Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Как известно, пища может быть источником и носителем значительного количества опасных для здоровья человека токсичных веществ. По данным специалистов, через пищу в организм человека попадает до 70% вредных веществ, а пути их попадания могут быть самыми разными: накопление по ходу биологической цепи, в процессе производства, транспортирования, хранения, реализации и т.д. Стремительный рост производства, проблемы экологического характера, расширение ассортимента продукции и недобросовестное отношение производителя к тому, что он производит, привели к тому, что качество продуктов питания значительно снизилось. Данного мнения придерживаются как эксперты, так и рядовые жители страны.
Для предприятий любых организационно-правовых форм свойственно стремление работать с максимальной экономической отдачей, что заставляет внедрять наиболее эффективные методы управления бизнесом.
От правильного определения потребности в материальных активах зависит эффективность деятельности предприятия. Оптимальная обеспеченность материальными активами ведет к сокращению затрат, улучшению финансовых результатов, а также ритмичности и слаженности работы предприятия.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что от анализа качества и конкурентоспособности товара зависит эффективность деятельности предприятия.
Актуальность заключается в том, что в современных условиях обеспечение качества продукции является первоочередным фактором конкурентоспособности компании.
Цель курсовой работы – анализ качества и конкурентоспособности товара.
Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
1) анализ понятия «качество» продукции и услуг,
2) исследование особенностей оценки качества конкретного товара.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ
1.1.Понятие и сущность качества продукции
Ю.И. Ребрин в учебном пособии «Управление качеством» представил иное определение: «управление качеством непрерывный, целеустремлённый процесс контроля над всеми подразделениями производства и над всеми факторами и условиями, обеспечивающий создание товаров надлежащего качества» [13, С.82]. Автор считает, что управление качеством, в первую очередь, является ответвлением менеджмента качества и также дал определение этому понятию: «менеджмент качества общее руководство качеством аспект руководства над предприятием в целом, осуществляемый высшим руководством, которое обеспечивает ресурсами, в том числе человеческими, организует работу по качеству, взаимодействует с внешней средой, определяет политику и планы в области качества и принимает стратегические и важные оперативные решения по качеству» [13, С.83]. К выполнению указанных функций привлекаются все сотрудники предприятия, но ответственность за общее управление качеством несёт высшее руководство.
При формировании на предприятиях общественного питания условий для предоставления качественных услуг и производства качественных продуктов питания целесообразно использовать эффективную систему управления качеством, основные аспекты которой рассмотрены в научных трудах Э. Деминга, В. Шухарта, Д. Джурана, К. Исикавы, В. М. Кантере, В. А. Матисона и др.
Обеспечение безопасности и качества продуктов питания – залог и национальной безопасности, именно поэтому разработка национальных стандартов качества и контролю их соблюдения относится к приоритетам органами государственной власти.
На многих российских предприятиях пищевой промышленности не всегда создаются условия, в которых возможно обеспечение безопасности продукции. Это практически невозможно реализовать, при отсутствии современной системы контроля качества и безопасности продовольственного сырья и готовых видов пищевой продукции. При этом на развитие данной проблемы оказывают влияние множество факторов:
– новые системы производства, в том числе рост массового производства и удлинение пищевых цепей;
– новые вещества, которые нарушают экологическую обстановку окружающей среды (гербициды, инсектициды, дефолианты);
– новые пищевые продукты, технологии переработки, ингредиенты, добавки и упаковка (красители, консерванты, ароматизаторы, стабилизаторы и т.д.);
– изменение способа покупки пищевых продуктов, значительный рост приема пищи вне дома;
– новые методы анализа пищевой продукции, способствующие выявлению опасных факторов, о которых ранее не существовало сведений .
1.2. Стандарты управления качеством
Базисом современных систем управления качеством на предприятиях на современном этапе являются:
- программы производственного контроля,
- контрольные процедуры для проработки разработанных блюд и кулинарных изделий, заполнению журналов и санитарно-технологической документации;
- стандарты и технологические карты, а также мониторинг их полноценного применения.
Помимо этого, для повышения конкурентоспособности предприятий общественного питания важно чтобы «качество» и «безопасность» были неразрывно связанным с предприятием общественного питания в целом и составляли единый системный процесс.
Применение системного подхода в управлении качеством на предприятиях общественного питания позволит добиться следующего:
1) максимально охватить параметры качества и безопасности производства продукции общественного питания на всех этапах технологического процесса по предоставлению услуг;
2) повысить конкурентоспособность предприятия общественного питания;
3) привлечь большого количества потенциальных потребителей за счет более высокого качества предлагаемых блюд и уровня сервиса.
Достижение вышеуказанных результатов возможно при полномасштабном применении требований системы менеджмента качества, основу которой разработанная конкретно для предприятий общественного питания система менеджмента качества.
Данная система менеджмента качества предусматривает определение целей, процессов и ресурсов, которые необходимы для достижения желаемых результатов в области управления качеством. Система менеджмента качества позволяет оптимально использовать ресурсы предприятия, предотвращать возникновение потерь, и при этом учитывать долгосрочные и краткосрочные цели [9, С.145].
Формально основа системы менеджмента качества определена соответствующими международными и национальными стандартами.
Международным стандартом в области системы менеджмента качества является стандарт серии ISO 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования» (ISO 9001:2008 «Quality management systems –Requirements»). Преимуществом данного стандарта является его универсальность и применимость к любой отрасли производства в секторе экономике, в том
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. — М.: ФГУП «Стандартинформ», 2015
2. Магомедов Ш. Ш. Управление качеством продукции: учебник / Ш. Ш. Магомедов, Г. Е. Беспалова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013
3. Огвоздин В. Ю. Управление качеством: основы теории и практики: учеб. пособие. — 7-е изд. — М.: Дело и Сервис, 2017
4. Учебно-методический комплекс дисциплины «Управление качеством» — г. Спасск-Дальний, 2012
5. Барышникова, Н. И., Зайцева, Т. Н., Мироманова, Ю. В., Бакланова В. В. Управление качеством на предприятиях общественного питания // Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 145-148.
6. Белякова, Н.В., Сысоева, Е.Л. Основы системного анализа. – М.: КНОРУС, 2009.
7. Герасимов, Б.И., Попова, Г.Л., Злобина, Н.В. Основы теории системного анализа: качество и выбор: учеб.пособие. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2017.
8. Кузнецов К.Н., Варыпаев М.И., Соловьева В.А., Винокурова С.А. Проблемы качества и безопасности продуктов питания. Саратов, 2016,С.56
9. Масааки Имаи. Гембакайдзен: Путь к снижению затрат и повышению качества. М.: Альпина Паблишер, 2011.
10. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ: учеб.пособие. – М.: Высшая школа, 2017.
11. Пономарев, С.В., Мищенко С.В., Белобрагин В.Я. и др. Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества. 2005.
12. Пособие по внедрению HACCP на примере российских заведений [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://foodrussia.net/restoran/posobie-po-vnedreniyu-khassp-v-obshchepite/ (дата обращения: 28.10.2019)
13. Пэнди, П.С., Ньюмен, Р.П., Кэвенег, Р.Р. SixSigma. Как GeneralElectric, Motorola и другие ведущие компании мира совершенствуют свое мастерство.- Москва: Изд-во Лори, 2014.
14. Ребрин, Ю.И. Управление качеством. Учебное пособие.- Таганрог: ТРТУ, 2014.