Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность вопросов стимулирования персонала современного предприятия приобретает особое значение в условиях современной экономики. В нашей стране понятие стимулирование труда в экономическом смысле появилось сравнительно недавно в связи с демократизацией производства.
Исследование развития теоретических представлений о содержании и регулировании стимулированных процессов в сфере труда позволяет определить, что по мере социально-экономического развития общества менялось направление вектора мотивационных воздействий. От первоначальной ориентации строго на повышение производительности труда, т. е. стимулирования физической активности, мотивация постепенно стала ориентироваться на повышение качества труда и стимулирование творческой активности, инициативы и закрепления работников на предприятии. Современные теории мотивации, основанные на результатах психологических исследований, доказывают, что истинные причины, побуждающие человека отдавать работе все силы, чрезвычайно сложны и многообразны. Считается, что действие человека определяется его потребностями. С другой стороны, приходится исходить из того, что поведение человека является также и функцией его восприятия и ожиданий.
Разрешить проблему в современной России пытаются на основе превращения каждого работника в собственника своей рабочей силы с помощью совершенствования системы оплаты труда. Это не только не противоречит процессу формирования социально ориентированной рыночной экономики, но и является одним из ее основных элементов.
На основании всего вышесказанного тема данной курсовой работы является актуальной и социально значимой.
В отечественной экономической литературе, литературе по менеджменту и экономике труда содержится ряд работ по стимулированию персонала предприятий. Наиболее полно вопросы стимулирования работников освещены в работах Волгина Н.А., Кокина Ю.П., Яковлева Р.А. и др., в разработках НИИ труда.
Объект исследования – система мотивации и стимулирования и оплаты труда персонала - ООО «Интурист».
Предмет исследования – социально-экономические отношения, возникающие между работниками и руководством в процессе управления мотивацией.
Цель исследования – рассмотреть мотивацию и стимулирование деятельности в туристической индустрии.
Задачи работы:
рассмотреть понятие и сущность стимулирования и мотивации персонала организации;
обозначить методы мотивации и стимулирования персонала на предприятии;
исследовать краткую характеристику организации ООО «Интурист»;
дать анализ и оценку эффективности системы мотивации;
рассмотреть предложения по совершенствованию элементов системы мотивации персонала в ООО «Интурист».
Теоретико-методологической основой послужили труды отечественных и зарубежных исследователей в области изучаемой проблемы, изложенные в статьях, в периодических изданиях, учебной и справочной литературе, методологических и практических пособиях.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы системы мотивации и стимулирования персонала на предприятии
1.1 Понятие, сущность стимулирования и мотивации персонала организации
С точки зрения управления человеческими ресурсами, понятие мотивации можно рассматривать как процесс активизации мотивов работников или внутреннюю мотивацию и создания стимулов, то есть внешнюю мотивацию, для их побуждения к эффективному труду. На основании этого определения, можно сказать, что задачей мотивации является разработка таких условий, которые бы мотивировали сотрудника к выполнению действий, нацеленных на наиболее эффективное достижение целей. Говоря о мотивации и стимулировании труда, следует рассматривать такие понятия как потребность, мотивы, стимул и цели. Цель – это мыслительный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека. Другими словами, цель является осознанным выбором, который приобретает какую-либо форму .
Мотивы – это внутренние побуждения человека к действию, направленные на какие-либо результаты или цели. Стимул, напротив, является внешнем побуждением человека к действию посредством действия на интересы. Потребность - это состояние человека, испытывающего надобность, нужду в чём либо, которое необходимо для его жизнедеятельности. Следует сказать, что потребность вызывает активность у человека и является причиной его целенаправленных действий.
Говоря о потребностях, мы имеем ввиду физиологические потребности человека, заложенные на генетическом уровне, такие как пища, сон, дыхание; и вторичные - потребности человека, выработанные в процессе жизнедеятельности человека, такие как уважение, богатство, признание, власть. Потребности становятся явными с помощью поведения человека, то есть потребности выступают для человека мотивом к действию.
Множество исследователей создавали модели мотивации сотрудников фирмы, которые пали в основание управления множества фирм. Это изучения подобных знаменитых исследователей как А. Маслоу, Ф. Герцберга (двухфакторная модель), В. Врум (теория ожидания), С.Адамс (теория справедливости) и прочие.
Самую большую заинтересованность ученых зародили две основные теории: иерархия надобностей А. Маслоу и теория надобностей К. Альдерфера, потому что они макисмально правильно определяют надобности, сподвигающие людей работать обусловленным образом и воздействующие на мотивационный процесс труда .
Совершенствование системы мотивации персонала является актуальной темой для предприятий любой формы собственности, так как решение задач эффективного управления персоналом в условиях глобализации и быстрых темпов развития бизнеса, прежде всего, сводится к усовершенствованию навыков работников и к изысканию наилучших способов побуждения их к результативной работе. Многие компании сталкиваются с серьезной проблемой – отсутствием эффективной системы мотивации персонала.
В результате, под давлением внешних и внутренних изменений, предприятия теряют управляемость и несут финансовые потери. На данный момент существует множество теорий, описывающих как содержание, так и процесс мотивации. Опыт российских и зарубежных исследователей дает представление о механизмах эффективного побуждения работников к продуктивному труду. Так, Михайлина Г.И. в своем учебнике «Управление персоналом» рассматривает мотивацию с различных точек зрения, говоря, что: «Мотив от латинского слова «moveo» означает «двигаю».
Мотивация (побуждение) в биологии – активное состояние мозговых структур, побуждающее человечка совершать закрепленные и приобретенные опытом действия, направленные на удовлетворение потребностей. Мотивация в психологии – это то, что побуждает деятельность человека. «Другими словами это то, ради чего эта деятельность совершается (потребности, инстинкты, влечения, эмоции, установки, идеалы)».
Для лучшего понимания, что же такое мотивация, проведем сравнительный анализ данного определения от различных исследователей, представленный в приложении 1 .
Как видно из приложения 1, все определения связаны между собой тем, что в каждом из них речь идет о побуждении к каким-либо действиям. Исследователи считают, что обязательным условием существования мотивирующей организационной среды является наличие единой комплексной системы мотивации, которая позволит вывести сотрудников на высокие показатели труда.
Так, Боковня А.Е. в своем труде «Мотивация – основа управления человеческими ресурсами» дает следующее определение системы мотивации персонала: «Максимально разноаспектный единый корпоративный мотивационный инструментарий, позволяющий использовать разнообразные виды мотивации с учетом самых различных индивидуальных мотивационных факторов сотрудников». В настоящее время в современном менеджменте огромную роль играют стимулирующие аспекты труда. Трудовое стимулирование сотрудников стало важнейшим инструментом по достижению оптимального использования человеческих ресурсов и интеллектуального капитала персонала. Основная цель процесса системы мотивации персонала – это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия .
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Адамская, Л.В. Мотивация и стимулирование в управлении персоналом / Л.В. Адамская // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2017. – № 4 (17). – С. 17-19.
2. Акельева, Д.В. Управление персоналом предприятия / Д.В. Акельева // Новая наука: финансово-экономические основы. – 2017. – № 1. – С. 8-13.
3. Андреев, Б.Ф. Основы менеджмента / Б.Ф. Андреев. – М.: Дело, 2017. – 378 с.
4. Ансов, И. Основы управления персоналом / И. Ансов. – М.: Экономика, 2017. – 345 с.
5. Архипова, Н.И. Управление персоналом организации. Краткий курс для бакалавров / Н.И. Архипова, О.Л. Седова. - М.: Проспект, 2016. - 224 c.
6. Байдаков, А.Н. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебное пособие / Байдаков А.Н., Черникова Л.И., Кенина Д.С. - М.:СтГАУ - "Агрус", 2017. - 116 с.
7. Белова, А.В. Современный российский опыт мотивации и стимулирования персонала / А.В. Белова // Молодой ученый. – 2016. - № 9. – С. 491-494.
8. Большакова, Е.М. Современные модели и методы мотивации, применимые в процессе управления персоналом / Е.М. Большакова // Бенефициар. - 2018. - № 19. - С. 31-33.
9. Большаков, А.С. Современный менеджмент: теория и практика / А.С. Большаков. – СПб.: Питер, 2017. – 412 с.
10. Бондаренко, Е.А. Актуальные вопросы современного экономического развития / Е.А. Бондаренко. – Ставрополь: Секвойя, 2017. – 221 с.
11. Генкин, Б.М. Мотивация и организация эффективной работы (теория и практика): Монография / Генкин Б. М. - 2-е изд., испр. - М.: Юр. Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 352 с.
12. Горленко, О.А. Управление персоналом: учебник для академического бакалавриата / О. А. Горленко, Д. В. Ерохин, Т. П. Можаева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 249 с.
13. Грузинов, В.П. Управление персоналом организации / В.П. Грузинов. – М.: Софист, 2017. – 489 с.
14. Дейнека, А.В. Управление персоналом организации / А.В. Дейнека. - М.:Дашков и К, 2017. - 288 с.
15. Дьяченко, Е. И. Роль мотивации и стимулирования трудовой деятельности в системе управления персоналом современной организации / Е. И. Дьяченко, О. А. Лымарева// международный научный журнал «Символ науки» . - 2017. - № 06. - С. 171-174.
16. Заруцкая, Е.А. Мотивация и стимулирование труда персонала организации / Е.А. Заруцкая // Вестник Тверского государственного университета. – 2018. – №1. – С. 120-126.
17. Игнатьева, А.В. Менеджмент / А.В. Игнатьева. – М.: Юнити, 2016. – 360 с.
18. Кабанов, А.Я. Управление персоналом: теория и практика. Организация профориентации и адаптации персонала / А.Я. Кабанов, Е.В. Каштанова. - М.: Проспект, 2017. - 56 c.
19. Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом: учебник / А.Я. Кибанов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 440 с.
20. Кибанов, А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник / А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Е.А. Митрофанова, М.В. Ловчева ; под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 524 с.
21. Кисляков, Г.В. Менеджмент: основные термины и понятия : словарь / Г.В. Кисляков, Н.А. Кислякова. – 2-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2019. – 176 с.
22. Компания «Интурист» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: http://naitiko.ru/companies/ntk-intourist/murmansk/134733
23. Наумова, Н.А. Мотивация и стимулирование труда персонала / Н.А. Наумова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(79). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sibac.info/archive/economy /7(79).pdf.
24. Основные теории мотивации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.monographies.ru/ru/book/section?id=2119.
25. Петренко, Е.В. Особенности мотивации и стимулирования труда работников торговой организации / Е.В. Петренко // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 23(24). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/23(24).pdf
26. Пряжников, Н. С. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. С. Пряжников. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 365 с.
27. Психологос. Пирамида Маслоу. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/piramida_maslou_i_marketing.
28. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2019. – 512 с
29. Снелл, С.А. Стратегическое управление персоналом / С.А. Снелл // Российский журнал менеджмента. – 2017. - № 5. – С. 113-138.
30. Соболева, И.А. Стратегическое управление персоналом / И.А. Соболева // Вопросы экономики. – 2017. - № 1.- С. 35-39.
31. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.
32. Царева, Н.А. Инновационный подход к управлению человеческими ресурсами: концепция «job crafting intervention» / Н.А. Царева // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. – № 2(19).
33. Царева, Н.А. Особенности мотивации труда государственных служащих: роль организационной культуры / Н.А. Царева, Ю.А. Черная, Ю.В. Шамахова // Современная научная мысль. 2016. №6. – С.217-222.