Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях рыночной экономики основным двигателем развития рынка является малый бизнес и предпринимательство. Более пятидесяти процентов всей мировой продукции приходится на малый и средний бизнес.
В Российской Федерации придается большое значение развитию малого и среднего предпринимательства. Роль малого и среднего предпринимательства в экономической жизни общества невозможно переоценить: оно способствует экономическому росту в стране, повышает уровень занятости населения, формирует здоровую конкуренцию, способствует развитию инновационной деятельности, решению многих социальных проблем. В этой связи крайне важна государственная поддержка предпринимательства с целью создания благоприятных условий для его дальнейшего развития
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства выступает в роли одного из направлений развития российской экономики, которое будет способствовать поддержанию занятости, стабильности налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, повышению конкуренции, расширению ассортимента товаров и услуг. Государственная поддержка предпринимательства подразумевает создание целенаправленных экономико-правовых условий и формирование стимулов для сохранения и развития малого и среднего предпринимательства. Совершенствование инструментов финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в России является важной составной частью государственной политики.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день предпринимаются активные шаги по сохранению и развитию малого и среднего предпринимательства посредством государственной поддержки, осуществляемой в форме программных мероприятий, направленных на сохранение занятости, поддержку и содействие субъектов бизнеса в преодолении последствий новой коронавирусной инфекции.
Цель курсовой работы состоит в изучении особенностей малого бизнеса на материалах ООО «Домоуправление».
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты деятельности малого бизнеса;
оценить особенности деятельности малого бизнеса на материалах ООО «Домоуправление»;
разработать рекомендации по совершенствованию деятельности ООО «Домоуправление»».
Объект исследования – ООО «Домоуправление».
Предмет исследования – особенности деятельности малого предприятия ООО «Домоуправление».
Информационной базой исследования стали экономическая литература, статистическая информация, нормативные акты РФ, научные труды зарубежных и отечественных ученых, учебная литература, финансовая отчетность ООО «Домоуправление» и материалы Интернет-ресурсов.
Теоретической основой написания работы является научные труды таких авторов, как Бороненкова С.А., Воронина М.В., Кован С.Е., Крысанова Н.В., Садыкова Р.Р., Софрина Т.А. и других.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
1. Теоретические аспекты деятельности малого бизнеса
1.1. Сущность малого предпринимательства и его роль в экономике
В современном обществе каждый человек имеет право использовать свои возможности, материальные и другие имущества для осуществления предпринимательской и иной, легальной экономической деятельности. Это продекларировано в Конституции Российской Федерации1.
Гражданский кодекс РФ определяет предпринимательство как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, которая направлена на регулярное получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, которые зарегистрировались в данном качестве в установленном законом порядке2.
В России принято разделять предпринимательство на 3 вида: малый, средний и крупный бизнес. В отличии от крупного бизнеса, развитие малого и среднего бизнеса на прямую зависит от уровня предпринимательской активности населения. Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) определены Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (табл. 1).
В 2019 г. по данным Службы государственной статистики в России действовало более 5,9 млн. малых и средних предприятий, включая 5,676 млн микропредприятий и 3,388 млн индивидуальных предпринимателей.
Рассматриваемая динамика в развитии малого предпринимательства за 2017-2019 гг. свидетельствует о снижении количественного роста предприятий в целом на 2,1%. Минфин России объясняет сокращение числа предприятий малого и среднего бизнеса обновлением Реестра МСП и успешной борьбой с фирмами-однодневками.
Таблица 1 - Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к различным категориям субъектов малого и среднего предпринимательства
В 2019 г. выросло число индивидуальных предпринимателей до 608,5 тыс. ед., что на 1,1% больше в сравнении с 2017 г. Вновь созданными в 2019 г. оказались только 187,9 тыс. ед. микропредприятий3. На ПФО приходится 18% от всех субъектов МСП в РФ.
Таблица 2 - Динамика общей численности предприятий малого и среднего бизнеса в России в 2017–2019 гг., тыс. ед.
Категория субъектов МСП
2017
2018
2019
Темп роста 2019 г. к 2017 г., в %
Микро
5751,9
5771,9
5675,8
98,7
Малое
267
250,8
224,1
83,9
Среднее
20,3
18,8
17
83,7
Итого
6039,2
6041,2
5916,9
97,9
Субъекты МСП являются основой для развития экономической и социальной стороны жизни населения, и на развитие региона в целом. Благодаря малому и среднему бизнесу возможно улучшение конкуренции на рынке, повышается количество занятого населения, используется больше новых технологий, создаются современные производств.
Согласно СберДанным4 в 2019 году 25,6% занятости в России обеспечивает сектор малого и среднего предпринимательства. Доля занятых в МСП от общей численности занятого населения к 2030 году должна составить 35%. Число работников в активных бизнесах МСП составляет 18,3 млн. человек. Более половины трудящихся в малом и среднем бизнесе сконцентрированы всего в 10 регионах на Москву приходится 20%. В микроорганизациях работает в среднем по 3 сотрудника: 3,7 - в юридических лицах и 2,6 - в ИП. В малых юридических лицах - 27 человек, а в средних порядка 97 чел. Далее компания органически превращается в крупный бизнес и покидает состав МСП. Самый крупный наниматель в малом и среднем бизнесе сектор торговли, на него приходится 31%. В секторе операций с недвижимостью 96% услуг предоставляют компании МСП.
Распределение субъектов МСП в России по видам экономической деятельности по итогам 2019 г. представлено на рис. 1.
Рисунок 1 - Распределение субъектов МСП в России по видам экономической деятельности в 2019 г., в %
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием от 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.constitution.ru/
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.constitution.ru/
3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федеральный закон от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.constitution.ru/
4. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.constitution.ru/
5. Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции : Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.constitution.ru/
6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 316 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.constitution.ru/
7. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 года №1083-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.constitution.ru/
8. Аджян Л.В. Ликвидность и платежеспособность предприятия / Л.В. Аджян // Экономика и социум. – 2017. – № 5-2 (36). – С. 795-798.
9. Габдрахманова, Н.Т. Развитие предпринимательства как важный аспект социальной экономики / Н.Т. Габдрахманова // В сборнике: Инновации и инновационное развитие: экономические и правовые аспекты. Сборник научных статей. Пенза, - 2019. - С. 36-40.
10. Гусеинов, Р.Ш. Применение малым бизнесом специальных налоговых режимов / Р.Ш. Гусеинов, А.Н. Сологодзинский // В сборнике: Предпринимательство в России: проблемы и перспективы развития сборник научных трудов преподавателей и студентов кафедры экономики и предпринимательства МГОУ. отв. ред. Т.Б. Фонина. Москва, - 2019. - С. 118-124.
11. Есикова, И.Н. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России / И.Н. Есикова, В.Н. Ляпунов // В сборнике: Сборник студенческих работ кафедры "финансы и банковское дело" Отв. ред. Я.Ю. Радюкова. Тамбов, - 2019. - С. 129-142.
12. Занятость в МСП: далеко ли до целей Стратегии 2030? СберДанные [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.sberbank.com/ru/analytics/sberdata
13. Иванов, И.Н. Проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса в России / И.Н. Иванов, Т.В. Лукьянова, Л.В. Орлова // Вестник университета. - 2020. - № 2. - С. 126-133.
14. Исаева, И.А. Антикризисные меры государственной финансовой поддержки субъектов предпринимательства / И.А. Исаева // Научно-практические исследования. - 2020. - № 5-4 (28). - С. 37-42.
15. Кравченко Н.О. Правовые аспекты процедуры банкротства / Н.О. Кравченко // Universum: экономика и юриспруденция. - 2017. - №5 (38). - С. 4-7.
16. Кремин, А.Е. Малое предпринимательство и уровень жизни населения: взаимовлияние и проблемы управления / А.Е. Кремин, А.И. Россошанский // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2020. - Т. 13. № 2. - С. 214-229.
17. Крысанова Н.В. Особенности и проблемы правового регулирования несостоятельности (банкротства) хозяйственных обществ / Н.В. Крысанова. – Ногинск: аналитика Родис, 2017. – 365 с.
18. Мустиева М.А. Методические основы анализа платежеспособности / М.А. Мустиева, З.Х. Саракаева // Молодой ученый. – 2018. – №42. – С. 211-215.
19. Полянин, А.В. Цифровизация процессов малого и среднего предпринимательства / А. В. Полянин, Ю. П. Соболева, В. В. Тарновский // Управленческое консультирование. - 2020. - № 4 (136). - С. 80-96.
20. Садыкова Р.Р. Экономика предприятий / Р.Р. Садыкова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. – 347 с.
21. Трифонов В.А. Антикризисное управление: Учебное пособие / Васин С.М., Шутов В.С. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 280 с.
22. Чазова, И.Ю. Роль органов публичной власти в развитии предпринимательской деятельности / И.Ю. Чазова, И.А. Мухина // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. - 2020. - Т. 30. № 2. - С. 222-229.