Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На стратегическом управлении основывается работа любого предприятия. Без чётко выверенной управленческой стратегии руководящему звену предприятия будет тяжело определить в каком направлении следует развивать предприятие и на какие результаты нужно выходить для достижения поставленных целей. Стратегическое планирование играет определяющую роль в успешной работе предприятия в условиях рыночной экономики. Непосредственно перед проведением стратегического планирования необходимо провести анализ внутренней и внешней среды предприятия.
Стратегическое планирование–это одна из самых важных функций для стратегического управления предприятием. Мероприятия стратегического планирования направлены на согласование поставленных целей и возможностей предприятия, определение целесообразных путей достижения этих целей и обеспечение, контроль за финансовой устойчивостью предприятия.
В современных хозяйственных условиях перед предприятиями стоят вопросы повышения эффективности своей деятельности с возможностью прогнозировать дальнейшее развитие.
Основными факторами, которые препятствуют развитию предприятий являются [1]:
- отсутствие высококвалифицированных кадров;
- неэффективное использование оборотных средств;
- высокие ставки по кредитам;
- высокий уровень затрат.
В то же время, высоко конкурентный рынок заставляет предпринимателей искать возможность для снижения издержек, роста качества продукции, и внедрения различных инноваций.
Эти задачи предприятия могут решать только с использованием навыков стратегического управления, четко спланированного распределения ресурсов, а также эффективного использования имеющегося потенциала в организации. На стратегию предприятия большое влияние оказывают различные факторы рыночной среды.
В настоящее время, при усилении конкуренции, особенно актуально для организаций любых отраслей производства фокусировать свои усилия как на своей внутренней среде, так и на внедрении стратегий, позволяющих учитывать изменения, которые происходят во внешней среде. К снижению конкурентных преимуществ организации неизбежно приведёт отрицание необходимости разработки определённой стратегии. Причин к этому несколько:
во-первых, в процессе планирования своей деятельности, организации не закладывают в стратегию развития предприятия качественных изменений факторов внешней среды;
во-вторых же, зачастую управленцы начинают планирование деятельности с анализа лишь внутренних ресурсов, возможностей организации
Успех деятельности компании на рынке складывается за счет внутренних составляющих – ресурсы, потенциал, а также за счет внешних факторов – насколько хорошо компания умеет приспосабливаться к меняющимся политическим, экономическим, социальным условиям.
Для того, чтобы определить какую стратегию выбрать, необходимо провести стратегическую диагностику компании.
Объект исследования – компания «КАЛЕЙДОСКОП ЭМОЦИЙ».
Предмет исследования является стратегическая диагностика и разработка стратегий компании «КАЛЕЙДОСКОП ЭМОЦИЙ».
Цель работы – проведение стратегической диагностики и на ее основе выработка стратегии для компании «КАЛЕЙДОСКОП ЭМОЦИЙ».
Задачи:
1) определить миссию организации и сформулировать цели;
2) провести анализ внешней среды организации;
3) провести управленческое обследование сильных и слабых сторон организации (SWOT-анализ);
4) выбрать стратегию;
5) определить точки роста и механизмы их достижения.
Исследовательская база по проблемам разработки стратегии развития предприятия нашло свое отражение в трудах многих отечественных экономистов: Ансофф И.Д., Басовский Л.E., Боумен К., Виханский О.С., Виханский О.С., Владимирова И. Г., Грушенко В.И., Дорошев В. И.,Каплан Роберт С., Мескон M. X., Альберт M., Хедоури Ф., Рапопорт В.Ш. Дудина М.Н., Максименко Л.С., Парахиной В.Н., Минцберга Г., Парахиной В.Н., Максименко А.С., Панасенко С.В., Поделинской И.А., Бянкина М.В., Портера М., Рябовой Е.Ю., Миргородской О.А., и других.
В работе были использованы классические методы исследования: синтез, анализ, обобщение.
Курсовая включает три самостоятельные части, разделенные на параграфы, а также введение, заключение, список использованных источников.
1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность и виды стратегического развития компании
Теоретические аспекты разработки стратегии развития организации имеют существенное значение для правильной организации ее функционирования. Разработка стратегии развития организации подразумевает наличие разносторонних знаний, набора личностных качеств и организаторских способностей, которые подкреплены стратегическим мышлением и применением научно-исследовательского подхода.
При исследовании теоретических аспектов разработки стратегии развития организации первоначально надо рассмотреть аспекты определения «развитие».
Вопросы развития обозначены в многих трудах областях научной практической деятельности. Объект исследования приобретает в случае его положительного изменения для системы экономики черты развития.
Развитие с точки зрения философской точки зрения представляет собой понятие, обозначающее качественное изменение объекта, возникновение формы новой бытия, разные системы, которое носит сопряжённый характер с их преобразованием внешней и внутренней связей [1]. Этот тип высшего изменения и движения в природе и в обществе, связан с переходом от одного качества и состояние к другому.
Развитие может быть охарактеризовано наличием особенных объектов, структуры, форм источников, направленности [2].
В экономике понятие «развитие» смогло приобрести свое значение в связи с тем, что большая часть явлений и процессов в экономике направлено на сохранение собственного текущего состояния, обеспечения определенного прироста, что считается предпосылкой для постоянного развития.
Анализ литературы показывает, что на данный момент времени в литературе отсутствует единое определение данного определения. Например, по мнению И.В. Афонина развитие является всесторонним процессом изменения предприятия и его деятельности, меняющимся адекватным условиям среды и в наращивании или сохранении результирующий эффективности организации [3].
Анализ в литературе понятие развитие позволяет констатировать, что развитие представляет собой наличие способности явления, объекта, процесса к целенаправленным изменениям своих свойств, качеств, функций для улучшения его существующих характеристик в условии воздействия, как внутренних, так и внешних импульсов.
Категория развития предполагает существенно необходимое движение в пространстве, во временной период качеств с свойствами предмета, явления.
Определение развития подразумевает использование термина «изменение». Оно считается категорией, фиксирующая отсутствие наличия у материального процесса и предмета тождества абсолютного с собой по отношению к своему содержанию, наличие положения в пространстве в течение временного периода; бинарная оппозиция данных понятий, как, «покой», «константность» «неизменность» [4]. Изменение бывает положительным или отрицательным.
Развитие может быть экономическим. Анализ литературы показывает, что исследование экономического развития представлено в научных трудах отечественных и зарубежных авторов (Г. Арндт, Г. Кларке, Д. Лукьяненко, К. Маркс, Й. Шумпетер и другие). При этом, единое понимание определения экономическое развитие в литературе отсутствует. Экономическое развитие имеет связь с совершенствованием экономическим систем на качественной уровне и предполагает целенонаправленное проведение с целью улучшение экономических показателей деятельности организации. Экономическое развитие направление на развитие существующих характеристик с целью их достижения на основании учета оказания влияние внешними и внутренними источниками изменений.
Категория «экономическое развитие» связана с категорией «экономического роста». Исследованием данной категории занимались отечественные и зарубежные авторы (Л. Вальра, М. Вебер, А. Маршалл, Д. Солоу, С. Фудзино и другие). При этом, также отсутствует единое понимание данной категории. В рамках данного исследования под экономическим ростом будет предположено динамичное количественное изменение ключевых показателей системы экономики или объекта. Стоит отметить, что рост может характеризоваться, как отрицательной, так и положительной динамикой. Величина экономического роста является характеристикой степени экономического развития [8].
Таким образом, в рамках данного исследования под стратегическим развития организации понимается качественное целенаправленное развитие экономической системы и ее элементов на основании более эффективного управления деятельностью организации за счет разработки, осуществления внедрения, реализации нововведений на основании учета внешней и внутренней среды организации.
Разработка стратегии развития организации является необходимым изменением. Оно происходит в временном и пространственном аспекте качеств, взаимосвязей и свойств, и всех элементов в период реализации деятельности в долгосрочной перспективе.
Таким образом, сущность стратегии развития организации заключается в непрерывном качественном изменении рациональных объединенных элементов, обновления связей между ними для их функционирования в временном и пространственном значение и реализации внутреннего процесса на основе преобразования связей и устойчивости роста организации.
Суть стратегического развития заключается в формировании и реализации организационных и экономических мероприятий и условий для реализации стадий всех процесса развития в период движения совокупности элементов от начального состояния к необходимому на основе проведения изменения качественного его ключевых свойств на основе учёта сохранения и его повышения устойчивости в перспективе.
1.2 Содержание стратегического развития организации
Анализ теоретических исследований позволяет сделать вывод о том, что сущность процесса стратегии развития организации заключается реализации действий по разработки стратегий и их будущей реализации на основе рационального сочетания элементов, которые направлены на реализацию цели стратегии развития, оказания влияния управления в внутреннем и внешнем характере для сохранения и его повышения устойчивости в перспективе [5].
Содержание процесса состоит в реализации совокупности взаимосвязанной этапов со стадиями процесса на основе определения экономических и организационных мероприятий и условий для успешной реализации.
Это содержание предполагает исследование текущего состояния развития, осуществления выбора направлений и источников ее изменения, определение параметров во времени, осуществление выбора стратегии и реализация мер по направлению стратегическое развитие с целью повышения ее устойчивости в долгосрочном периоде.
Стоит отметить, что на данный момент времени в литературе представлено достаточно большое количество классификаций концепций и подходов стратегического менеджмента в связи с наличием сложностей исследуемой проблемы.
Например, классификация Г. Минцберга, Б. Альстренда и Д. Лэмпела, содержащая характеристику 10 разных «школ стратегий», которые смогли вобрать в себя ключевые и наиболее существенные идеи о стратегическом менеджменте организации [8]:
1. Предписывающие или прескриптивные школы:
–дизайн - стратегия как процесс осмысления;
–планирование - формальный процесс;
–позиционирование — это аналитический процесс.
2. Описательные (или дескриптивные) школы:
–предпринимательство - предвидение;
–когнитивная - ментальный процесс;
–обучение - развивающийся процесс;
–власть - ведение переговоров;
–культура и идеология - коллективный процесс;
–внешняя среда - реактивный процесс;
–конфигурация - трансформация.
Существуют другие в научной литературе подходы к классификации подходов относительно формирования и реализация стратегий. Например, Р. Уиттингтон предлагает следующую собственную четырехмерную классификацию стратегий и механизмов по их формированию:
1. Классическая стратегия.
2. Эволюционная стратегия.
3. Процессуальная стратегия.
4. Системная стратегия.
Формулирование классической стратегии происходит с позиции рационального процесса на основе расчетов. Эти расчеты предварительно проводят. Здесь формулирование отделено от реализации.
Формулирование эволюционной стратегии происходит с позиции эволюционного процесса.
Формулирование процессуальной стратегии происходит как поступательный процесс, т.е. стратегия формируется после или во время обсуждений или споров.
Формулирование системной стратегии происходит под воздействием социальной системы.
Возможность стратегического выбора за рамками узкого круга стратегической корпоративной практики определяются и культурной и институциональной спецификой общественности.
Таким образом, ситуация, сформировавшаяся по отношению к идентификации теоретических подходов к стратегии, носит неоднозначный характер. Поэтому выбор той или иной классификации зависит от выбора исследователя.
Для стратегии развития организации характерно наличие определенного типа и соответствующего для него классификационного признака. На данный момент времени в отечественной и зарубежной литературе отсутствует единый подход к типам и классификационным признакам, в связи с этим в рамках данного исследования будут представлены наиболее из них часто встречающиеся.
четыре типа стратегий. Каждая из стратегий ориентирована на разные внешние условия и внутренние ресурсы.
Виолетная стратегия — это стратегия осуществления ведения конкурентной борьбы. Она ориентирована на снижение издержек за счет масштаба. Например, данной стратегии придерживаются такие компании, как Siemens, Chevtolet и другие.
Эксплерентная стратегия стратегия конкурентной борьбы с ориентиром на радикальную инновацию. Деятельность здесь связана с созданием нового или радикального преобразования старого рынка или товара.
Коммутантная стратегия — это конкурентная борьба с максимальным глубоким удовлетворением небольших по объему потребностей рынка.
Патиентная стратегия конкурентная борьба с осуществлением выпуска ограниченного количества узкоспециализированных продуктов высокого качества.
Следующая стратегия, которая будет представлена в рамках данного исследования это классификация стратегий по М. Портеру. М. Портер предлагает три вида общих стратегий. Они направлены на повышение конкурентоспособности [4]:
–лидерство в снижении издержек;
–дифференциация;
–фокусирование на определенной группе товаров.
М. Портер сделал типологизацию конкурентных стратегий на основание масштаба рынка и на направлении приложения усилий или на минимизации издержек, или на выпуск уникальной продукции для установления более высоких цен.
Он полагает, что организация принимает решения о выпуске уникальной продукции или ее реализации по более высокой цене или снижению затрат ниже уровня конкурентов, что должно позволить добиться конкурентного преимущества.
Организация осуществляет выбор основной стратегии развития на основании учета стадии жизненного цикла, на котором находится организация (зарождение/становление, развитие/зрелость, упадок/ликвидация). Проанализировав «поле сил», предприятие может выбрать оптимальную стратегию. По мнению многих исследователей, существует три универсальных стратегии – снижение издержек, дифференциация и фокусирование.
Стратегия снижения издержек – характеризуется тем, что у предприятия есть возможность снижать цены за счет снижения собственных издержек, которые достигаются посредством:
- повышения эффективности производства;
- использования новых технологий;
- увеличение производственных мощностей;
- изменение упаковки товара;
- снижение транспортных расходов и т.д.
Минусами данной стратегии является:
- возможность использования «демпинга» и «ценовых войн», что приведет к получению минимальной прибыли компанией;
- появление новых технологий у компаний-конкурентов может свести на нет конкурентное преимущество компании по издержкам;
Стратегия дифференциации заключается в производстве и реализации продукции с учетом требований каждой группы потребителей.
Это может проявляться в:
- различной упаковки товара;
- различной формы рекламы;
- различным формам продаж.
Это хорошо видно на примере компании «Кока-Кола», когда она подстраивается в каждой стране под менталитет жителей.
Стратегия фокусирования – заключается на сосредоточенности компании на одном сегменте рынка. Это проявляется при продаже предметов роскоши и товаров класса «люкс».
Анализ «пяти сил Портера» носит динамичный характер, позволяет учитывать особенности конкретной ситуации, однако он не дает никаких конкретных рекомендаций, оставляя возможность контроллеру самому выбрать оптимальную стратегию [11].
Воздействие сил Портера часто носит случайный, спонтанный характер, и предсказать его бывает довольно сложно. Поэтому в тех случаях, когда требуется принять экстренное решение по стратегии предприятия, целесообразно использовать диагностику по слабым сигналам.
1.3 Основные принципы стратегического менеджмента
Успешное стратегическое развитие организации зиждется на применении ключевых принципов стратегического управления, таких как:
1. Принцип научно-аналитического предвидения и разработки стратегии. Данный принцип предполагает, что для выработки верного стратегического решения необходимо прибегать к анализу отрасли в целом, тенденций в её развитии, особенно уделяя внимание факторам, способным оказать на деятельность предприятия наибольшее влияние. Также необходимо прогнозировать и определять сценарии развития предприятия как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
2. Принцип учета и согласования внешних и внутренних факторов развития организации. Этот принцип говорит о том, что, принимая во внимание исключительно влияние внутренних, или же внешних факторов, разрабатываемые стратегические решения будут обладать недостаточной системностью. Это, в свою очередь, с большей вероятностью может привести к ошибочно поставленным целям, принятым решениям. Такой подход к принятию управленческих решений недопустим, так как стратегические цели и задачи определяют направления развития организации и результаты её деятельности.
3.Принцип соответствия стратегии и тактики управления организацией. Указанный принцип предполагает наличие органичного сочетания стратегии и тактики управления предприятием, необходимого для достижения запланированных показателей деятельности. Реализация поставленных целей и задач возможна только при условии соответствия стратегии развития тактике предприятия [3].
4. Принцип приоритетности человеческого фактора. Этот принцип говорит о том, что для успешной реализации разработанных стратегий очень важно восприятие работниками организации этой стратегии как чёткого руководства к действию. Первостепенную важность это имеет для менеджеров предприятия, которым делегировано право принятия управленческих решений. Наряду с этим важно, чтобы работники обладали необходимыми для реализации стратегических решений квалификацией и профессиональными качествами. Отсюда вытекают две базовые задачи, необходимые для реализации разработанной стратегии, стоящие перед руководящим звеном любой организации –подбор таких кадров, которые способны обеспечить выполнение поставленных управленческих задач, и организация эффективного управления этими кадрами.
5. Принцип определенности стратегии и организации стратегического учета и контроля. Данный принцип указывает на то, что для реализации принципа приоритетности человеческого фактора необходима точная формулировка стратегии развития организации, так как неточно сформулированные стратегические цели и задачи зачастую могут привести к различному толкованию этих целей и задач структурными единицами организации. В таком случае поставленные цели и задачи, отражающие разработанную стратегию, не позволят обеспечить достижение намеченных результатов.
6. Принцип соответствия стратегии организации имеющимся ресурсам. Этот принцип предполагает, что для успешной реализации стратегии необходимо своевременное обеспечение ресурсами. Под ресурсами в данном случае понимается как сырьё для производства, комплектующие, материалы, энергия, так и специализированные кадры, необходимая для осуществления деятельности информация, поставщики, деловые партнёры и т.д. Ещё на этапе планирования стратегии необходимо оценивать требующиеся для реализации стратегии ресурсы в укрупнённом размере, только в этом случае при реализации поставленных стратегических целей не возникнет недостатка ресурсов.
7. Принцип соответствия стратегии организации имеющимся технологиям. Данный принцип указывает на то, что для выполнения стратегических целей и задач в распоряжении предприятия должны находиться технологии, позволяющие достигнуть этих целей. Это необходимо для того, чтобы у организации была возможность задействовать все имеющиеся ресурсы, необходимые для получения конечного продукта, результатов, реализации стратегии в целом.
В качестве ключевых функций стратегического управления можно выделить следующие:
разработка стратегии развития предприятия;
создание условий по выполнению стратегических планов;
согласование действий для успешной реализации стратегических задач;
побуждение персонала организации к реализации планируемых результатов производства;
осуществление процесса контроля реализации разработанной стратегии.
Разработка стратегии развития предприятия предполагает наличие в ней подфункций: прогнозирование, непосредственно разработка стратегии и планирование бюджета. Прогнозирование является начальным этапом разработки стратегии развития предприятия и предполагает анализ макро и микросреды предприятия с целью выявления потенциальных направлений роста и оценки возможных рисков.
В прогнозировании традиционно используются три измерения: время, предусматривающее выделение срока планирования, направление, рассматривающее некие тенденции развития отрасли в будущем, величина, рассматривающее объём и степень будущих изменений. На основании результатов проведённого анализа управленческое звено организации формулирует миссию предприятия, выявляет направления и перспективы развития и разрабатывает стратегию. Разработка дальнейшей программы действий и составлению бюджета будущих периодов поможет связать стратегические цели и задачи организации с результатами деятельности отдельных подразделений. Стоимостная оценка разработанной стратегической программы и распределение ресурсов на её выполнение включает в себя процесс бюджетирования.