Фрагмент для ознакомления
2
1. Теоретические основы организации обслуживания клиентов на предприятии ресторанного бизнеса
1.1. Ресторанный бизнес, как объект исследования
Современным кейтеринговым компаниям, чтобы быть успешными, необходимо постоянно выделяться атмосферой, интерьером, кухней, развлекательными программами и качеством обслуживания. Завоевать лояльность гостя вкусными блюдами, акциями и скидками стало сложнее. Придирчивый, придирчивый и требовательный гость немедленно реагирует на все составляющие предложения ресторана. Блюда в меню должны быть вкусными и свежими, интерьер красивым, мебель удобной, а персонал дружелюбным и услужливым [20].
Невнимательность или грубое обслуживание запомнятся клиентам больше, чем холодный суп. Сервис играет едва ли не главную роль в сфере ресторанного бизнеса и гостеприимства. Необходимо сделать все, чтобы гости были довольны. Ресторанный сервис - это не только обученный персонал и стильная фарфоровая посуда для ресторанов. Это сочетание искусства общения, правил этикета, традиций, психологических приемов [9].
Сервис начал проявляться в первых заведениях России - старославянской таверне. Позже заведение, где раньше пели песни, ели, пили и разговаривали, превратилось в государственное княжеское заведение. Здесь зачитывались различные постановления и проводились судебные заседания. В царствование Ивана Грозного широкое распространение получили так называемые "царевы кабаки". В них гостям подавали изысканные вина, пиво, открытки, табачные изделия. Вскоре владельцами пабов стали частные лица. Рост числа предприятий и потребления алкогольных напитков повлиял на переименование пабов, теперь они назывались питейными заведениями. Причем ассортимент включает в себя не только различные напитки, но и салаты, горячие блюда, выпечку. К концу XIX века распространились такие форматы предприятий общественного питания, как постоялый двор, чайный дом и кофейня. В это же время стали появляться первые рестораны, где посетителей встречал и обслуживал персонал в накрахмаленных белых фраках и кипенно-белых перчатках, а кухонная утварь для ресторанов использовалась исключительно из фарфора, стильная и изысканная [44].
В XX веке произошли изменения в ресторанном обслуживании. Стал применяться метод поочередной подачи блюд. Блюда подавались на стол не все сразу, а в порядке их расположения в меню. Ресторанные предприятия начали классифицировать, делить на категории. Бизнес-проекты загородных кафе получили отклик. Революция повлияла на развитие ресторанного бизнеса, многие предприятия общественного питания прекратили свое существование. И только в 50-х годах XX века их активное развитие началось вновь. После распада СССР на рынок вышли зарубежные сети общественного питания. Сегодня на рынке представлено множество предложений и форматов: рестораны, бары, кафе, фуд-корты и т.д. Высокая конкуренция заставляет владельцев постоянно совершенствовать свои заведения, использовать новейшие методы и подходы к клиентам, быстро реагировать на запросы потребителей и повышать уровень обслуживания.
Современное развитие предприятий общественного питания можно разделить на пять этапов (таблица 1). На каждом этапе можно наблюдать как спад, закрытие ресторанов и снижение спроса на определенный сегмент, так и увеличение не только количества точек общественного питания, но и способов решения проблем в ресторанном бизнесе.
Таблица 1 - Современные этапы развития [18].
1.2. Основные положения организации обслуживания клиентов
Среди важнейших социально-экономических проблем значительное место занимают проблемы радикального улучшения работы отраслей сферы государственных услуг.
Практически на развитие материального производства в той или иной степени влияют все отрасли сферы услуг.
Роль одних связана с обеспечением расширенного воспроизводства рабочей силы за счет повышения образовательного и культурного уровня, укрепления здоровья и развития трудовых способностей, в то время как другие экономят и увеличивают свободное время работников [16].
Процесс обслуживания клиентов является неотъемлемой частью сферы услуг.
Обслуживание клиентов является неотъемлемой частью любой компании. Иногда клиент предпочитает приобрести товар или услугу за значительную цену, но в месте, где его ждет более высокий уровень обслуживания.
Целью обслуживания клиентов является усиление конкурентных преимуществ компании за счет повышения уровня обслуживания клиентов.
Организация обслуживания клиентов в компании повлечет за собой:
- приход новых клиентов;
- увеличение числа постоянных клиентов [38].
Основной задачей предприятий этой сферы является удовлетворение потребностей населения в услугах различного рода за счет увеличения возможностей предоставляемых услуг, расширения их ассортимента, повышения качества и культуры обслуживания.
Характерной особенностью предприятий и организаций сферы услуг является взаимодополняющее сочетание процессов производства услуг и предоставления государственных услуг.
Таким образом, организация обслуживания клиентов является специфической частью организации деятельности компании, не имеющей аналогов в других отраслях, и играет особую роль в повышении ее эффективности.
Предметом изучения в этой системе являются отношения, складывающиеся между предприятиями сферы услуг и потребителями услуг в связи с их предоставлением.
Следует отметить, что процессы производства услуг и предоставления государственных услуг тесно взаимосвязаны и во многом определяют друг друга [10].
Четкая и правильная организация производства услуг создает условия для рациональной и эффективной организации государственных услуг.
В свою очередь, успешная работа производственных подразделений предприятий во многом зависит от уровня обслуживания населения.
Чем лучше организована услуга, тем охотнее и регулярнее клиент обращается к услугам этого предприятия - и это одно из важнейших условий, обеспечивающих возможность рациональной организации производственного процесса услуг, и в целом условий, обеспечивающих конкурентоспособность предприятий сферы услуг.
Прибыль, получаемая предприятиями в этой сфере, зависит от количества ее потребителей.
Полная загрузка производственных мощностей - идеальное условие, к которому стремится любое предприятие.
В действительности это условие невозможно, поскольку услуги имеют сезонный характер их потребления.
В связи с этим регулярная работа с ИТ выходит на первый план в организации обслуживания клиентов [45].
Существует ряд факторов, влияющих на работу с потребителем.
Первый - это естественные противоречия между интересами предприятий, предоставляющих услуги, и их потребителями.
Негативное восприятие потребителем предприятия сферы услуг связано с тем, что:
- вам нужно искать компанию, где вы сможете получить необходимую услугу;
- дождитесь времени, когда услуга будет оказана;
- рабочее время предприятий сферы услуг совпадает с рабочим временем потребителя;
- время получения, выдачи и исполнения заказа длительное;
- сомнение потребителя в качестве услуг предприятия, к которому он обратился;
- расходы, связанные с услугой, велики и несвоевременны [19].
Во-вторых, это причины, которые мешают потребителям обращаться в сервисные компании:
1. Перед посещением предприятия это: отсутствие информации о нем; отсутствие или нехватка средств для получения услуги; негативное восприятие времени, потраченного на поездку, регистрацию, ожидание выполнения услуги; большое расстояние до предприятия; возможность выполнять эти работы самостоятельно;
2. Во время посещения предприятия: невнимательное отношение сотрудников к потребителю; недоверие клиента к услугам и ценам на них; сложность в определении местоположения предприятия; неприглядный внешний вид сервисной компании; неопрятный внешний вид сотрудников; нарушение технологии выполнения услуг; отсутствие удобств во время ожидания выполнения или предоставления услуг; несоблюдение сроков выполнения заказа; отсутствие гарантий;
3. После посещения предприятия: неполное или неполное выполнение заказа; некачественное оказание услуг или выполнение работ, в том числе выявленные с течением времени; несоответствие конечной стоимости заказа по сравнению с первоначальной [5].
Третий напрямую связан с работой с потребителем.
Прежде всего, необходимо привыкнуть к тому, что потребителя нужно завоевывать.
Многие сервисные компании не придают должного значения процессу обслуживания, игнорируют опыт и знания в этой области как зарубежных, так и российских предприятий.
Четвертое - это разница между субъективными требованиями потребителя к качеству услуг и сервиса [35].
Например, один потребитель хочет получить услугу на элитном предприятии с высоким уровнем сервиса и технологиями предоставления услуг, в то время как он готов платить за это, другой может пренебречь многими условностями, пока услуга предоставляется, выполняется эффективно и, по возможности, по минимальной цене.
Пятый фактор связан с возможностями и масштабами самого сервисного предприятия.
Таким образом, крупные элитные предприятия обеспечивают конкурентоспособность за счет высокого уровня сервиса и производственных технологий, предоставляя потребителю высокое качество обслуживания и производства услуг.
Малые предприятия, в целях привлечения потребителей, стремятся максимально снизить цены, установить доверительные отношения с клиентом, гибко адаптироваться к требованиям заказчика, тем самым обеспечивая свою способность выживать в конкурентной борьбе.
Принимая во внимание эти факторы, можно сформулировать основные цели работы с потребителем: привлечение клиента; обеспечение позитивного сотрудничества с потребителем; закрепление потребителя в качестве постоянного; использование потребителя в качестве носителя позитивной информации о предприятии [23].
Идеальное сочетание целей предприятий сферы услуг по работе с потребителем и требований клиентов обеспечит преимущества обеим сторонам.
Во многом этому способствует рациональная организация бытового обслуживания, позволяющая сгладить противоречия, возникающие между производителем услуг и их потреблением.
Основной задачей организации государственных услуг является разработка и внедрение рациональных форм и методов обслуживания.
Как и в любом виде трудовой деятельности, обслуживанию клиентов присущи определенные принципы организации.
Среди них есть:
- более полное удовлетворение платежеспособного спроса населения на услуги;
- максимальное приближение услуг к потребителю;
- повышенное внимание к клиенту, к его индивидуальным требованиям, вкусам и запросам;
- создание наибольшего удобства и комфортных условий для клиента при использовании услуг;
- предоставление услуг потребителю по более низкой цене [28].
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1.
В конце первой главы работы можно сделать следующие выводы:
1. Ресторан - это кейтеринговая компания с широким ассортиментом комплексных блюд, в том числе заказных и фирменных, винно-водочных, табачных и кондитерских изделий, с повышенным уровнем сервиса в сочетании со стильным и оригинальным дизайном и интерьером помещений, а также организацией культурного отдыха и развлечений посетителей ресторана.
2. Исследование организации обслуживания клиентов на примере Кафе пицца-паста бар «Перцы».
2.1. История развития и общая характеристика Кафе пицца-паста бар
Первое заведение кафе пицца-паста бар «Перцы» открылось в 2006 году. Изначально этот проект был рассчитан как сеть заведений, так и вышло, на данный момент заведений насчитано 6 в городе Красноярске.
Кафе «Пицца - Паста Перцы» имеет юридический адрес: ООО "Общепит", г. Красноярск, ул. Весны, д.1. В сети кафе насчитываются 4 пицерии-пасты и служба доставка быстрого питания. Для слаженной работы всех офисов необходима не только скоординированная работа менеджеров, но и автоматизация процесса закупа, реализации, обслуживания, расчета.
Предприятие еще в процессе становления, но устойчиво и непрерывно набирает баллы популярности. Причем, популярность эта всеобъемлюща, - сюда любят зайти и местные бизнесмены, и заезжие политики, и студенты, и свободные художники, которые в поисках отдохновения зашли по адресу. Адрес: 660077, Адрес: г. Красноярск, проспект Мира, д.1.
ООО «Перцы на Мира» - первое заведение, которое было открыто в 2006 году.
Второе заведение сети кафе пицца-паста бара «Перцы» - «Перцы» на Ладо Кецховеле, но, к сожалению, данное заведение было закрыто в связи с пожаром.
ООО «Еда» - третье заведение сети кафе пицца-паста бара «Перцы», которое открыло в 2007 году.
Лидером среди сети кафе пицца-паста «Перцы» является ООО «Перцы Взлетка», которое было открыто в 2008 году. Востребованность его заключается в удачном расположении и в хорошем персонале.
ООО «Дольче» - пятое заведение, открытое в 2013 году.
OOO «Меланзана» - шестое заведение сети кафе пицца-паста бар «Перцы», открылось оно 2016 году.
ООО «Атриум»- новое заведение, которое открылось в 2017 году.
Также сеть вошла и в другие города и распространила франшизу. «Перцы» уже успешно работают в Барнауле, Омске, Абакане. В Ачинске и в Краснодаре кафе открылось по партнерству.
Ассортимент «Пицца – Паста Перцы» достаточно широкий, чтобы каждый нашел что-то по своему вкусу. Чтобы довольным остались все вместе и каждый по отдельности.
В меню представлено более 15 видов пиццы: кон-карне, пеперони, флорентина, маргарита, карбонара... - за каждым названием таятся вкусовые наслаждения.
Коктейли, напитки, чай, кофе и свежевыжатые соки, включенные в меню кафе «Перцы», наполнят ваш организм здоровой и качественной влагой. Ну, а если захотите повысить не только качество, но и градус внутренней жидкости, - обращайтесь к винной карте, где льется и пиво, и коньяк, виски и водка, ром и текилла, абсент и джин.
Помещение, занимаемое кафе, располагается в жилом доме. Для удобства обустроен подъезд автотранспортом и неохраняемая парковка. Имеет 118 посадочных мест. Является специализированным, постоянно функционирующим; относится к предприятию с полным производственным циклом, обслуживание производится официантами. Кафе специализируется на итальянской кухне, имеет карту-меню, включающей в себя обширный выбор блюд, десертов, вино-водочной и покупной продукции.
Зал кафе выдержан в красно - чёрных тонах. Для придания оригинальности использовались декоративные элементы (светильники, фотографии большого формата и т.д.). Мебель, изготовленная по специальному заказу, прекрасно вписывается в интерьер заведения и создает гармонию цветов и оттенков.
Для создания приятной и непринужденной обстановки, предусмотрено музыкальное оформление - приятная музыка, а также установлены телевизионные панели для просмотра матчей и пр.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1.Аванесова, Г.А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2019. - 320с.
2.Авруцкая, И. Битва за гостя. Стратегия и тактика ресторанного маркетинга. – М.: Ресторанные ведомости, 2017. – 184 с.
3. Акурова Н. В. Азбука ресторанного сервиса.- М.: Дело, 2016. -127 с.
4. Базарова С. К. Сервисная деятельность как способ удовлетворения общественных потребностей // Актуальные вопросы развития современного общества : сб. статей 4-й Междунар. науч.-практ. конференции. – 2019. – С. 96–100.
5. Баль Н. В., Панов С.С. Методические подходы к стратегическому управлению в ресторанном бизнесе // Молодой учёный. - 2020. - № 9. - С. 146-149.
6. Богушева В. И. Организация обслуживания посетителей ресторанов и баров.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2018.- 245 с.
7.Быстров, С. А. Экономика и организация ресторанного бизнеса: учеб. пособие. – М.: ФОРУМ, 2018. – 464 с.
8.Вайнцвейг, А. Безупречный сервис. Чтобы каждый клиент чувствовал себя королем. – М.: Добрая книга, 2016. – 152 с.
9.Волк Е. Н. Основы гостеприимного сервиса: учебное пособие. – Пермь, 2020. – 186 с.
10.Гаранизаде, Э. Д. Продвижение услуг ресторана // Молодой ученый. - 2017. - № 3 (137). - С. 306-313.
11. Гембл, П. Маркетинг взаимоотношений с потребителями. - М., «Гранд», 2019. - 152с.
12. Джум, Т. А. Современные формы обслуживания в ресторанном бизнесе. Учебное пособие. - М.: Магистр, 2016. - 528 c.
13.Донскова Л. И. Сервис как социальный феномен: концепция и технология управления : дис. … д-ра социол. наук. – Барнаул, 2019. – 355 с.
14. Дусенко, С. В. Качество услуг в сфере гостеприимства // Сервис в России и за рубежом. - 2020. -№ 4. - С. 15-26.
15.Исаенко, A.B. Теория и практика исследования качества обслуживания. - Белгород: БУПК, 2021. - 121 с.
16.Ишмухаметова Л.Р., Кветко А.А. Организация сервисного обслуживания клиентов и его совершенствование // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 1. – С, 112-119
17. Кабушкин Н. И Менеджмент гостиниц и ресторанов: учеб. пос. для студентов ВУЗов - Минск: Новое знание, 2018. – 351 с .
18.Калачев, С. Л. Сервисная деятельность: Учебник. - М.: Дашков и К, 2017. - 284 c.
19.Калашников, А. Ю. Кафе, бары и рестораны: организация, практика; учеб. метод. пособие. – М.: Речь, 2017. – 185 с.
20. Калинина, Н. Ориентация на клиента сегодня-принцип жизни и основа стратегии успешной компании // Управление сбытом. - 2019. - № 3. - С. 82-85.
21.Карнаухова В. К. Сервисная деятельность: учеб. пособие. – М.: Ростов н/Д. : МарТ, 2016. - 256 с.
22.Коноплева Н. А. Сервисология (человек и его потребности) : учеб. пособие. – М.: Флинта, 2018. – 245 с.
23. Королев, А. В. Повышение качества обслуживания населения на предприятиях общественного питания. – Белгород, 2018. – 218 с.
24. Кулибанова, В.В. Маркетинг: сервисная деятельность. - СПб.: Питер, 2017. - 405с.
25. Леонтьева, Л. В. Сфера услуг как зона особого внимания // Экономика и управление.- 2020. - № 8 (58). - с. 72-76.
23.Лозовая А.В., Кузнецов В.И. Особенности организации ресторанного сервиса // Международный студенческий научный вестник. – 2021. – № 5-1. – С. 22-29
27.Мордасова, Е. В. Современное развитие сервиса в России: проблемы и перспективы // Молодой ученый. - 2019. - № 3 (241). - С. 194-196.
28. Муталапова, П. С. Качество услуг сферы сервиса: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 182 с.
29. Назаров О. 333 хитрости ресторанного бизнеса. – М.: Ресторанные ведомости, 2018. – 388 с.
30.Назаров О. Лучшие ресторанные «фишки» мира: учебно-практическое пособие. - М.: Ресторанные ведомости ИД, 2017. - 176с.
31.Нехаева Н. Е. Сервисная деятельность: базовый учебно-методический комплекс. – Саранск, 2017. – 193 с.
32. Нечипоренко Л. В. Процесс обслуживания на предприятиях сферы услуг, требования к обслуживающему персоналу // Молодой ученый. - 2019. - №11. - С. 131-133.
33.Новаторов Э.В. Методы разработки и анализа процесса обслуживания в маркетинге услуг // Маркетинг в России и за рубежом. – 2007. – №1. – С. 50–54.
34.Ногина А.А. Организация обслуживания на предприятиях общественного питания: Учебное пособие – Челябинск, Библиотека А. Миллера, 2018 – 136 с.
35. Овчаров, А.О. Теоретико-методологические подходы к сущности рисков в сфере услуг и способам их оценки // РИСК. - 2020. - №2. - С. 320-324.
36. Палли М. Азбука ресторатора. Все, что нужно знать, чтобы преуспеть в ресторанном бизнесе. – М.: BBPG, 2019. – 500 с.
37.Подачина, Л.И. Сравнительная характеристика подходов к классификации и оценке услуг питания в современных условиях // Проблемы современной экономики. - 2020. - N1 (45). – С. 25-28
38. Садохин, А.П. Сервисология. Человек и его потребности. - М.: Омега-Л, 2019. - 141с.
39.Салимова, Т.А. Управление качеством: учебник. – М.: Омега - Л, 2017. – 376 с.
40.Свириденко, Ю.П. Сервисная деятельность. – М.: Альфа-М, 2017. – 385 с.
41. Скобкин С.С. Маркетинг и продажи в гостиничном и ресторанном бизнесе. – М.: Юристъ, 2017. – 568 с.
42.Сокирянский, Ф. Л. Технология и организация услуг питания: банкетные услуги. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2019. – 140 с.
43. Сологубова, Г. С. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания. Учебник. - М.: Юрайт, 2016. - 380 c.
44.Сфера сервиса: особенности развития, направления и методы исследования / Под общ. ред.Ю.П.Свириденко.- СПб.: СПбГИСЭ, 2019.- 304с.
45.Удальцова М. В. Сервисология. Человек и его потребности : учеб. пособие. – М.: Омега-Л, 2018. – 106 с.
46.Хмырова С. В. Ресторанный маркетинг: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 255с.
47.Шихова, А. С. Разработка рекомендаций по совершенствованию качества обслуживания клиентов кафе // Молодой ученый. - 2021. - № 10 (114). - С. 1342-1344.
48. Шоул Дж. Первоклассный сервис как конкурентное преимущество.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2017.- 338с.
49.Экономика гостиниц и ресторанов: Учеб. пособие / Под ред. Н.И. Кабушкина. – М.: Новое знание, 2017 – 392 с.
50. Якушин В. А., Китайкин К. В. Оценка качества ресторанных услуг // Пищевая промышленность. - 2019. - №. 11. - С. 34-35.