Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена исключительно важной ролью тарифных и нетарифных ограничительных мер не только в международной торговле, но и во внешней торговле России. В современных условиях роль нетарифных методов в таможенной политике возрастает, что присуще не только России, но и всем передовым государствам мировой экономики. Сейчас роль нетарифных методов в таможенной политике России можно приравнять к тарифным методам, ведь где тариф оказывается неэффективным, целесообразнее применять нетарифные меры. В связи с этим необходимо рассмотреть способы наиболее эффективного применения нетарифных мер при реализации таможенной политики РФ.
Целью данной работы является изучение тарифных и нетарифных методов регулирования международной торговли.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить тарифные и нетарифные методы регулирования международной торговли;
провести анализ использования тарифных и нетарифных ограничений во внешней торговле РФ;
раскрыть эффективность использования тарифных и нетарифных ограничений в российской экономике;
представить перспективы использования тарифных и нетарифных ограничений в российской экономике.
Объектом исследования в работе являются тарифные и нетарифные методы регулирования международной торговли.
Предметом исследования реализация тарифных и нетарифных мер при экспорте товаров на примере России.
При написании данной работы были использованы следующие источники: нормативно-правовые акты Таможенного союза и Российской Федерации, учебники, периодические издания по теме исследования и официальные интернет – ресурсы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Теоретико-методологические аспекты тарифных и нетарифных методов регулирования международной торговли
1.1. Таможенно-тарифное регулирование: понятие, методы и меры внешнеэкономической деятельности для внешней торговли
Одной из основных задач государства выступает создание условий, благоприятствующих развитию бизнеса и привлечению инвестиций. Приоритет отдается местным производственным и коммерческим организациям, обеспечивающим поступление значительного объема налогов, а также формирующим рабочие места, необходимые населению. Глобализация экономических рынков, несмотря на общее положительное влияние, стала одним из факторов, повышающих входной порог в сферу предпринимательства. Конкурировать с крупными корпорациями и зарубежными товарами, особенно на стадии открытия, еще не имея достаточной финансовой поддержки, крайне сложно. Одним из решений стало таможенно-тарифное регулирование — это комплекс мер, применение которых целесообразно как с точки зрения защиты интересов отечественного бизнеса, так и в плане пополнения бюджета — за счет введения дополнительной пошлины на определенные категории импортируемой продукции .
Таможенные тарифы регулируют внешнеэкономическую деятельность, и призваны обеспечить экономическую стабильность государства, необходимую для полноценного и всестороннего развития. Российская Федерация является участником ЕАЭС — Евразийского Экономического союза — что обуславливает общность торговой зоны и принципов, на которых выстраивается система контроля. В качестве правовой основы в данном случае выступают Кодекс организации, а также федеральный закон №289, в которых закреплены положения, определяющие порядок совершения коммерческих операций между контрагентами разных стран.
Базовое понятие, характеризующее таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности (экспорта и импорта), определяет методы и функции государственного участия, направленного на оптимизацию существующих процессов. Власть, имеющая в своем распоряжении определенный набор законодательных механизмов, осуществляет право введения пошлин, позволяющих не только извлечь дополнительную бюджетную прибыль, но и ограничивающих доступ на внутренний рынок продукции от зарубежных производителей. Система работает и в обратную сторону, снижая объемы экспортируемых ресурсов и товаров, и исключая искусственное создание дефицита для повышения розничных цен.
Перечень приоритетов, определяемых в рамках тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и внешней торговли, ежегодно формируется и корректируется с учетом интересов бюджетной и налоговой политики государства. Принимая во внимание непростую ситуацию, связанную с многочисленными ограничениями как политического, так и эпидемиологического характера, в последние годы ключевой целью остается поддержание конкурентоспособности отечественных бизнес-проектов, в том числе специализирующихся на производстве и реализации импортозамещающей продукции, а также эффективная организация экспортных поставок. При этом важно учитывать, что увеличение пошлин в конечном счете сказывается на потребительской нагрузке, особенно когда речь идет о товарах, не имеющих местных аналогов, сопоставимых по качественным характеристикам .
Таможенные тарифы — это метод государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, известный с давних времен. Применяемые методики позволяют решить две основные задачи: защитить национальных производителей от зарубежных конкурентов, не всегда использующих добросовестные методы продвижения на рынке, а также увеличить объем бюджетных средств, впоследствии расходуемых на иные приоритетные цели. Протекционистский и фискальный функционал реализуются одновременно, что способствует сохранению баланса представленности товаров и развитию отечественного бизнеса в отдельных отраслях.
Любая структура, применяемая в рамках государственного управления, характеризуется наличием определенных элементов, связанных между собой напрямую, или взаимодействующих автономно. В подобном качестве, применительно к рассматриваемой системе, относят:
Тарифы — ставки пошлинных сборов, взимаемых таможней за ввоз или вывоз.
Декларирование — набор требований, предъявляемых к оформлению и характеристикам.
Таможенная процедура и номенклатура ВЭД.
Глобализация мировой экономики обуславливает необходимость унификации подобных элементов. Основанием служат положения ключевых международных договоров, в том числе соглашения ВТО, Конвенции о Гармонизированной системе, а также иных многосторонних нормативных актов, призванных обеспечить поддержание режима торгового благоприятствования во всех странах.
Процесс формирования тарифов, как правило, носит комплексный характер и объединяет методики, влияющие на ценообразование как напрямую, так и косвенным образом.
В первом случае речь идет о прямом государственном вмешательстве, связанном с установлением определенного уровня сборов, соответствующего требованиям рентабельности по отрасли с точки зрения привлечения бюджетных средств. Административное управление подобного рода актуально в ситуациях, характеризующихся общей экономической нестабильностью, а также требующих локального повышения или снижения цен. К числу основных методик относятся:
1. Фиксация тарифных ставок, а также наценок и дополнительных надбавок.
2. Определение нормы рентабельности для отдельных категорий товаров и услуг.
3. Корректировка стандартов декларирования .
Косвенное таможенно-тарифное регулирование — это метод управления внешнеторговой деятельностью, при котором акцент делается не на самих пошлинах, а на сопутствующих факторах, оказывающих непосредственное влияние на их итоговую величину. Реализация подобных мер предусматривает:
1. Внедрение проектов по льготному кредитованию и налогообложению.
2. Предоставление субсидий и дотаций, выделенных из бюджетных средств.
3. Эффективное инвестирование в потенциально перспективные сегменты бизнеса.
Можно сказать, что политика косвенного вмешательства также предусматривает использование различных методик и средств, целью которых выступает увеличение рыночного предложения, повышение платежеспособности населения, а также оптимизация налоговых ставок на экспортную и импортную продукцию.
Технически тариф является основным инструментом государства, возможность использования которого закреплена законодательно, и представляет собой определенную величину сбора, обязательного к уплате при пересечении территориальных границ. Определение размеров пошлин осуществляется с помощью номенклатуры ВЭД, учитывающей как санкции, так и преференции, что позволяет выстраивать политические отношения с различными странами. Кроме того, корректировка показателей способствует нормализации ситуации на внутреннем рынке, предотвращая избыток или дефицит продукции, и способствуя сохранению адекватного ценообразования, значимого с точки зрения формирования и поддержания потребительского спроса.
1.2. Нетарифные ограничения как часть протекционистской политики: понятие и сущность
Согласно Федеральному закону «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» под нетарифным регулированием понимается «метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера». Иными словами, нетарифный метод представляет собой такой способ регулирования внешней торговли, который не связан с применением таможенных пошлин .
Нетарифное регулирование является одним из ключевых методов регулирования ВЭД наряду с тарифным регулированием, международными торговыми договорами и разнообразными экономическими методами стимулирования экспортного производства. Отличительной чертой рассматриваемого нами метода являются специфический набор инструментов, при помощи которого и осуществляется нетарифное регулирование.
Необходимо отметить, что для каждого государства-члена ТС действующая правовая база нетарифного регулирования обработана таким образом, чтобы возможно было найти оптимальные решения для экономических и политических задач внешней торговли страны.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Булатов, А.С. Национальная экономика. Учебное пособие / А.С. Булатов. – М.: Инфра-М, 2020. – 304 с.
2. Даутова, З.Х. Последствия вступления России в ВТО / З.Х. Даутова // Экономическая наука и практика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2020. - С. 26-28.
3. Жданов, С.А. Национальная экономика. Учебное пособие / С.А. Жданов, И.Н. Козельская, Е.В. Козлова. – М.: Инфра-М, 2020. – 296 с.
4. Королева, А. Кто выигрывает в ВТО? / А. Королева // Расчет. – 2020. - N 9.
5. Мельников, В.В. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие / В.В. Мельников. – М.: Омега-Л, 2021. – 335 с.
6. Могило, О.В. Вступление России во «Всемирную Торговую Организацию»: проблемы и перспективы О.В. Могило, А.П. Михайлова, Ю.А. Аникина // Пермь. Меркурий. - 2020. - С. 41-43.
7. Мысляева, И.Н. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / И.Н. Мысляева, Н.П. Кононкова. – М.: Изд. МГУ, 2021. – 440 с.
8. Нуреев, Р.М. Национальная экономика. Учебник / Р.М. Нуреев. – М.: Инфра-М, 2020. – 655 с.
9. Осипов, А.Ю. Вступление во всемирную торговую организацию: плюсы и минусы для России / А.Ю. Осипов // Российское предпринимательство. - 2020. - № 15 (213). - С. 4-10.
10. Остапенко, Г.Ф. Моделирование внешнеэкономической деятельности и инструменты торговой политики ВТО в России / Г.Ф. Остапенко // Российское предпринимательство. - 2020. - № 9 (231). - С. 16-21.
11. Савченко, П.В. Национальная экономика. Учебник / П.В. Савченко. – М.: Инфра-М, 2020. – 832 с.
12. Харченко, Е.В. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие / Е.В. Харченко. – М.: Кно-Рус, 2021.– 328 с.
13. Юсупов, К.Н. Национальная экономика. Учебное пособие / К.Н. Юсупов. – М.: НУ ЭНАС, 2020. – 284 с.
14. Газета. ru [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazeta.ru/business/2017/03/17/6602773.shtml.
15. Официальный сайт Европейской Экономической Комиссии [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/ecosoc/unece/docs.shtml.
16. Официальный сайт Всемирной торговой организации [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/wto/resources.shtml.
17. Официальный сайт Минпромторга России [Электронный ресурс]. URL: http://minpromtorg.gov.ru.
18. Официальный сайт Евразийской Экономической Комиссии [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org.
19. Официальный сайт Федеральной Таможенной службы [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru.
20. Портал внешнеэкономической информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.ved.gov.ru.
21. Экономический портал [Электронный ресурс]. URL: http://www.economicportal.ru/term-words/word-n3.html#n5.