Фрагмент для ознакомления
2
Одним из путей повышения экономической эффективности системы здравоохранения и более экономичного использования больничных ресурсов является развитие стационарзамещающих технологий медицинской помощи. Однако слабая управленческая и финансовая интеграция медицинских учреждений, отсутствие стратегического анализа и координации в деятельности амбулаторно-поликлинических и больничных учреждений, слабость системы анализа эффективности использования ресурсов, экономических стимулов создают неблагоприятную почву для развития ресурсосберегающих технологий.
В Российской Федерации до 80% ресурсов здравоохранения, используется для финансирования дорогостоящей стационарной медицинской помощи, против 30-50% в экономически развитых странах. Потери от неэффективного использования средств достигают 20% от общей суммы государственного финансирования отрасли. Около 30% больных госпитализируются необоснованно и могут получать медицинскую помощь с использованием стационарзамещающих форм на уровне амбулаторно-поликлинического звена.
В связи с высокой значимостью проблемы, одним из приоритетных направлений Национального проекта в сфере здравоохранения, реализация которого началась в 2006 г., было объявлено развитие первичной медико-санитарной помощи. Среди задач по совершенствованию организации первичной медико-санитарной помощи, является увеличение интенсивности работы амбулаторно-поликлинических учреждений, перемещение части объемов медицинской помощи из больницы в поликлинику, повышение ее доступности и качества.
Использование стационарзамещающих форм в поликлинике предоставляет возможности для решения поставленных задач; является обоснованным и целесообразным в современных социально-экономических условиях. Стационарзамещающие формы обеспечивают эффективное использование коечного фонда, сокращение уровня необоснованной госпитализации, а также являются резервом экономии ресурсов. При организации в первичном звене здравоохранения, стационарзамещающие формы позволяют амбулаторно-поликлиническим учреждениям повысить эффективность работы и качество оказываемой медицинской помощи.
На сегодняшний день во многих медучреждениях предлагаются услуги дневного стационара, подразумевающие пребывание пациента в клинике не круглосуточно, а только на время проведения обследований и процедур, входящих в курс лечения или реабилитации. Включение отделений дневного стационара в структуру медицинских учреждений определенно положительно влияет на весь процесс оказания медицинской помощи. Более того, за счет ранней выписки пациентов из стандартного стационара, значительно увеличивается оборот коечного фонда. А это в свою очередь сказывается и на экономических показателях. Чтобы качественно и эффективно осуществлять обследование или лечение в условиях дневного стационара, необходимо профессионально организовать рабочий процесс.
В законодательстве есть два приказа Минздрава, каждый из которых касается стандарта оказания медицинской помощи в дневном стационаре. Это «Об оснащении дневного стационара поликлиники»: приказ N 923н от 15.11.2012 и приказ N 543н от 15.05.2012. Однако эти документы различаются по ряду моментов.
Рассмотрим принцип работы дневного стационара как структурного подразделения поликлиники. В штат отделения дневного стационара входят врач-терапевт и хирург, средний и младший медицинский персонал, может быть введена должность старшей медицинской сестры. При этом нет необходимости в расширении штата сотрудников выполняющих функции охранников, уборщиц, сестер-хозяек. Медицинский персонал отделения должен обладать всеми необходимыми навыками для оказания квалифицированной помощи пациентам, в том числе и в экстренных ситуациях. В случае необходимости, к рабочему процессу дневного стационара подключаются специалисты смежных отделений клиники. Организацию работы отделения дневного стационара и контроль над ее эффективностью осуществляет заведующий отделением, который назначается главным врачом поликлиники.
База для организации дневных стационаров. В соответствии с положением дневные стационары могут организовываться врачом первичного звена (в перспективе врачом общей практики/семейным врачом) как в составе самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений, так и при поликлинических отделениях различных медицинских учреждений. Существуют варианты создания ДС на базе диагностических центров, поликлиник МСЧ. В России практикуется организация дневных стационаров на базе кабинетов интенсивной терапии. Необходимым условием открытия ДС является достаточная материальная база амбулаторно-поликлинического учреждения (подразделения), которая позволяет оказывать медицинскую помощь больным дневных стационаров на уровне, не уступающем госпитальному лечению. Дневные стационары могут функционировать как самостоятельно, так и в сотрудничестве с домашними стационарами, центрами амбулаторной хирургии. Существует опыт объединения в общую организационно-производственную структуру дневных стационаров и диагностических центров, который позволяет провести более полноценное обследование больных.
Профиль дневного стационара определяется характером патологии пациентов, которые в нем обслуживаются. По профилю обслуживания ДС можно разделить: на дневные стационары общего профиля, специализированные и многопрофильные. В практике здравоохранения наиболее распространены дневные стационары общетерапевтического (соматического) профиля. В современных условиях целесообразно организовывать ДС при общих врачебных практиках с учетом широкого спектра проблем пациентов семейного врача. В структуре заболеваний, при которых помощь оказывается в многопрофильных дневных стационарах, преобладают как правило пациенты с сердечно-сосудистыми заболеваниями, патологией органов дыхания и пищеварения. Среди специализированных ДС встречаются кардиологические, неврологические, гастроэнтерологические, хирургические, урологические, офтальмологические, травматологические, акушерско-гинекологические, педиатрические и др.
Нормативная численность штатных должностей медицинского персонала дневного стационара устанавливается: для врачей - 1 должность на 30 коек соматического профиля, 1 должность - на 20 коек хирургического профиля, 1 должность - на 15 коек для неврологических больных, 1 должность - на 20 коек для кардиологических больных; для медицинских (палатных) сестер - 1 должность на 30 коек любого профиля.
Показания к направлению пациентов в дневные стационары разделяются на медицинские и социальные. Медицинские учитывают нозологическую форму заболевания пациента, течение заболевания, осложнения и сопутствующие патологи. Социальные показания для лечения в дневном стационаре определяются с учетом жилищно-бытовых условий пациента, возможности организации ухода дома, возможности самообслуживания, желания пациента и др.
В дневной стационар направляются больные, способные к активному передвижению, при отсутствии противопоказаний для лечения во внебольничных условиях и отсутствии потребности соблюдения строгого постельного режима. Отбор больных для госпитализации в дневной стационар осуществляют заведующие лечебными отделениями амбулаторно-поликлинических учреждений по представлению участковых терапевтов, участковых педиатров, врачей общей практики (семейных врачей), других специалистов лечебно-профилактического учреждения, на базе которого функционирует ДС.
К общим показаниям для лечения пациента в дневном стационаре относят:
1. Необходимость введения пациентам лечебных препаратов разными специальными методами (внутривенно, внутримышечно, с помощью фонофореза, ингаляций и т.п.).
2. Необходимость в продолжительном внутривенном (прежде всего капельном) введении разных лечебных средств (сердечных гликозидов, кортикостероидов, антиаритмических и других), которые требуют специального наблюдения медицинского персонала как во время введения, так и сразу после окончания процедуры.
3. Необходимость проведения комплексного лечения, которое включает инъекции врачебных препаратов, проведение физиотерапевтических процедур, массажа, лечебной физкультуры, механотерапии и др.
4. Необходимость использования в комплексном лечении бальнеологических процедур (ванны, грязевые аппликации, и т.п.), после которых пациент может отдохнуть.
5. Необходимость продолжения лечебных и реабилитационных мероприятий после окончания лечения пациента в стационаре.
6. Необходимость предоставления неотложной медицинской помощи пациентам по поводу неотложных состояний, возникших во время пребывания в поликлинике или возле нее.
7. Необходимость подготовки пациентов к проведению сложных диагностических обследований и медицинского наблюдения за ними после диагностических мероприятий.
8. Необходимость проведения некоторых сложных лечебных процедур (пункция плевральной полости, пункция брюшной полости и др.).
Контингент дневных стационаров составляют пациенты с заболеваниями, течение и тяжесть которых не требует круглосуточного наблюдения, но, в то же время, врач первичного звена не может оказать им необходимую медицинскую помощь сугубо в амбулаторно-поликлинических условиях. В дневных стационарах по сравнению с больницами, как правило, лечится более молодой контингент с менее тяжелой и неосложненной патологией. Особое внимание отводится диспансерной группе больных, для которых подобная форма обслуживания является своего рода профилактической госпитализацией. Часть пациентов направляется в дневной стационар для долечивания и реабилитации после интенсивной стационарной помощи. Медицинская реабилитация в дневном стационаре направлена в первую очередь на то, чтобы предотвратить формирование осложнений заболеваний.
В структуру отделения дневного стационара входят: палаты с сопутствующим медицинским оборудованием и инвентарем; процедурный кабинет; хирургический кабинет с малой операционной; врачебные кабинеты; помещение для медицинского персонала. Кроме того, в дневном стационаре могут быть предусмотрены: палаты, оборудованные комфортабельной мебелью и телевизором; зал лечебной физкультуры; массажный кабинет.
Принцип работы дневного стационара – работа отделения ведется в две смены, среднее время пребывания пациента в дневном стационаре около 3 часов, курс лечения рассчитывается лечащим врачом и составляет примерно 10 дней. Лечебную, профилактическую или реабилитационную помощь в условиях дневного стационара пациенты могут получить на платной или бесплатной основе (необходимо направление лечащего врача, полис ОМС или ДМС. В отделении в обязательном порядке ведется заполнение медицинской документации.
Прежде всего, на пациента заводится медицинская карта стационарного больного по форме, а в случае назначения физиопроцедур, то и отдельная карта пациента, проходящего лечение у физиотерапевта. Медкарты дополняются температурным листом и листом врачебных назначений, для которого нет установленной формы заполнения. В отдельных ситуациях заполняется также извещение о неблагоприятной побочной реакции лекарственного препарата. После выписки, по результатам обследования или лечения, на пациента согласно принципам работы дневного стационара заводится статистическая карта выбывшего.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Волнухин А.В. Стационарозамещающие технологии в работе врача общей практики (семейного врача): организационно-экономические аспекты. Москва; 2010. 30 с.
2. Вялков А.И. Методические подходы к оценке эффективности деятельности ЛПУ как хозяйствующего субъекта. Главный врач 2005;(5): 11-17.
3. Денисов И.Н., Черниенко Е.И. Совершенствование организации первичного звена здравоохранения. Справочник врача общей практики 2008;(11): 13-46.
4. Елманов Т.В. Новые подходы к оказанию первичной медико-санитарной помощи врачом общей практики. Справочник врача общей практики 2009;(8): 7-9.
5. Карайланов М.Г. Стационарозамещающие формы при оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях. В кн: «Тенденции и инновации фундаментальных и прикладных наук». Т. 3. Красина И.Б., редактор. Ставрополь: Логос; 2016. С. 23-42.
6. Модестов А.А., Косова С.А., Неволин Ю.С., Фаррахов А.З., Федоткина С.А. Центры здоровья для детей: проблемы и перспективы развития. Социальные аспекты здоровья населения. (электронный научный журнал) 2013; 31(3). URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/482/30/lang,ru/ (Дата обращения 12 апреля 2016).
7. Об организации деятельности дневных стационаров в лечебно-профилактических учреждениях: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 09.12.1999 г. №438. [Интернет]. URL: http://www.webapteka.ru/phdocs/doc3046.html (Дата обращения 12 апреля 2016).
8. Петрова Н.Г., Балохина С.А., Мартиросян М.М. Мнение пациентов как важный критерий качества медицинской помощи. Проблемы управления здравоохранением 2009;1 (44): 59-61.
9. Плиш А.В. Медико-организационные резервы совершенствования стационарозамещающих технологий. Витебск; 2006. 48 с.
10. Русев И.Т., Карайланов М.Г., Буценко С.А., Прокин И.Г. Стационарозамещающие формы оказания медицинской помощи в многопрофильном стационаре. В кн.: Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы клиники, диагностики и лечения в многопрофильном лечебном учреждении», Санкт-Петербург. Санкт-Петербург; 2016. С. 353-354.
11. Светличная Т.Г. Цыганова О.А., Борчанинова Е.Л. Профиль удовлетворенности пациентов первичной амбулаторной медицинской помощью. Проблемы стандартизации в здравоохранении 2010;5 (6): 3-7.
12. Стародубов В.И., Калининская А.А., Шляфер С.И. Первичная медицинская помощь: состояние и перспективы развития. Москва: Медицина; 2007. 264 с.
13. Стародубов В.И. Зелькович Р., Исакова Л.Е., Кравченко Н.А., Матвеев Э.Н., Соловьева О.Г., и др. Методические подходы к разработке стратегических и текущих планов здравоохранения в Российской Федерации. Москва; РИО ЦНИИОИЗ МЗ РФ; 2001. 136 с.
14. Стародубов В.И., Флек В.О. Эффективность использования финансовых ресурсов при оказании медицинской помощи населению Российской Федерации. Москва: Менеджер здравоохранения; 2006. 192 с.
15. Тайницкая Э.В. Рейтинговая оценка деятельности врача-педиатра участкового в системе управления качеством медицинской организации. Заместитель главного врача 2011;(8): 58-66.
16. Татарников М.А. Методологические основы формирования системы показателей эффективности деятельности учреждений здравоохранения. Вопросы экономики и управления для руководителей здравоохранения 2009;12 (99): 6-10.
17. Татарников М.А., Вялкова Г.М., Глухова Г.А. Оценка удовлетворенности потребителей медицинских услуг в системе управления здравоохранением. Экономика здравоохранения 2011;3 (4): 29-35.
18. Федоткина С.А. Потребность в долголетии: по результатам опроса российской молодёжи. Современные исследования социальных проблем 2011;(2): 205-208.
19. Хальфин Р.А. Актуальные вопросы организации амбулаторно-поликлинической помощи населению Российской Федерации. Здравоохранение 2003;(10): 19-26.
20. Щепин О.П., Какорина Е.П., Флек В.О. Эффективность использования стационарозамещающих технологий в системе здравоохранения. Москва: Международный центр финансово-экономического развития; 2001. 416 с.