Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Память о войне рассматривается в данном исследовании как важный элемент социальной памяти российской нации. Изменения в оценке значе-ния Дня Победы в значительной степени зависят от поколения. Восприятие культурного наследия Великой Отечественной войны сегодня переживает новый этап трансформации, связанный с естественной сменой поколений. Ранее знания о событиях войны подкреплялись рассказами ветеранов Ве-ликой Отечественной войны, старших членов семьи, соседей, знакомых, что делало их частью личной истории, личных переживаний и воспомина-ний. Сегодня ветеранов войны как носителей «устной» памяти о войне остались единицы, и все они очень почтенного возраста, что накладывает существенные ограничения на процесс общения. С их уходом уровень жи-вой памяти будет утрачен, восприятие Дня Победы новым поколением, не имеющим личной памяти о войне и лишенного сильных персональных чувств по отношению к ней, будет меняться. Отчасти именно поэтому та-ким массовым явлением среди россиян стала акция «Бессмертный полк», воплотившая в себе назревшую потребность в символизации исчезающей живой памяти. Трансформация памяти о войне напрямую связана с транс-формацией празднования Дня Победы.
2. Социально-историческая основа праздника Дня Победы
После длительных и кровопролитных боев 9 мая в 00-43 по москов-скому времени был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Герма-нии. Советский союз выиграл эту войну. Приняв капитуляцию Германии, СССР не подписал с ней соглашения о мире и остался в состоянии войны еще на некоторое время. Документально война с Германией была окончена лишь 21 января 1955 года, после того как Президиум Верховного Совета СССР принял такое решение. И все же мы воспринимаем Великую Отече-ственную войну, как войну, продлившуюся до 9 мая 1945 года.
9 мая 1945 года на Красную площадь приземлился самолет, кото-рый доставил Акт о капитуляции Германии. А уже 24 июня состоялся пер-вый Парад Победы, который принимал маршал Жуков, командовал пара-дом Константин Рокоссовский. Маршем по Красной площади прошли полки Белорусского, Ленинградского, Карельского, Украинского фронтов, а также сводный полк Военно-Морского Флота. Впереди всех шли коман-дующие этих полков, Герои Советского Союза, которые несли флаги и знамена отличившихся в войне частей. В заключение парада было проне-сено 200 знамен побежденной Германии, которые сбрасывали у Мавзолея Ленина.
3. Историческое и культурное развитие праздника
День Победы 9 мая – история праздника от его создания до наших дней. Чем запомнился первый День Победы, какие изменения произошли с тех пор. Какие традиции празднования Великой Победы остались сего-дняшнего времени и что нового привнесло в этот праздник наше поколе-ние.
После победы Советского Союза во Второй Мировой войне, кото-рая для нашего народа стала Великой Отечественной войной, День Побе-ды 9 мая – самый желанный и в то же время самый неоднозначный празд-ник. Как поется в одноименной песне, «это праздник со слезами на гла-зах». Иначе и быть не может. За четыре года войны советский народ ли-шился более 20 миллионов человек. И это только подтвержденные данные. Сейчас многие источники утверждают, что на самом деле погибших свыше 40 миллионов. Нельзя сказать, что война осталась в далеком прошлом. До сих пор то тут, то там находят останки солдат, погибших на поле боя, оружие, осколки снарядов или даже неразорвавшиеся мины. Рана, нане-сенная фашистскими захватчиками нашей стране, до сих пор кровоточит. Как вся страна сплотилась на борьбу с неприятелем в те суровые годы, так и сейчас День Победы отмечается не как заурядный майский праздник. Для нашего народа это величайший праздник, имеющий много смыслов.
Это – день памяти павших. Это – почтение ныне живущим героям. Это – ликование освобожденного народа. Это – вечное напоминание мо-лодым, какой ценой добывалась Великая Победа.
У него, как у всякого великого праздника, есть своя история и тра-диции.
ИСТОРИЯ 9 МАЯ В СССР
Празднование Дня Победы назначено в этот майский день не просто так. Именно 9 мая 1945 года немецко-фашистские войска полностью капи-тулировали.
В честь этого события 24 июня в Москве на Красной площади со-стоялся первый Парад Победы. Командовал парадом генерал Рокоссов-ский, а принимал его Георгий Жуков, незабвенный маршал Победы. Вос-седая на белом коне, он торжественно объехал почтительно замершие со-ветские войска и доложил по всей форме Верховному главнокомандующе-му. Как известно, в то время армию, как и всю страну, возглавлял И.В. Сталин.
Участвовала в параде также боевая техника. Был представлен пол-ный спектр боевых подразделений, ковавших победу на всех фронтах. В их числе:
Т-34 – легендарный танк
БМ-13 «Катюша» — получивший широкую известность гвардей-ский реактивный миномет
Пушка ЗИС-3 – один из символов победы
ГАЗ М-1 — «полуторки», известные фронтовые трудяги, были ши-роко представлены в различных модификациях.
Закончился парад низвержением к подножию мавзолея В.И. Ленина фашистских штандартов. Эта почетная миссия досталась солдатам Дзер-жинского полка. Понятно, что это был самый скоропалительный парад в истории России. Не удалось избежать технических сбоев и неувязок. В частности, не успели разработать новую форму для солдат и офицеров, а в полевой проводить парад не хотелось. Не было достаточного количества хорошей материи в стране, лежавшей в послевоенных руинах. Поэтому форму разработали и пошили наспех из плохо прокрашенного материала. Как назло, во время парада пошел дождь, и фронтовики стоически терпе-ли, стоя в цветных лужах, с потеками краски на лицах.
Вот так прошел первый парад, посвященной Великой Победе. Не-смотря ни на что, это было первое празднование Дня Победы.
Интересно, что на протяжении многих лет, начиная с 1948 года, этот праздник не отмечался помпезными мероприятиями и даже не являлся «красным днем календаря». Он был памятным днем, но не выходным.
Официально День Победы стал праздничным днем в 1965 году. То-гда сошлись два знаменательных события – генсеком стал Л.И. Брежнев и, кроме того, год был юбилейным со дня победы в Великой отечественной войне.
Благодаря этому этот праздник возродился во всем его величии и стал таким, каким мы знаем его по сей день.
Многие задаются вопросом, почему День Победы в России празд-нуют 9 мая, а в других странах – 8 мая. Есть две основные версии, объяс-няющие это расхождение.
Не всем известно, что до капитуляции Германии вначале был под-писан предварительный протокол. Это событие имело место в ночь на 8 мая 1945 года в Реймсе в ставке Эйзенхауэра. Его подписывал с немецкой стороны фельдмаршал Йодль, с советской – генерал Суслопаров. Прото-кол гласил, что с 8 мая германская армия полностью прекращает боевые действия на всех фронтах. Сразу после этого американские и британские газеты поспешили раструбить о том, что германская армия капитулирова-ла перед союзниками с указанной даты. Это – первая версия события.
Планировалось, что акт о капитуляции будет подписан там же. Од-нако Сталина не устроило такое положение дел. Его мнение заключалось в том, что настолько значимое событие в мировой истории должно быть, во-первых, официально обставлено и, во-вторых, состояться в столице по-верженной фашистской Германии.
Таким образом, при участии представителей средств массовой ин-формации, войск союзников и советских войск в Берлине ночью с 8 на 9 мая 1945 года был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Герма-нии. С немецкой стороны его подписал фельдмаршал Кейтель, с советской – маршал Г.К. Жуков. Церемония началась ровно в полночь 9 мая, а за-кончилась в 0.43.
Парадокс заключался в том, что указанное в акте время капитуля-ции – 8 мая 23.01 по берлинскому времени. Получается, что он был под-писан «задним числом». Но, поскольку московское время опережает бер-линское на один час, по нашему времени окончательная победа над фа-шистской Германией состоялась 9 мая.
На протяжении десятилетий День Победы, оставаясь великим праздником и символом подвига советского народа, подвергался измене-ниям. Точнее, что-то менялось, а что-то оставалось в неизменном виде как дань традициям.
4. Традиционные формы празднования Дня Победы
Память о войне рассматривается в данном исследовании как важ-ный элемент социальной памяти российской нации. Изменения в оценке значения Дня Победы в значительной степени зависят от поколения. Вос-приятие культурного наследия Великой Отечественной войны сегодня пе-реживает новый этап трансформации, связанный с естественной сменой по-колений. Ранее знания о событиях войны подкреплялись рассказами вете-ранов Великой Отечественной войны, старших членов семьи, соседей, зна-комых, что делало их частью личной истории, личных переживаний и вос-поминаний. Сегодня ветеранов войны как носителей «устной» памяти о войне остались единицы, и все они очень почтенного возраста, что накла-дывает существенные ограничения на процесс общения. С их уходом уро-вень живой памяти будет утрачен, восприятие Дня Победы новым поколе-нием, не имеющим личной памяти о войне и лишенного сильных персо-нальных чувств по отношению к ней, будет меняться. Отчасти именно по-этому таким массовым явлением среди россиян стала акция «Бессмертный полк», воплотившая в себе назревшую потребность в символизации исче-зающей живой памяти. Трансформация памяти о войне напрямую связана с трансформацией празднования Дня Победы.
В отечественном массовом сознании День Победы - это «событие всемирно-исторического значения », имеющее ключевое значение для ис-торической памяти россиян. Главный государственный праздник военно-патриотической традиции Российской Федерации сегодня оценивается по - разному: одни считают его переломным событием в новейшей истории нашей страны, другие, напротив, нивелируют его роль. Сильная поляри-зация отношения к памятной дате 9 Мая, а также к различным классиче-ским и современным формам празднования свидетельствует о важных ас-пектах российской культуры XXI в. С одной стороны, это подтверждает активное экспрессивное значение Дня Победы. Для большинства населения нашей страны это по-прежнему одна из немногих общих для всех памят-ных дат и единственный оставшийся от предыдущих поколений праздник с явно выраженным историческим, идеологическим и патриотическим со-держанием. При этом отношение населения России ко Дню Победы может имеет разную степень эмоциональной вовлеченности и меняться от шутки, анекдота и бравады («можем повторить») до осознания трагизма и недо-пустимости повторения («больше никогда»), от оценки «война как празд-ник» до ее противоположности «праздник как война».
С другой стороны, поляризацию отношения ко Дню Победы можно рассмотреть как символ отсутствия общественной интеграции. Раскол между лагерями «можем повторить» и «никогда снова» демонстрирует злобу и агрессию разных слоёв населения друг к другу, что вполне пред-сказуемо для символической интерпретации войны. Отношение к тем или иным нововведениям в коммеморативных практиках зачастую обусловле-но политическими взглядами разных слоев населения, их отношениям к действующей власти, которая традиционно является «законодателем мо-ды» в конструировании внешних форм и глубинных смыслов этого глав-ного праздника государственного значения. Спектр восприятия Дня Побе-ды располагается в широком поле от рассмотрения его как дня скорби до веселого праздника как повода для шумных веселий и гуляний, от просто-го выходного дня до даты общечеловеческой важности. Так, зачастую с 1945 г., с послевоенного времени начинают отсчёт современности, новей-шего времени. 9 Мая может рассматриваться и как дата, важная для лич-ной и семейной памяти, и как важнейший государственный праздник с за-дачей политической пропаганды и легитимации власти.
Официальная российская идеологема 9 Мая акцентирует тему Ве-ликой Победы как средства коллективного национального самоутвержде-ния через торжественные элементы события. Г осударство осуществляет разностороннюю административную, финансовую, символическую и соци-альную поддержку этого «праздника со слезами на глазах». В значитель-ной степени это обосновано тем, что кроме этой даты в обозримом исто-рическом прошлом у россиян не осталось почти никаких символов вели-чия страны и единства народа (кроме, пожалуй, первенства полета челове-ка в космос). Проведение многочисленных мероприятий (выставки, кино-показы, раздача в городах Российской Федерации и далеко за ее предела-ми георгиевских ленточек, официальный дискурс в масс-медиа), посвящен-ных Великой Отечественной войне, являются попыткой искусственно кон-солидировать общество через объединение против идеи «общего врага».
Сегодня «основным историческим уроком войны считается совсем не то, что война не должна повториться. Напротив, теперь речь идет о том, что если та война была успешной для России, то, случись война сегодня, она тоже будет успешной. Показательно, что на бамперах многих машин можно увидеть стикеры со словами: “45-й год можно повторить”» . По-добная символическая агрессия возникает в результате трансформации смыслов праздника. Поддерживаемая государством версия мифа о Вели-кой Победе сегодня превращается в оружие в борьбе с политическими противниками и рождает специфические практики празднования. Для того, чтобы проследить трансформацию форм празднования Дня Победы, необ-ходимо обратиться к истории его празднования.
5. Новые формы празднования Дня Победы в современных условиях
День Победы — торжественно повторяющийся праздник и он тре-бует, конечно, обновления и развития. В современном периоде, кроме ос-новных закрепленных форм празднования (парад, минута молчания, воз-несение цветов к мемориалам, зажжение вечного огня, встречи с ветерана-ми и д. р.) появились новые формы, которые постепенно закрепляют себя в празднике. И формы проведения праздника продиктованы современными событиями. Кроме того, формы должны также соответствовать современ-ным направлениям, взглядам представителей различных поколений и со-циальных групп.
Например, в современном празднике Победы популярностью поль-зуется акция — это форма, насыщенная интерактивным общением. Акции, посвященные Дню Победы, создают ситуацию, в которой могут общаться представители абсолютно всех социальных уровней. Например, акции: «Георгиевская ленточка», «Сирень победы», «Спасибо деду за Победу!», «Мотопробеги «Пробеги», песни Победы в мобильных устройствах — «Ура Победе!», «Бессмертный полк».
1) Георгиевская лента.
Весной 2005 года на улицах российских городов впервые появи-лась «Георгиевская ленточка» - акция “Я помню! Я горжусь!”. Эта акция родилась стихийно, выросла она из интернет-проекта «Наша Победа», главной целью которого, была публикация историй и фотографий времен Великой Отечественной войны. Ленточка стала своеобразным атрибутом торжественных мероприятий, традиционных встреч с ветеранами, празд-ничных гуляний во многих городах Российской Федерации.
26 ноября (7 декабря) 1769 года императрица Екатерина II учреди-ла награду для офицеров Русской Армии, вручаемую за личную храб-рость проявленную на полях сражений — орден Святого Георгия, носить его полагалось на «ленте шелковой о трех черных и двух желтых поло-сах», впоследствии за ней и закрепилось название — Георгиевская лента.
Георгиевская лента биколор с продольными черным-желтыми по-лосами. Она ведет свою историю от ленты к солдатскому ордену Святого Георгия Победоносца, учрежденного 26 ноября 1769 императрицей Ека-териной II. Эта лента с небольшими изменениями вошла в наградную си-стему СССР как
“Гвардейская лента” - знак особого отличия солдата. Ею обтянута колодка очень почетного «солдатского» ордена Славы. Черный цвет ленты означа-етдым, а оранжевый - пламя. Так же она известна как гвардейская лента - знак
особого отличия солдат, ею обтянута колодка советского “Ордена Славы” - почетного наградного знака.
2) Народная часть Парада Победы История «Бессмертного пол-ка»
В день празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отече-ственной войне 1941-1945 годов в России прошла беспрецедентная по сво-им масштабам акция «Бессмертный полк». Она стала народной частью Парада Победы и объединила в своих рядах более 12 миллионов человек.
6. Режиссерские особенности праздника Дня Победы
Методика организации праздников заслуживает отдельного расска-за о себе. Каждый праздник, как известно, представляет собой очень важ-ное и долгожданное событие. От наилучшего решения данного вопроса зависит, как пройдет праздник, понравится ли он детям, какие чувства и эмоции вызовут участники праздника у детей и их родителей.
Методика организации праздников может быть абсолютно разной. При составлении примерного плана необходимо знать следующие этапы и азы, опираясь на которые возможно организовать праздник, который по-нравится всем его участникам и зрителям.
Организация праздника:
I этап. Организационный. Подготовка к празднику должна начаться заблаговременно. Создается Совет праздника (Совет дела). Составляется подробный план подготовки к празднику, выпускается первый плакат-объявление, яркая афиша о предстоящем событии, призывающий участни-ков праздника.
Поступившие предложения в Совете праздника обсуждаются, а ко-гда станет ясным, каким хотят его видеть, самостоятельный выбор художе-ственного материала, артистическое проникновение в образ и воспита-тельные задачи определены, составляется сценарий праздника, утвержда-ется Советом.
Распределяются поручения с учетом индивидуальных интересов и способностей и начинаются репетиции. В то же время решаются вопросы о месте, времени, материальном и техническом обеспечении праздника.
II этап. Предпраздничный. Проверяется готовность всех участни-ков, составляется четкий график репетиций. Проводится генеральная репе-тиция (работа над отдельными эпизодами, их стыковкой, отрабатываются сложные моменты), несколько прогонов всего представления. Организо-ванность и порядок для массового праздника — основа основ. Однако не-допустим и жесткий регламент, который может привести к заорганизован-ности и лишить задуманное праздничных чувств и непосредственности.
Заключение
Великая Отечественная война занимает особое место в истории нашей страны и всего человечества. По стратегическому значению четы-рехлетняя битва на советско-германском фронте стала главной составной частью Второй мировой войны. В гигантских сражениях под Москвой и Ленинградом, под Сталинградом и на Курской дуге, на Днепре, в Прибал-тике и Восточной Пруссии, в странах Юго-Восточной, Центральной и Се-верной Европы советские войска нанесли фашистам решающие поражения, которые переломили ход всей Второй мировой войны и привели союзни-ков к Победе.
Показать больше