Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 2. ВИДЫ РЕСПУБЛИК
2.1 Парламентская республика
Республиканская форма правления имеет отличие от монархии в том, что власть в республиках реализуется через выборные органы, которые избираются на определенный в законе срок. На сегодняшний день так же существует несколько видов республик. Они подразделяются на президентскую и парламентскую республику. Сегодня в мире насчитывается более двухсот государств, большая часть из которых являются республиками.
В правовой теории принято различать президентскую и парламентскую республики (Нерсесянц В.С .) Однако, другие авторы наряду с указанными видами выделяют еще смешанную (полупрезиденсткую) форму республики (А.П. Ларькина, Т.И. Курмаева ). А некоторые авторы добавляют еще и монократическую (А.С. Автономов ).
В теории государства и права установлено, что при форме правления парламентская республика глава государства избирается парламентом; правительство формируется парламентом и ему подотчетно, то есть парламент может выразить правительству вотум недоверия, за которым следует его отставка; президент после совещания с главой правительства (министрами), представителями палат имеет право роспуска нижней палаты (Италия) или обеих палат (Индия); слабая власть президента. Формальная отличительная особенность — наличие поста премьер-министра .
В научной литературе существуют различные характеристики парламентской республики.
«Парламентарная республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью парламентарной республики является наличие должности премьер-министра.
А.А. Мишин говорит то том, что «для парламентарной республики в значительно большей степени, чем для президентской, характерен разрыв между юридическим и фактическим положением всех высших органов государственной власти: провозглашается верховенство парламента, но фактически он работает под жестким контролем правительства; устанавливается ответственность правительства за свою деятельность перед парламентом, но фактически парламент почти всегда может быть распущен правительством, утратившим его доверие; президент наделяется обширными полномочиями, но осуществляются они не им, а правительством.»
В парламентской республике глава государства избирается законодательным (представительным) органом государственной власти; полномочия главы государства носят номинальный характер, то есть, ведущую роль в жизни страны играет не президент, а представительный орган власти, исполнительную власть осуществляет правительство парламентского большинства. У президента нет прав на роспуск парламента и отсутствуют исполнительные компетенции.
Отсюда, однако, проистекает непредсказуемость исполнительной власти. Голосуя на парламентских выборах, избиратели не могут предвидеть состав будущих правительств. В парламентской системе возможно лишь «ретроспективное реагирование» через отказ в доверии правительственным партиям на новых выборах, что, впрочем, не гарантирует от формирования в результате соответствующих коалиционных соглашений правительства сходной ориентации. В результате правительственный курс является результатом не выбора избирателей, а межпартийных договоренностей, т.е. если это и консенсус, то на уровне элит, а не населения. Ответственность исполнительной власти перед парламентом, и «обратная связь» с избирателями далеко не очевидна.
Фактически, президент наделен лишь представительскими полномочиями, что не мешает ему в условиях современной западной демократии обладать политическим влиянием и авторитетом, влиять на формирование как внутренней, так и внешней политики страны.
Решения и действия главы государства должны быть одобрены должностными лицами либо законодательного, либо исполнительного органа государственной власти. Президент по своей инициативе не может распустить Парламент.
Парламентская республика, особенно в ее «чистом» виде, распространена гораздо меньше, чем президентская . Это Австрия, Германия, Индия, Ирландия, Италия, Португалия (после ряда реформ конституции 1976 г., существенно ослабивших позиции президента), Кобо-Верде в Африке (с 1990 г), Вануату в Океании и др. В тех странах, где многопартийность обусловливает действие парламентарного государственного режима, следствием его являются частые правительственные кризисы.
2.2 Президентская республика
Президентская республика (например, Азербайджан, Армения, Беларусь, Бразилия, Венесуэла, Казахстан, США и др.) представляет собой такую форму правления, когда глава государства избирается, как правило, народом, стоит во главе исполнительной власти и формирует Правительство.
Исходными положениями для определения роли Президента в государстве являются статьи основных законов (Конституций, Уставов).
В классической президентской республике парламент не может быть распущен, а президент не обладает правом законодательной инициативы, что характеризует принцип разделения властей. В классической президентской республике правительство (администрация, кабинет) несет ответственность перед возглавляющим его президентом.
Каждая конституция, возникшая в результате политического кризиса, есть запись итогов противоборства политических сил – легализация механизма власти в пользу победителя. Как образно пишет венгерский учёный Андраш Шайо, «конституционная биография власти – это биография, которую пишут с момента рождения конституции», в ней отражены «конституционные страхи» .
Основатели Конституции США боялись восстановления монархии и создали систему сдержек в отношении сильного президента:
а) четко ограниченная четырьмя годами и двумя сроками президентская легислатура (чтобы не было соблазна стать несменяемым лидером);
б) институт импичмента как антитеза монархическому институту безответственности главы государства;
в) сильный, ни при каких обстоятельствах не распускаемый двухпалатный конгресс;
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. : с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ // СЗ РФ. – 2014. - № 31. – Ст. 4398.
2. Авдеев Д.А. Республиканская форма правления: проблемы классификации и идентификации // Журнал Современное право. 2011, № 4.
3. Автономов, А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / А.С. Автономов. - 3-e изд., перераб. и доп. - Москва : ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2012. - 476 с.
4. Алимпиева Т. Г. Максименко Е. И. О Проблеме толкования правовой категории "Форма правления" (кейс России И Казахстана) // Журнал Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: гуманитарные и общественные науки. 2018, № 4.
5. Алимпиева Т.Г., Максименко Е.И. О проблеме толкования правовой категории «форма правления» (кейс России и Казахстана) // Вестник Балтийского Федерального ун-та им. И. Канта. Серия: гуманитарные и общественные науки. – 2018. - № 4. – С. 13-20
6. Боброва Н.А. Особенности российской формы правления и влияние на нее института лидерства // Юридическая наука: история и современность. – 2018. - № 12. – С. 41-49
7. Варнавский А.Г. Форма правления современного российского государства как объект конституционного регулирования // Журнал Социально-экономические явления и процессы. 2011, № 1-2.
8. Грачева Л.П. Отечественная юриспруденция о смешанной республике как форме правления // Ученые записки крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. – 2016. - № 2. – С. 7-12
9. Егоров В.Г. Президентализм и парламентаризм в политических системах новых независимых государств // Политическая наука и современное общество: сб. науч. тр. Вып. 4./ под ред. В.Г. Егорова. М.: ИИУ МГОУ, 2013. - С. 4-25.
10. Краснов М. А. Россия как полупрезидентская республика: проблемы баланса полномочий (опыт сравнительно-правового анализа) // Государство и право. – 2003. – № 10. – С. 16–23
11. Курдюкова З.Н. Теоретические проблемы политической формы современного государства // Правовая политика и правовая жизнь. – 2010. – № 4. – С.59-63
12. Ларкина А.П., Курмаева Т.И. Смешанная республика как разновидность республиканской формы правления во Франции и России (сравнительно-правовой аспект) / А.П. Ларкина, Т.И. Курмаева // Оргаёвские чтения. – 2017. - № 4. – С. 342-246
13. Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник / М. Н. Марченко - Москва : Проспект, Издательство Московского университета, 2018. – С. 250
14. Мельникова М.В. Форма правления в современной России //Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: право. – 2018. - № 1. – С. 30-34
15. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран.- М.: Юстицинформ. 2009. - с. 47.
16. Нерсесянц, В. С. Философия права : учебник / В. С. Нерсесянц. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2020. — 848 с.
17. Нечкин А. В. Форма правления в государствах мира: проблемы классификации и их возможного решения // Русский закон. – 2019. - №5. – С. 132-147
18. Россия может быть только президентской республикой – Медведев // РИА новости. URL: ria.ru/politics/20081116/155232533.html
19. Савинов Д.М., Петров Н.А., Кошкаров В.С. Формы правления и типы государственного устройства // Проблемы науки. – 2019. - № 2. – С. 83-84
20. Стуколова Л.С., Акбашева Э.Ф. Структура президентской республики //Аллея науки. – 2018. - № 6. – С. 109-111
21. Тарабан Н.А. Конституция Российской Федерации: двадцать лет в российской истории // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 8. С. 8–12.
22. Югов А.А. Единство и дифференциация публичной власти: система разделения властей // Российская юстиция. 2017. № 9. С. 5–8