Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, которая заключается в объективном отражении мира субъектом. Субъект должен построить неотчуждаемую картину мира и с помощью нее регулировать поведение и деятельность .
На основе этого определения можно выделить несколько суждений о механизмах и природе проявления психики:
1. Психика как свойство высокоорганизованной живой материи.
Этим свойством может обладать лишь та, у которой есть специальные органы, благодаря которым возможно существование психики.
2. Психика как отражение объективного мира. Говоря буквально, любая обладающая психикой живая материя может получать информацию об окружающем мире.
3. Любая психика, обладающая живой материей, может реагировать на изменение во внешней среде также, как и на объекты окружающей среды.
Данный вопрос является одним из самых сложных вопросов в психологии, так как очень многогранны проявления психики, и поэтому сложно дать однозначный ответ.
Если говорить о том, возможно ли приспособление человека к условиям внешней среды благодаря психике, то уже сложнее объяснить такое явление, как человеческое творчество. Проблема состоит в том, что творчество больше доставляет человеку проблемы, нежели способствует решению их. Является ли тогда творчество средством приспособления к социальным условиям?
Сознание – функция мозга, которая непосредственно связана с речью и свойственна только человеку. Эта функция мозга направлена на обобщенное и целенаправленное построение действий, предвидение их результатов и на самоконтроль поведения человека.
Целью данной работы является рассмотрение темы сознания и бессознательного в психологии.
Задачи:
- рассмотреть сущность и факторы происхождения сознания;
- изучить функции сознания ;
- описать общественную природу сознания;
- изучить структуру психики по З. Фрейду;
- проанализировать сущность бессознательного; бессознательное в теории З. Фрейда;
- описать сознание, личное и коллективное бессознательное в учении К.Г. Юнга.
Объект исследования – сознание и бессознательное. Предмет исследования – сознание и бессознательное в теории З. Фрейда и К. Г. Юнга.
1 Сущность и природа сознания
1.1 Сущность и факторы происхождения сознания
Сознание – это часть психики, так как в ней осуществляются как сознательные процессы, так и подсознательные и бессознательные. Сознательные процессы - это совершенные человеком действия с помощью его воли и разума, исполненные с пониманием и осмыслением.
Внешними определяющими факторами считаются общество и природа. Только человек способен иметь сознание. Лишь жизнь в обществе способствует возникновению и развитию сознания, но социальная среда не единственное, чем оно может быть обусловлено. Животное воспринимает внешнюю действительность через природу, а человек через природу и общество. Следовательно, определяющие внешние факторы сознания – это явления и законы природы, и общественные отношения .
Природой, эволюционировав органически, была создана анатомическая и физиологическая система, без которой бы не существовало сознания. Но детерминация сознания создается не только в результате генетики, но и посредством предпосылок сознания. Когда природа действует в общественных условиях, формируется вторая сигнальная система действительности вместе с изменением условий жизни общества.
Природа создает и меняет все телесные основы и работу сознания. Хоть сознание и не обладает его физиологическими основами и его механизмами, то есть мысли и чувства, которые содержатся в нем, но все эти мысли и чувства обусловливаются и определяются не только внешними явлениями, но и механизмом аппарата, который воспринимает их.
Наше восприятие внешнего мира и сам внешний мир разнятся. Это самое личное восприятие окружающего мира и называется сознанием.
Только человек обладает сознанием, и возникло оно в обществе. Именно благодаря общественной жизни человек обретает разумом и контролем над волей. Живя в обществе и трудясь, человек обретает сознание.
Сознание действует не только посредством факторов внешней среды, но и подчиняется законам нейрофизиологии и социальной психологии (внутренние психофизические факторы) .
Сознание с физиологической точки зрения, будучи внутренней системой, объективно, материально, а с психологической точки зрения (внешней системы) – субъективно и идеально. Внешняя (первичная) система – объективный мир, общество и природа в сознании, а внутренняя (вторичная) – это психофизиологические процессы. Если внешние факторы определяют сущность сознания, то психофизиологическими процессами обусловливаются все психические явления (чувства, мысли, эмоции, восприятия, воображение, память, представления и др.). Все содержание сознания находится в этих психологических формах. И, как правило, сознание не переходит границы психологических процессов.
Факторы происхождения сознания
1. Внешняя предметная духовность.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Аллахвердов В. М., Порог осознания как эмпирическая данность и как логическая неизбежность // Психологический журнал. — 2021. — Т. 42, № 6. — С. 14-24.
2) Акимов, О.Е. Правда о Фрейде и психоанализе / О.Е. Акимов. - М.: Акимова, 2005.
3) Борегар М., Войны мозга : научные споры вокруг разума и сознания. — Москва : Эксмо, 2020. — 237, [1] c.
4) Иванов Д. В., Натурализм и нормативность сознания // Вопросы философии. — 2022. — № 1. — С. 78-88
5) Калина Н.Ф. Психология личности.- Электрон. текстовые данные.-- М.: Академический Проект, 2020.
6) Канаев И. А., Эволюционный подход в определении сознания в современной философии и междисциплинарных исследований // Вопросы философии. — 2022. — № 2. — С. 106-116.
7) Карл Густав Юнг : жизнеописание, мировоззрение, цитаты : за 60 минут. — Санкт-Петербург : Вектор, 2006.
8) Корсакова Н. К., Сознание и память: иерархия или паритет? : (нейропсихологическое исследование) // Вопросы психологии. — 2021. — № 2. — С. 64-69.
9) Крылов А.А. Психология. – М.: ПРОСПЕКТ, 2016.
10) Лейбин В. М. Психоанализ. Психоанализ: Учебное пособие. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008.
11) Леонова А. Б., Психологические науки о труде и трудящихся в Московском университете - к 50-летию кафедры психологии труда и инженерной психологии // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. — 2021. — № 2. — С. 4-28
12) Мазилов В. А., De anima: предмет психологии и границы его постижения // Высшее образование сегодня. — 2019. — № 6. — С. 70-80
13) Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности/В. С. Мерлин. – М. : Педагогика, 1986.
14) Попов Л. М., Истоки когнитивно-поведенческой психологии в работе В. М. Бехтерева "Сознание и его границы" // Психологический журнал. — 2022. — Т. 43, № 1. — С. 83-94
15) Самуэлс Э., Юнг и постъюнгианцы. — Москва : Добросвет : КДУ, 2006.
16) Узнадзе Д.Н. Общая психология. - СПб.: Питер, 2020
17) Фрейд З. «Я» и «Оно»: в 2 т. – Тбилиси, 1991.
18) Фрейд З. Психология бессознательного: сборник произведений. М.: Просвещение, 1989.
19) Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Перев. с англ. – СПб.: Изд-во «Евразия», 1998.
20) Юнг, К.Г. Структура психики и процесс индивидуации / К.Г. Юнг. – М., 2009.
21) Юнг, К.Г. Сознание и бессознательное / К.Г. Юнг. – СПб, 1997.
22) Юнг К. Г., Психологические типы. — Москва. — Минск : АСТ : Харвест, 2006.
23) Юнг, К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного / К.Г. Юнг. – М.: Канон+ РООИ Реабилитация, 2012.
24) Юнг, К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного / К.Г. Юнг. – М.: Канон+ РООИ Реабилитация, 2012.
25) Юнг, К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. – М., 1991.
26) Юнг, К.Г. Структура психики и процесс индивидуации / К.Г. Юнг. – М., 2009.
27) Hillman J. Senex and Puer // Puer Papers. – Dallas: Spring, 1979.
28) Pauli W. Writings on Physics and Philosophy. – Berlin: Springer-Verlag, 1994.