, как и что делать! Здоровье каждого человека – в его руках. На занятиях в Астма-школе научат жить с этим сложным заболеванием, причем жить полно насыщенно.
Цели Астма-школы:
Дать астматику представление о заболевании, рассказать как сегодня возможно лечить бронхиальную астму.