Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В нынешних условиях международные финансовые организации (МФО) играют важную роль в мировой экономике. Их деятельность во многом способствует укреплению мировых экономических отношений и увеличению участия стран в международных валютно-кредитных отношениях. МФО являются ключевым элементом международной финансовой системы. Обладая значительным объемом финансовых ресурсов, они оказывают значительное влияние на экономическое развитие многих стран и регионов мира. В условиях повышенной взаимозависимости почти все государства заинтересованы в сотрудничестве с международными экономическими и финансовыми организациями
Некоторые государства используют эти организации в качестве проводников своей стратегической экономической политики, другие находят интерес к их участию в них в качестве доноров, а другие-получатели-сотрудничают с ними для привлечения льготных кредитов для инвестиционных проектов и решения проблем дефицита бюджета финансирование. Четвертые, хуже всего, уже не могут существовать без их помощи и находятся в их зависимости от долга.
Глава 1. Сущность международных финансовых организаций и их роль и значение
1.1. Сущность международных финансовых организаций
В начале XXI века стали очевидны противоречия и недостатки современной мировой финансово-денежной системы. Практически неконтролируемые мировые финансовые и валютные рынки уверенно доминируют над транснациональным капиталом и спекулятивными транзакциями. Это приводит к нестабильности рынков и через них к нестабильности всей мировой экономической системы.
Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает в себя комплекс международных организаций. Некоторые из них, обладая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютных и кредитных и финансовых отношений (например, Международного валютного фонда). Другие-это форум для межгосударственного обсуждения, выравнивания интересов и рекомендаций по денежно-кредитной и кредитной политике (например, лондонский клуб кредиторов). Третьи обеспечивают сбор информации, статистические публикации и исследования по денежным и финансовым вопросам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции.
Международная финансовая организация – это организация, созданная на основе межгосударственных (международных) соглашений в области международных финансов. Участниками соглашений могут быть государства и негосударственные учреждения .
1.2 Функции и цели международных финансовых организаций
Одной из важнейших функций международных организаций является перевод согласованных ценностей в права и обязанности. Устав Организации Объединенных Наций (ООН 1994) является хорошим примером того, какую роль должна играть международная организация в системе Организации Объединенных Наций. Она должна " содействовать международному сотрудничеству в решении международных экономических, социальных, культурных и гуманитарных проблем, улучшить и способствовать уважению прав человека и основных свобод для всех людей, независимо от расы, пола, языка или религии». Международное соглашение об экономических, социальных и культурных правах соответствует принципам, установленным в Уставе Организации Объединенных Наций, и признает право каждого работать в безопасной и не угрожающей здоровью среде.
Цели международных организаций указаны в их основных уставах, конституциях или текстах. Например, конституция Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (1978) указывает, что ее цель - «достичь всех наилучших уровней здоровья». Преамбула Конституции МОТ провозглашает одну из своих задач по защите работников от болезней и травм, возникающих на рабочем месте.
Декларация целей международной организации труда, утвержденная международной конференцией труда на 26-й сессии в Филадельфии в 1994 году, признает приверженность МОТ распространению среди стран мира программного обеспечения, которое обеспечит "адекватную защиту жизни и здоровья работников всех профессий".
Глава 2. Основы деятельности международных финансовых организаций
2.1 Основы деятельности международного валютного фонда
Межгосударственное регулирование международной валютной системы осуществляется специализированными органами и институтами, ведущее место среди которых занимает Международный Валютный Фонд. МВФ был образован в 1944 г. на Бреттон-Вудской конференции в США. В состав МВФ в настоящее время входит свыше 180 стран мира, в том числе и Российская Федерация.
Основными функциями международными финансовыми организациями являются:
- надзор за обменными курсами и состоянием мировой экономики в целом. Для того, чтобы осуществлять такой контроль, во всех странах, которые являются частью международных финансовых организаций обязаны, по требованию, предоставить информацию, относящуюся к основным параметрам их экономического развития. Целью надзора является своевременное выявление потенциально опасных макроэкономических тенденций и разработка рекомендаций по их устранению.
- оказывать временную финансовую помощь тем странам, которые испытывают трудности с погашением международных долгов из-за несбалансированного платежного баланса. Все виды доступа к финансовым ресурсам основаны на реализации определенными экономическими условиями странами, т. эти условия разрабатываются совместно экспертами МВФ и правительством страны в рамках программы экономических реформ, направленных на преодоление трудностей, связанных с платежным балансом. Кредиты международных финансовых организациях выделяются в квотах или траншах, и если страна не выполняет установленные условия, она не получает новых траншей или новых кредитов.
- оказывать странам-участницам техническую помощь в банковской сфере, статистике, валютном и финансовом регулировании и т.д. Такая помощь осуществляется путем отправки экспертам международных финансовых организаций в центральные банки, Минфин, статистические органы и другие учреждения тех стран, которые обратились за помощью.
- пополнять международные валютные резервы с помощью СДР-эмиссии. Специальные права заимствования-это международные резервные активы, созданные международными финансовыми организациями в связи с глобальной потребностью в новых платежных средствах в дополнение к существующим . Новое подразделение возникло в 1969 году на основе Первой поправки к Уставу МФО в качестве ответа на общую озабоченность необходимостью принятия адекватных мер в связи с увеличением международной ликвидности. Страны-члены фонда объявили о намерении превратить СДР в важный резервный ресурс в глобальной денежной системе.
2.2 Основы деятельности Группы Всемирного Банка
Группа Всемирного банка-Международная финансовая организация, созданная с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам. В ходе своего развития Всемирный банк претерпел различные структурные изменения, поэтому термин Всемирный банк на разных этапах относится к различным организациям. В настоящее время под Всемирным банком фактически понимают две организации:
- Международный банк реконструкции и развития,
- Международная ассоциация развития.
В разное время к ним присоединились еще три организации, созданные для решения проблем Всемирного банка:
- Международная финансовая корпорация,
- Многостороннее агентство инвестиционных гарантий,
- Международный Центр разрешения инвестиционных споров .
Все пять организаций входят в группу организаций Всемирного банка и называются группой Всемирного банка. В некоторых случаях Всемирный банк по-прежнему понимается как Международный банк реконструкции и развития, который по-прежнему составляет основу деятельности Всемирного банка.
Целью Всемирного банка является содействие устойчивой глобализации в интересах всех слоев населения, сокращение бедности, ускорение экономического роста без ущерба для окружающей среды и создание новых возможностей и надежд для людей.
В настоящее время, согласно Декларации тысячелетия, Всемирный банк сосредоточился на достижении целей развития тысячелетия. В переходный период к третьему тысячелетию под эгидой Организации Объединенных Наций было сформулировано восемь целей, для которых должны быть направлены усилия международных организаций. Цели развития тысячелетия должны быть достигнуты и включают следующие пункты:
- ликвидация бедности и голода;
- обеспечить универсальное начальное образование;
- содействие равенству между мужчинами и женщинами и расширение прав и возможностей женщин;
- снижение детской смертности;
- улучшение защиты материнства;
- борьба с ВИЧ / СПИДом, малярией и другими заболеваниями;
- обеспечение устойчивого развития окружающей среды;
- формирование глобального партнерства в области развития .
2.3 Основы деятельности Европейского Банка Реконструкции и Развития
Европейский банк реконструкции и развития - инвестиционный механизм, созданный в 1991 году 61 странами и двумя международными организациями для поддержки рыночной экономики и демократии в 29 странах - от Центральной Европы до Центральной Азии. Как международная организация, ЕБРР пользуется рядом привилегий, таких как юридическая неприкосновенность сотрудников .
Высший руководящий орган банка-совет директоров, в котором каждый акционер назначает директора, как правило, министром финансов. Профессиональное стратегическое управление осуществляет другой орган-Совет директоров, который отвечает за управление общей деятельностью и реализацию политических документов ЕБРР. Председатель ЕБРР осуществляет оперативное управление активами банка по поручению Совета директоров. Президент избирается Советом директоров большинством голосов в течение 4 лет и может быть переизбран на второй срок.
Организация возникла в то время, когда государства Центральной и Восточной Европы изменили политическую систему, а страны бывшего советского блока нуждались в поддержке для создания нового частного сектора в переходе к рыночной экономике.
Глава 3. Развитие международных финансовых организаций на современном этапе
3.1 Роль международных финансовых организаций при современных процессах глобализации
Чтобы рассмотреть вопрос о развитии международных финансовых институтов, следует рассмотреть процесс глобализации. Глобализация-это процесс глобальной экономической, политической и культурной интеграции. Основными проявлениями глобализации являются создание единого глобального рынка, основанного на свободной торговле товарами и капиталами, широкий доступ к зарубежным активам потребителей и компаний; активное развитие межгосударственных финансовых, торговых и производственных отношений, усиленный культурный обмен, растущий поток информации между географически отдаленными регионами, распространение технологий.
Некоторые исследователи считают, что сегодняшние процессы мировой интеграции не являются первой волной глобализации. Предыдущие следует рассматривать как эпоху Великих географических открытий и последующей колонизации, в качестве первого шага можно рассматривать новый уровень взаимодействия крупнейших национальных экономик конца XIX - начала XX века.
Глобализация предполагает разделение мира на центр и периферию. Процесс глобализации отражает растущую зависимость между государствами, особенно остро эта зависимость проявляется по отношению к развитым и развивающимся странам . Современная глобализация показала, что экономическое развитие «периферии» в еще большей степени, чем раньше, зависит от экономических потребностей и возможностей развитых стран.
От глобализации развитые страны в первую очередь выигрывают. Наибольшая взаимозависимость между национальными экономиками представляет угрозу финансовой и экономической стабильности. Важно также отметить, что в результате процессов глобализации большая часть человечества была добавлена к плодам современного развития.
Глобализация-это полный и объективный процесс. Этот процесс и его последствия и результаты имеют разные, иногда диаметрально противоположные оценки. Необходимо обратить внимание на один аспект глобализации.
В глобализованном мире реформы в национальных государствах приобретают иное измерение, перестают быть исключительно внутренними делами этого государства. Необходимо сосредоточиться на том, как международная интеграция и растущее влияние и вес международных организаций отражаются в процессах развития внутри национальных государств. Он должен показать участие международных организаций в процессах развития в национальных государствах с позицией по импортозамещению институтов и содействию в проведении реформ .
Иностранная помощь-один из аспектов глобализованного мира-определенно принесла пользу. В беднейших африканских странах без иностранной помощи сотни тысяч людей умерли бы от голода и болезней. Среди этих международных организаций лидирующие позиции занимают Международный валютный фонд и Международный Банк Реконструкции и развития. Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития были созданы в конце Второй мировой войны в рамках усилий по созданию новой, более стабильной международной экономической системы.
МВФ способствует развитию Международного валютного сотрудничества и дает рекомендации по вопросам экономической политики, Временного кредитования и технической помощи. МВФ заявляет, что помогает в строительстве и поддержании сильной экономики. Помимо оказания финансовой помощи, МВФ помогает членам выявлять и диагностировать проблемы финансовых систем; разрабатывать стратегии системных реформ и реструктуризации банков . Деятельность ИФВ связана с созданием валютного рынка, основами денежно-кредитной политики, банковским регулированием и надзором, мерами по борьбе с отмыванием денег, налоговой политикой и администрированием, управлением государственными финансами.
3.2 Проблемы эффективности системы международных финансовых институтов
Следует признать, что развитие глобальных процессов превосходит возможности существующей системы управления.
Прогноз эволюции системы управления предусматривает несколько возможных сценариев: консервативный, альтернативный и множественный.
Консервативный сценарий, в котором ключевые институты, постепенно реформированные, остаются центральными инструментами глобального управления.
Альтернативный сценарий, при котором западные государства будут создавать новые параллельные институты и механизмы управления, передавая в них центр влияния на глобальные процессы. При этом новые режимы будут активно развиваться, старые ослабнут, тогда будет обеспечена перестановка баланса сил.
Многократный сценарий, при котором даже при эффективном ключе международных организаций будут создаваться новые институты, активно используется двусторонний и многосторонний режим, используются наиболее эффективные и наиболее контролируемые организации .
Первый сценарий кажется наиболее управляемым, но на самом деле уже сейчас наблюдается активность ключевых государств по формированию новых механизмов координации и управления, в которых участвует Россия.
Можно прогнозировать разработку глобальной системы управления в нескольких сценариях. Такое развитие событий влечет за собой значительное усложнение общей системы многосторонних международных институтов, увеличение ресурсов, необходимых для участия в системе управления.
Для России этот сценарий является сложным, но более предпочтительным, чем альтернативным, для активного участия в обучении, которое не имеет достаточных ресурсов, что может привести к тому, что Россия выйдет из производственного процесса и примет важные стратегические решения международного управления.
Заключение
Международная финансовая организация (Институт) - организация, созданная на основе межгосударственных (международных) соглашений в области международных финансов. Участниками соглашений могли быть и негосударственные учреждения. Финансовые учреждения предоставляют услуги по переводу денег и кредитованию и влияют на работу реальной экономики, выступая в качестве посредников в процессе конвертации сбережений и других средств в инвестиции.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Аджимамбетова З.С. Роль международных валютно-кредитных и финансовых организаций в современной экономике // В сборнике: Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства. Сборник научных трудов. В 2-х томах. Под общей редакцией З.О. Адамановой. 2019. – С. 256-259.
2. Алекперов Э. Классификация международных финансовых организаций // В сборнике: совершенствование методологии и организации научных исследований в целях развития общества. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2020. – С. 115-119.
3. Болтуть Г.С. Трансферты международных финансовых организаций: теоретические аспекты // Научные труды Республиканского института высшей школы. – 2019. - №18. – С. 422-430.
4. Горда А.С. Функционирование международных финансовых организаций в условиях глобальной экономической нестабильности // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2020. - №2(51). – С. 47-55.
5. Джамалова М.Ф. Международные финансовые организации в мировой экономике // В сборнике: Уральская горная школа - регионам. Сборник докладов Международной научно-практической конференции. Ответственный за выпуск Н.Г. Валиев. 2018. – С. 799-800.
6. Кондратьева Д.И., Сентищева В.Р. Система международных финансовых организаций как фактор трансформации национальной валютной системы // В сборнике: Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития. Сборник научных статей 9-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 3-х томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2019. – С. 64-66.
7. Коновалов В.В. Международные финансовые организации и их роль в мировой финансовой системе // В сборнике: Современные тенденции развития экономики России и зарубежных стран. Сборник научных трудов. Москва, 2017. – С. 9-11.
8. Кудряшов В.В. Правосубъектность международных финансовых организаций: совет по финансовой стабильности // Финансовое право. – 2020. - №10. – С. 3-6.
9. Матвеевский С.С. Банк России как мегарегулятор: оценка деятельности с использованием опыта международных финансовых организаций // Экономика. Налоги. Право. – 2017. - №3. – С. 60-66.
10. Михайлова Е.В., Горбунова О.А. Проблемы взаимодействия России с международными финансовыми организациями // В сборнике: развитие инструментов управления научной деятельностью. Сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. 2017. – С. 164-167.
11. Нененко А.А., Комарова А.Е. Международные финансовые организации и их роль в мировой финансовой системе // В сборнике: новая наука как результат инновационного развития общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 17 частях. 2017. – С. 161-163.
12. Норов Х.Б., Гринь С.В. Необходимость участия России в международных финансовых организациях // В сборнике: Экономические аспекты развития России: микро- и макроуровни. Сборник материалов XIII всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Киров, 2020. – С. 892-897.
13. Пашенцев Д.А. Влияние деятельности международных финансовых организаций на российские традиции правового регулирования финансовой сферы // Юридическая наука. – 2016. - №4. – С. 90-94.
14. Перевозова М.В. Россия и международные финансовые организации в условиях санкций - новые векторы сотрудничества // В сборнике: Социальные, экономические, технологические и экологические аспекты устойчивого развития регионов России. Сборник научных статей всероссийской научной конференции, посвящённой 30-летию СНИЦ РАН и СГУ. Сочинский научно-исследовательский центр РАН. 2018. – С. 56-62.
15. Раджабова З.К., Раджабова З.О. Россия в системе международных финансовых организаций // Актуальные вопросы современной экономики. – 2014. - №1. – С. 86-93.
16. Советникова О.П., Юркова О.Л., Крамаренко В.Д. Международные финансовые и валютно-кредитные организации // В книге: тезисы докладов 51-й международной научно-технической конференции преподавателей и студентов. 2018. – С. 51-52.
17. Стрелец И.А. Влияние цифровой экономики на процесс реформирования международных финансовых организаций // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2020. - №12(108). – С. 131-134.
18. Ступачев С.А. Роль международных финансовых организаций в развитии экономической системы Республики Молдова // Проблемы современной экономики. – 2020. - №3(75). – С. 178-180.
19. Ступачев С.А. Влияние международных финансовых организаций на страны с переходной экономикой // Финансовая экономика. – 2018. - №5. – С. 864-866.
20. Тагоев М.Р. Правовые основы и перспективы организации сотрудничества с международными финансовыми организациями // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. – 2018. - №4. – С. 34-38.
21. Узденова Ф.П., Тахумова О.В. Взаимодействие российской федерации с международными финансовыми организациями // Экономика и социум. – 2016. - №12-2(31). – С. 1411-1414.
22. Уткина Т.В., Цыркаева Е.А., Ахмадиева З.Р. Финансовые аспекты участия российской федерации в международных валютно - финансовых организациях // В сборнике: интеграция науки, общества, производства и промышленности. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. – С. 215-221.
23. Цзюй Л. Роль международных финансовых организаций в экономической трансформации восточной Европы и России // Экономика и социум. – 2020. - №8(75). – С. 333-336.
24. Чувахин П.И. Международно-правовые вопросы ответственности международных финансовых организаций по внутригосударственному законодательству // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. – 2020. - №6. – С. 198-205.
25. Шаназарова Е.В., Савельева О.Е. Особенности участия международных финансовых организаций в развитии системы государственных закупок в России // Наука Красноярья. – 2020. - №4-3. – С. 136-140.