Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Самое широкое распространение в мире и России среди озимых зерновых культур получила озимая пшеница, которая является наряду с яровой пшеницей главнейшей культурой для хлебопечения.
Продовольственное значение зерна озимых зерновых культур, прежде всего, определяется биохимическим составом зерна. Особенно важны показатели содержания белка и клейковины в зерне, которые в сильной мере варьируют в связи с почвенно-климатическими условиями (содержание белка и клейковины в зерне возрастает при продвижении с северо-запада на юго-восток России) и составляет по белку: озимая пшеница – 12 ‒ 14, озимая рожь – 8 ‒ 11, озимый ячмень – 8 ‒ 13 и озимая тритикале – 11 ‒ 13%.
Основное предназначение озимой пшеницы – обеспечение населения хлебобулочными и кондитерскими изделиями. Ценность пшеничного хлеба определяется своеобразным химическим составом зерна. Среди зерновых культур пшеничное зерно отличается высоким содержанием белка. Наличие его в зерне зависит от сорта, условий возделывания и может находится на уровне 9 ‒ 15 %. В зерне пшеницы содержится большое количество углеводов, в том числе до 70 % крахмала, витамины В1, В2, РР, Е, а также провитамины А, Д, до 2 % зольных минеральных веществ. Белки пшеницы содержат полноценный аминокислотный состав, все незаменимые аминокислоты, которые хорошо усваиваются человеческим организмом.
Однако в составе белков недостаточно таких аминокислот, как лизин, метионин, треонин, поэтому питательная ценность пшеничного белка составляет только 50% от общего содержания белка. Это означает, что при содержании белка в зерне 14 % используется его лишь 7 %. Вот почему так важно возделывать высокобелковую пшеницу. Потребление 400 – 500 г пшеничного хлеба или хлебобулочных изделий обеспечивает треть всех потребностей человека в пище, половину потребности в углеводах, до 40 % - в полноценных белках, 50 – 60 % ‒ в витаминах группы В, 80% ‒ в витамине Е. Пшеничный хлеб практически полностью обеспечивает организм человека в фосфоре и железе, на 40 % ‒ в кальции.
Количество белков и крахмала в зерне пшеницы находится в соотношении примерно 1:6-7, что является наиболее благоприятным для поддержания нормальной массы тела человека и его работоспособности. Пшеничный хлеб отличается высокой калорийностью – в 1 кг его содержится 2000 – 2500 ккал, что подтверждает его высокую питательную ценность и как важнейшего источника энергии.
Помимо хлебопечения, пшеница широко используется в крупяном, кондитерском и других производствах. Из пшеницы вырабатывают спирт, крахмал, клейковину, декстрин, клей. Пшеничные отруби имеют большое значение как ценный концентрированный корм для сельскохозяйственных животных.
Белок – наиболее ценная часть пшеничного зерна. Поэтому эта культура представляет значительную ценность в решении проблемы производства растительного белка путем производства кормового (фуражного) зерна на корм сельскохозяйственным животным. Комбикорма, полученные на основе зерна пшеницы, дают наиболее высокие результаты по привесам, окупаемости корма и качеству продукции.
По данным Роскомстата посевные площади озимой пшеницы во всех категориях хозяйств РФ составляют 15802,0 тыс. га, в Курской области ‒ 141,7 тыс. га. Средняя урожайность озимой пшеницы в РФ ‒ 36,1 ц/га, в Курской области ‒ 50 ц/га.
Основной причиной падения урожайности озимой пшеницы в Курской области сегодня являются погодные условия (засуха, теплые зимы и т. д). Для исправления ситуации необходимы: государственная поддержка отрасли, планомерная поддержка аграриев, также важна грамотная структура севооборота и районированные сорта, способствующие высокой урожайности, несмотря на погодные условия (засуха и др.).
Целью курсовой работы является изучение интенсивной агротехники возделывания озимой пшеницы (Tritikum L.) в условиях Курской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить биологические особенности озимой пшеницы и сопоставить биологические требования культуры с природно-климатическими условиями зоны выращивания;
2. Разработать элементы технологии возделывания пшеницы озимой в условиях Курской области:
1.1 Составить севооборот;
1.2 Рассмотреть систему применения удобрений под озимую пшеницу;
1.3 Отметить приемы основной и предпосевной обработки почвы;
1.4 Выбрать и охарактеризовать сорта;
1.5 Изучить приемы подготовки семян к посеву;
1.6 Отметить особенности посева озимой пшеницы;
1.7 Определить основные приемы по уходу за культурой;
1.8 Обосновать сроки и методы уборки урожая озимой пшеницы;
1.9 Составить технологическую схему возделывания озимой пшеницы в условиях Курской области;
3. Сделать соответствующие выводы.
Объектом исследования является озимая пшеница (Tritikum L.).
Предметом исследования является интенсивная технология возделывания озимой пшеницы в Курской области.
При написании данной курсовой работы были использованы методы изучения и анализа научной литературы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Биологические особенности озимой пшеницы (по обзору научной литературы)
Период вегетации озимой пшеницы составляет 290 ‒ 330 суток (вместе с периодом зимнего покоя). Он состоит из периодов осеннего роста и развития, зимнего покоя и весенне-летней вегетации.
В развитии злакового растения установлено двенадцать основных этапов органогенеза:
I. В набухшем от влаги семени начинается активное разрастание зародышевых органов. При прорастании зерновки трогается в рост главный зародышевый корешок. Через сутки или двое появляются зародышевые корни. Конус нарастания (точка роста) недифференцированный. Этап завершается прорастанием семени и появлением всходов.
II. Дифференциация основания конуса нарастания на зачаточные узлы, междоузлия и стеблевые листья.
III. Вытягивание и сегментация конуса нарастания – зачаточной оси колоса. С началом кущения образуются вторичные (узловые) корни.
IV. Формирование колосковых бугорков (конуса нарастания второго порядка). Растут нижние междоузлия. Начало выхода в трубку.
V. Формирование цветков в колосках. Первыми начинают дифференцироваться колосковые бугорки в средней части колоса, а затем процесс идет вверх и вниз вдоль оси. На этом этапе окончательно определяется потенциально возможное для сорта число цветков в колосках. Продолжается выход в трубку.
VI. Формирование пыльниковых мешков и завязи пестика. Идет рост тычинок, пестика и покровных органов цветка. Усиленно растут средние междоузлия. Стеблевание.
VII. Завершение процесса формирования пыльцы. Усиливается рост тычиночных нитей. Начинается интенсивный рост члеников соцветия и покровных органов цветка, а также верхних междоузлий. Стеблевание.
VIII. Завершается процесс формирования всех органов соцветия и цветка. Усиленно растет самое длинное верхнее междоузлие. Идет выколашивание.
IX. Цветение, оплодотворение, образование зиготы. Рост междоузлий стебля прекращается.
X. Формируются зерновки. К концу этапа зерновки достигают типичной для сорта длины.
XI. Накопление питательных веществ в зерновках (налив), идет их рост в толщину и ширину; фазы молочного и тестообразного состояния.
XII. Рост зерновки прекращается, наступает восковая и полная спелость. Накопленные в зернах питательные вещества превращаются в запасные [10].
Таким образом, в ходе онтогенеза у растений зерновых культур одновременно протекают возрастные, этапные и органообразующие процессы.
В таблице 1 представлена характеристика фаз вегетации озимой мягкой пшеницы.
Таблица 1 ‒ Характеристика фаз вегетации озимой пшеницы
Показатель Набухание и прорастание семян Всходы Кущение
осеннее весеннее
Продолжи-тельность, дней 7 – 15 17 – 25 25 – 35 30 – 40
Сумма среднесуточных температур, оС
120 – 130
150 ‒250
200 – 240
250 – 300
Показатель Выход в трубку (стеблевание)
Колошение Цветение и оплодотворение Формирование, налив и созревание зерна
Продолжи-тельность, дней 25 – 35 5 – 6 5 – 7 30 – 40
Сумма средне-суточных температур, оС
350 – 450
100 – 120
110 – 130
650 – 750
Требования к температуре. Семена озимой пшеницы начинают прорастать при температуре 1 ‒ 2°С, но прорастание идет медленно. Для дружного прорастания и появления всходов нужна более высокая температура (12 ‒ 15°С).
В зимне-весенний период озимая пшеница чувствительна к низким температурам и резким ее колебаниям. Очень опасны колебания температуры ранней весной, когда днем она поднимается до 5 ‒ 10 °С, а ночью снижается до ‒ 10 °С. Без снега озимая пшеница гибнет при температуре ‒16 ‒ 18°С.
С учетом того, что озимая пшеница для созревания или технической спелости требует примерно сумм активных температур 1400 ‒ 1500 °С, можно заключить, что на всей территории Курской области вполне хватает тепла для выращивания этой культуры.
Требования к влаге. Озимая пшеница кустится осенью и весной. Усиленное кущение наблюдается при достаточной влажности. При засушливой погоде интенсивность его сильно снижается. Кустистость резко повышается при внесении азотных удобрений и при посеве крупными семенами.
До ухода в зиму озимая пшеница образует обычно 4 ‒ 5 побегов.
Корневая система озимой пшеницы проникает на глубину до 1,5 м и хорошо использует влагу из корнеобитаемого слоя. Наибольшая продуктивность этой культуры при влажности почвы 70 ‒ 75% наименьшей (полевой) влагоемкости в зоне распространения основной массы корней (до 60 см) [14].
О продуктивности использования потребляемой растениями влаги судят по транспирационному коэффициенту. У озимой пшеницы он составляет в среднем 450, достигая в отдельные годы 700. В годы благоприятные по условиям увлажнения и другим факторам среды, на фоне высокой культуры земледелия транспирационный коэффициент может опускаться до 350 ‒ 300.
В начале вегетации на создание 1 г сухого вещества расходуется до 800 ‒ 1000 г воды. С возрастом этот показатель уменьшается, и в конце вегетации транспирационный коэффициент колеблется обычно от 150 до 200. Однако эти параметры могут значительно отклонятся от средних показателей. Во влажную погоду с невысокими температурами они бывают ниже, в жаркую и сухую – выше [11].
Отношение к почве. Озимая пшеница более требовательная к условиям выращивания по сравнению с другими озимыми культурами. С урожаем выносит из почвы в среднем на 1 ц зерна 3,3 кг азота, 1,2 кг фосфора, 2,6 кг калия. Поэтому ее не следует размещать на песчаных и супесчаных почвах, подстилаемых песками, переувлажненных тяжелосуглинистых и глинистых почвах и на плохо осушенных торфяниках. Лучшими почвами являются легко - и среднесуглинистые, а также связные супеси, подстилаемые с глубины 0,8‒1,0 м мореным суглинком, характеризующиеся следующими агрохимическими показателями: рН ‒ 6,0 ‒ 7,5, содержание гумуса должно быть не менее 1,8%, подвижного фосфора 260 ‒ 300 мг/кг и обменного калия – не менее 220 ‒ 250 мг/кг по Кирсанову. Наибольшее количество элементов питания озимая пшеница поглощает в фазу выхода в трубку ‒ колошение.
Обобщая данные Государственной хлебной инспекции, П. Е. Суднов (1986) составил карту белковости зерна пшеницы в зависимости от регионов её произрастания. Он отмечает, что хлебопекарные качества и белковость зерна тесно связаны с типом почв. Так, на типичных чернозёмах зерно пшеницы имеет высокое качество, несколько ниже – на каштановых почвах, ещё ниже – на сероземах, выщелоченных черноземах и самое низкое – на бедных почвах.
По данным А. А. Созинова и В. Т. Козлова (1970), в зерне пшеницы сорта Мироновская 808, выращенной на мощном черноземе, белка содержалось 14,15%, а в зерне того же сорта пшеницы, выращенной на серой оподзоленной почве, только 11,78%.
Наиболее высокие и устойчивые урожаи эта культура обеспечивает на плодородных, достаточно влажных и чистых от сорняков почвах.
Черноземы в Курской области являются преобладающими почвами и занимают около 70% площади. Черноземы Курской области относятся к среднегумусным, т.к. содержание гумуса колеблется в пред
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Агроландшафты Центрального Черноземья. Районирование и управление / В. М. Косолапов [и др.]. М.: Издательский Дом «Наука», 2016. 198 с.
2. Выращивание пшеницы твердой в Краснодарском крае: биология, морфология, элементы технологии / А. А. Романенко [и др.]. Краснодар.: ЭДВИ, 2018. 92 с.
3. Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию. 2020 год. – М.: Ежегодное официальное издание ФГУ «Государственная комиссия РФ по испытанию и охране селекционных достижений» [Электронный ресурс] ‒ URL: http://reestr.gossortrf.ru/reestr.html (дата обращения 20.04.2020).
4. Засорина Э. В. Инновационные технологии в агрономии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Э. В. Засорина. ‒ Изд. доп. и перераб. ‒ Курск: Изд-во КГСХА, 2016. 121 с. (дата обращения 19.04 2020).
5. Засорина Э. В. Сортоведение и апробация полевых культур [Электронный ресурс]: учебное пособие / Э. В. Засорина. Курск: Курская ГСХА, 2016. 79 с. ‒ Режим доступа: Локальная сеть. Электронный каталог. (дата обращения 19.04 2020)
6. Кирюшин В. И. Агротехнологии [Электронный ресурс]: учеб. / В. И. Кирюшин, С. В. Кирюшин. Санкт-Петербург: Лань, 2015. 464 с. ‒Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/64331 (дата обращения 19.04 2020).
7. Механизация растениеводства [Электронный ресурс]: учебное пособие / сост. Ю. А. Гуреев. Курск: Курская ГСХА, 2016. 190 с. ‒ Режим доступа: Локальная сеть. Электронный каталог (дата обращения 20.04 2020).
8. Озимая твердая и тургидная пшеница в ЦЧР / В. А. Федотов [и др.]. Воронеж.: ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ, 2016. 223 с.
9. Озимые зерновые культуры на юго-западе России: учебное пособие / В. Е. Ториков [и др.]. Брянск.: Изд-во Брянский ГАУ, 2019. 138 с.
10. Органическое земледелие Воронежской области (полевые культуры) / А. В. Дедов [и др.]. Воронеж.: ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ, 2019. 271 с.
11. Растениеводство. Учебное пособие / К.Ф.Коледа [и др.]. Гродно. 2007. таб. 50, рис. ‒ 31, 400 с.
12. Список пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации. [Электронный ресурс] ‒ URL: http://www.pesticidy.ru/ (дата обращения 19.04.2020).
13. Технология хранения и переработки продукции растениеводства [Текст]: курс лекций / сост. А. А. Тарасов. ‒ Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2017. 234 с.
14. Тимофеев С. Ф. Курс лекций по растениеводству. Гомель: ГГУ им. Ф. СКОРИНЫ, 2012. 274 c.
15. Ториков В. Е. Научные основы агрономии [Электронный ресурс]: учеб. пособие. СПб.: Лань, 2017. 348 с. ‒ Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/95147 (дата обращения 20.04 2020).
16. Ториков В. Е. Производство продукции растениеводства [Электронный ресурс]: учеб. пособие. СПб: Лань, 2017. 512 с. ‒ Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/93781 (дата обращения 20.04.2020).