Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы тоталитаризма обусловлена прямой связью событий ХХ века в российской истории с этим термином. Двадцатый век вошел в историю как век тоталитаризма. Это была эпоха, когда во многих странах мира государственная машина полностью подчинила себе общество и личность.
На протяжении десятилетий в этих странах господствовала система тотальной государственной регламентации общественной и частной жизни. Уничтожение людей в эту эпоху превратилось в рутину, стало чем-то вроде работы механических станков. В ходе Второй мировой войны нацисты отправили в лагеря уничтожения и в трудовые концлагеря миллионы евреев, славян, лиц других национальностей.
Историко-философское исследование позволяет выявить и объяснить причину распространения и популярности тоталитарных идей и воззрений- которые, оформившись в определенную систему ценностей, отвечают запросам политической власти для обоснования целей, связанных с закреплением своего экономического и политического господства и расширением сфер влияния.
Для современного российского общества характерно противоречивое отношение к недавнему прошлому. При быстром сломе политической и экономической системы, стремительной смене культурных практик обнаружилось, что преодоление тоталитарных институтов, ментальных стереотипов, ценностных ориентиров и поведения граждан, сформировавшихся за долгие годы тоталитарного господства, является весьма сложным.
Степень научной разработанности проблемы. Большой вклад в исследование тоталитаризма внесен представителями русского либерально-консервативного зарубежья Н.А. Бердяевым, П.Л. Ильиным, Г.П. Федотовым, П.Б. Струве, СЛ. Франком, которые, применяя понятие «тоталитаризм» к советскому режиму, заложили основы его изучения.
Одной из первых попыток обобщения элементов и истоков тотального господства предприняла X. Арендт. Следует отмстить работу К. Фридриха и З. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия», им принадлежит формулировка основных признаков тоталитаризма, по которым и на современном этапе в гуманитарных исследованиях определяется тоталитарная сущность государства.
Объектом исследования являются тоталитарные общественные системы.
Предметом исследования являются основные концепции тоталитаризма.
Цель курсовой работы – рассмотреть современный тоталитаризм.
Задачи:
- определить происхождение тоталитаризма как государственного режима.
- выявить причины возникновения тоталитаризма.
- проанализировать тоталитаризм как концепцию и систему власти.
- исследовать тоталитаризм в современном мире.
- рассмотреть разновидности современного тоталитаризма.
Методологические основы исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов, посвященных вопросам развития теории и методологии в сфере теории государства и права.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1.Понятие тоталитаризма и его основные признаки
1.1. Происхождение тоталитаризма как государственного режима
Проблема равномерного распределения политической власти, наличия и реального действия механизмов защиты от её узурпирования по-прежнему актуальна в современном мире и связана с феноменом тоталитарных политических режимов. В мировой истории XX век стал временем установления фашистских режимов в Германии, Испании, Италии, коммунистических режимов в советской России, Китае, Кубе, Северной Корее, воплотивших в той или иной мере в жизнь идеологию тоталитаризма. Последующий крах многих из них обозначил новую волну демократизации (концепции С. Хантингтона, Ф. Шмиттера) политических систем .
Тоталитаризм – это установление тотального, полного, всеохватывающего, всепроникающего контроля государства над людьми. Тоталитарными называют общества, группы, партии, церкви, секты и т. п., члены которых тотально подчиняются своим руководителям и главенствующей в них идеологии. На практике понятия «тоталитаризм» и «фашизм» являются синонимами, их этимология имеет много схожего: лат. totalis - весь, целый, полный, итал. fascio - пучок, связка, объединение .
И одно, и второе понятие позволяют ассоциативно понять, что государство, как железный кулак сжимает мертвой хваткой все общество, весь пучок человеческих отношений в нем.
Одни из самых известных тоталитарных режимов: национал-социализм в Германии при Адольфе Гитлере; итальянский фашизм при Бенито Муссолини; режим Ким Ир Сена в Северной Корее.
При тоталитарном политическом режиме цель государства - полный, тотальный контроль всех сфер общественной жизни. Один человек (или небольшая группа лиц) владеют государственной властью. Опора «вождя» - господствующая партия и карательные структуры. Тоталитарный политический режим упраздняет права и свободы.
Демократические институты (например, парламент) могут формально существовать, однако в реальности полностью подчинены верховной власти. По одной из трактовок, тоталитаризм является формой авторитарного государства. В обществознании же эти понятия разделены, принято выделять разные политические режимы.
Политические режимы: демократический; авторитарный; тоталитарный. Авторитарный режим ставит под контроль политическую сферу, а в тоталитарном государстве контролируются все области - экономика, культура, социальные отношения и даже частная жизнь граждан
Первым термин «тоталитарное государство» употребил в 1923 году Джованни Амендола, критикуя диктаторский режим Бенито Муссолини, итальянский фашизм. Вместе с тем, сам Муссолини считал государственный режим тоталитарного государства положительным. По его утверждению, общество нуждается в сплочении с помощью единой идеологии: «Всё в рамках государства, ничего вне государства, ничего против государства» . Немецкие национал-социалисты также находили в словах «тоталитарное государство» положительный контекст. Слово «тоталитаризм» попало в словари и прочно вошло в научную литературу в 30-ых годах прошлого века.
Из западных политологов, кто попытался сформулировать научную базу тоталитаризма, был З. Бжезинский. Он ввел собственное определение тоталитаризма, что это система, «в которой технически передовыми инструментами политической власти безо всяких ограничений владеет централизованное руководство элитного движения, целью которого является осуществление тоталитарной социальной революции» .
Несколько ранее, в 1949 г., русский политический мыслитель И. А. Ильин определил тоталитарный режим как «государственный строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в жизнь граждан, включавший всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования» .
Признаки тоталитарного общества:
-государством осуществляется тотальный контроль всей частной и общественной жизни;
-процесс полного огосударствления и бюрократизации всех аспектов жизни;
-монополизация власти одной политической партией, а в ней - одним лидером или политическим кланом (семья Ким в Северной Корее);
-правительство, обладающее неограниченными полномочиями, отсутствие разделения властей, подчинение судов и парламента верховному вождю и партии;
-отрицание позитивной роли гражданского общества и его институтов; милитаризированная общественная жизнь;
-опора тоталитарного режима на массовые движения групп населения, превращенных в люмпенов, например, осуществление «культурной революции» Мао Цзэдуном в Китае с помощью хунвэйбинов (банд погромщиков, состоящих из школьников и студентов) и цзаофаней (погромщиков, состоящих из молодых рабочих);
-во внешней политике – агрессивность и экспансионизм.
Победа над нацизмом и фашизмом в ходе Второй Мировой войны дала понятию «тоталитаризм» исключительно отрицательную окраску. Критики замечают, что ярлык «тоталитарный режим» часто имеет оскорбительный оттенок. Далеко не все ученые согласны использовать его в качестве строго научного термина, т.к. отвергают уравнивание абсолютно разных явлений - немецкого нацизма, сталинизма в СССР, франкизма в Испании.
Исчезновение многих недемократических систем правления, начиная с 1974 г. (третья волна в периодизации Хантингтона и четвертая по Шмиттеру), когда произошло падение режима А. Салазара в Португалии,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверинцев С. Тоталитаризм: ложный ответ на реальные вопросы // Родина. – 2017. – № 10. – С. 121–124.
2. Агаев С.Л. Гитлеризм, сталинизм, тоталитаризм: реальности и понятия. Полис-2015-№3-С.2-5
3. Арендт X. Истоки тоталитаризма: пер. с англ. / Х. Арендт. – М.: ЦентрКом, 2006. – 672 с.
4. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990;
5. Бжезинский З. Великая шахматная доска: Господство Америки и его геостратегические императивы. М.: Междунар. отношения, 2009. 256 с.
6. Гавриков В. П. Теория государства и права. Смена парадигмы. М: Проспект, 2017. 464 с.
7. Гаднелев К.С. Тоталитаризм как феномен ХХ-го века. //Вопросы философии, 2015, № 2. – 14 с.
8. Дамье В. В. Леворадикальная критика тоталитаризма // Изучение диктатур. Опыт России и Германии / Отв. ред. М. Б. Корчагина. - М.: Памятники исторической мысли, 2017. – 61 с.
9. Загладин Н.В. Тоталитаризм и демократия: конфликт века. //Кентавр, 2012, № 7-8. – 61 с.
10. Золина М. Б. Проблема тоталитаризма в политологии И. А. Ильина // Соц.-полит. журн. 2016. № 5. С. 184.
11. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов: в 2 т. М., 2003 – 144 с.
12. Комаров С. А., Малько А. В. Теория государства и права. М: Норма, Инфра-М, 2016. 448 с.
13. Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. М: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2016. 352 с.
14. Смоленский М. Б. Теория государства и права. М: Инфра-М, 2018. 272 с.
15. Струве П.Б. Избранные сочинения. М., 2009. – 102 с.
16. Теория государства и права. Шпаргалка. М: РИОР, 2016. 80 с.
17. Толстиков В. С. Рабочий класс и тоталитаризм. //Социологические исследования, 2014, N 1. – 20 с.
18. Ущаповская М. О., Никодимов И. Ю. Теория государства и права. Сборник тестов. М: Дашков и Ко, 2019. 104 с.
19. Федотов Г.П. Письма о русской культуре. Русский человек // Русская идея. М., 2009 – 62 с.
20. Франк С.Л. Ересь утопизма / По ту сторону правого и левого // Новый мир. 2010 № 4 C 83-106;
21. Хайек Ф. А. Дорога к рабству / Ф. А. Хайек. – М.: Новое изд-во, 2015. – 264 с.