Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Коммерческая концессия это новый самостоятельный институт в российском гражданском праве. Нормы данного института осуществляют правовое регулирование особого способа ведения предпринимательской деятельности.
Современный бизнес - это обширные интеграционные связи. При этом многие предприниматели выбирают модель ведения своего бизнеса, которая дает возможность использовать преимущества других, более крупных компаний, в том числе маркетинговые стратегии, объекты интеллектуальной собственности, в первую очередь - ноу-хау.
Для российской юриспруденции коммерческая концессия является новым, недостаточно изученным институтом. Несмотря на то, что нормы о договоре коммерческой концессии были приняты давно, полноценно заработали они только после реформы ГК РФ, в части принятия части четвертой, включающей раздел VII «Право интеллектуальной собственности». Из-за этого проблемам правового регулирования договора коммерческой концессии долгое время не уделялось достаточного внимания. Между тем сегодня интерес к данной проблеме гораздо выше, что связано, прежде всего, с нарастающим количеством судебных споров, а так же с изменениями в действующем законодательстве, посвященном правовому регулированию данного института.
Цель работы – рассмотреть содержание договора коммерческой концессии.
В соответствии с поставленной целью необходимо решение задач:
- раскрыть правовую природу и признаки договора коммерческой концессии;
- рассмотреть исключительные права как объект договора коммерческой концессии;
- отразить форму и содержание договора коммерческой концессии;
- изучить особенности передачи исключительного права по договору коммерческой концессии.
Объектом исследования является правовой анализ совокупности правоотношений, возникающих между субъектами гражданского общества в процессе исполнения обязательств по договору коммерческой концессии.
Предметом исследования являются действующее законодательство, гражданско-правовая доктрина, материалы правоприменительной практики, вязанной с договором коммерческой концессии.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания: анализ, синтез, системный метод. В ходе исследование так же использовались специальные научные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой и иные методы.
Теоретическую основу работы составили работы таких ученых, как: Алексеев В.А., Брагинский М.И., Витрянский В.В., Дроздов И., Савильева В.М., Сосна С.А., Савинова О.Н., Шорохов С.В., Цепелева А.Д. и др.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов для дальнейших теоретических и практических разработок по данной теме, а так же в практической деятельности юриста, специализирующегося в области защиты интеллектуальных прав.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
1. Юридическая конструкция договора коммерческой концессии
1.1. Правовая природа и признаки договора коммерческой концессии
В части четвертой ГК РФ исключительное право включено в состав интеллектуальных прав. «На результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие)» (ст.1226 ГК РФ)1.
По своей юридической природе данный договор является консенсуальным, возмездным, двусторонним.
Договор коммерческой концессии является консенсуальным договором. Это значит, что права и обязанности сторон по договору возникают с момента заключения договора. Статья 1028 ГК РФ предписывает обязательность письменной формы заключения договора коммерческой концессии. Несоблюдение письменной формы договора в этом случае влечет его недействительность, ничтожность. Это является исключением из общего правила, когда в силу несоблюдения письменной формы договора стороны лишь теряют право ссылаться на свидетельские показания как доказательство факта заключения договора.
Однако отметим, что в новой редакции п.2.ст.1028 ГК предоставление права использования в предпринимательской деятельности пользователя комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав по договору коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. При несоблюдении требования о государственной регистрации предоставление права использования считается несостоявшимся.
Таким образом, законодатель упразднил государственную регистрацию договора коммерческой концессии и окончательно решил вопрос о действительности договора, вне зависимости от объектов, которые будут использоваться по такому договору.
Договор коммерческой концессии является возмездным договором, то есть одной из главных обязанностей пользователя является уплата вознаграждения за право пользования предоставленными ему исключительными правами. На практике форма вознаграждения может быть самой разной. Она определяется сторонами в договоре в зависимости от специфики конкретных отношений. Статья 1030 ГК РФ дает сторонам некоторые рекомендательные варианты решения этого вопроса. Вознаграждение по договору коммерческой концессии может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых и (или) периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором.
Договор коммерческой концессии является двусторонне обязывающим договором, то есть и правообладатель, и пользователь несут определенные обязанности и имеют соответствующие права. Так, обязанности правообладателя и пользователя, в частности, закреплены в ст. ст. 1031 и 1032 ГК РФ.
В новейшей литературе коммерческую концессию причисляют к горизонтальному типу соглашений, под которыми в конкурентном законодательстве принято понимать соглашения между конкурентами, работающими на рынке одного и того же товара либо взаимозаменяемых товаров. Сторонами этих соглашений являются не государственные или муниципальные органы, исполняющие функции государственного регулирования в сфере торговли, и не хозяйствующие субъекты торговой деятельности, интересы которых представляют некоммерческие организации. Обеими сторонами таких соглашений являются сами некоммерческие организации, представляющие интересы хозяйствующих субъектов торговли2.
В договоре коммерческой концессии присутствуют и элементы лицензионного договора - в части использования пользователем прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации правообладателя. Нередко в юридической литературе договор коммерческой концессии относят к договорам лицензионного типа, аргументируя тем, что необходимым элементом предмета договора является лицензия на использование исключительных прав, и в этом смысле указанный договор является средством их введения в экономический оборот3.
Существо лицензионного договора позволяет предоставить пользователю исключительное право на использование отдельных результатов интеллектуальной деятельности, либо товарного знака, либо знака обслуживания и т.п.
Е.А. Суханов подчеркивает, что договор коммерческой концессии нельзя рассматривать в качестве разновидности лицензионного договора, поскольку «в отличие от последнего франчайзинг дает возможность использовать не один определенный объект «интеллектуальной собственности», а комплекс объектов исключительных, а также иных имущественных прав. Кроме того, в лицензионных отношениях фактический изготовитель или услугодатель (лицензиат) всегда обязан так или иначе информировать о себе клиентов - потребителей и не вправе целиком скрываться под фирмой правообладателя (лицензиара)».
Б.И. Пугинский указывает: «Франчайзинг означает систему договорных отношений крупных изготовителей (продавцов) с мелкими фирмами, в которых обязательства по продвижению товара сопровождаются
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 30.12.2020) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/4f084f0ca9455af0c226715f0cc1ca3059d43411/
2. Постановление ФАС Московского округа от 04.11.1999 № КГ-А40/3549-99 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.lawmix.ru/fas-msk.
3. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21.11.2002 № Ф08-4340/2002 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.alppp.ru/court/fas-severo-kavkazskogo-okruga/11-2002/postanovlenie-fas-severo-kavkazskogo-okruga-ot-21-11-2002--f08-43402002-sud-pervoj-instan.html
4. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.10.2003 № Ф04/5573-1803/А45-2003 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/18690867.
5. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.11.2019 № Ф03-5443/2019 по делу № А51-4947/2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sudact.ru/arbitral/court/reshenya-fas-dalnevostochnogo-okruga.
6. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда № 09АП-23364/2019-ГК по делу № А40-105978/18-134-333 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sudact.ru/arbitral/court/reshenya-9-arbitrazhnyi-apelliatsionnyi-sud/
7. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.04.2020 по делу № А67-4427/2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sudact.ru/arbitral/court/reshenya-fas-zapadno-sibirskogo-okruga/?page=15.
8. Белов В. А. Торговое (коммерческое) право: основные российские концепции (jurisprudentia mercatoria Russica) : учебник для вузов / В. А. Белов. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 270 с.
9. Брагинский М.И. Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Кн. 3. - М.: Статут, 2018. – 1048 с.
10. Булатецкий Ю. Е. Коммерческое право : учебник для вузов / Ю. Е. Булатецкий, И. М. Рассолов ; под редакцией С. Н. Бабурина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 448 с.
11. Договоры коммерческого права. Договор продажи товаров : учебное пособие для вузов / В. А. Белов [и др.] ; ответственный редактор В. А. Белов. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 350 с.
12. Егорова М.А. Коммерческое право: учебник для вузов / М.А. Егорова. - М.: РАНХиГС при Президенте РФ, Статут, 2020. – 470 с.
13. Коммерческое право : учебник для вузов / Б. И. Пугинский [и др.] ; под общей редакцией Б. И. Пугинского, В. А. Белова, Е. А. Абросимовой. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 471 с.
14. Коммерческое право. Практикум : учебное пособие для вузов / Е. А. Абросимова [и др.] ; под общей редакцией Е. А. Абросимовой, В. А. Белова. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 131 с.
15. Круглова Н. Ю. Правовое регулирование коммерческой деятельности в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / Н. Ю. Круглова. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 395 с.
16. Лаптев Г.А. Практика применения договора коммерческой концессии в современной российской правовой действительности / Г.А. Лаптев // Юрист. - 2020. - № 11. - С. 31-33.
17. Орлова О.А. Франчайзи партнеру не товарищ / О.А. Орлова // Бизнес адвокат. - 2020. - №21. – С. 221-223.
18. Пугинский Б.И. Коммерческое право России / Б.И. Пугинский. - М., Зерцало, 2019. – 457 с.
19. Российское гражданское право: учебник: в 2 т. / В.В. Витрянский, В.С. Ем, Н.В. Козлова и др.; отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., стереотип. М.: Статут, 2019. Т. 2. – 1024 с.
20. Торговое (коммерческое) право: актуальные проблемы теории и практики: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. А. Белов [и др.] ; под редакцией В. А. Белова. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 718 с.
21. Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права : учебник для вузов / Г. Ф. Шершеневич ; составитель В. А. Белов. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 303 с.