Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современные общественные тенденции требуют поиска таких форм и методов обучения, внедрение которых способствовало бы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, повышало бы эффективность освоения новых знаний, развивало творческую активность, а также навыки коллективно согласованных действий.
Модернизация содержания образования - важный фактор развития системы национального образования в целом. Путем инновационных подходов к содержанию и формам методической деятельности, в частности, через внедрение нестандартных методов в деятельности школы реализуются актуальные задачи развития познавательного интереса.
Актуальность темы исследования предопределена повышением общеобразовательного уровня, обеспечением школьников глубокими знаниями и практическими умениями, что должны базироваться на почве активизации учебной деятельности.
В этих условиях использование новых подходов для активизации познавательного интереса младших школьников является естественным результатом развития общества. Вопросы формирования познавательного интереса личности - одно из самых актуальных в теории педагогической науки и практики дошкольного образования.
Большой вклад в развитие данной проблемы внесли такие психологи и педагоги-практики, как: А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Ю.К. Бабанский, Г.И. Щукина, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и др.
Необходимо отметить, что изменения, происходящие в системе школьного образования, требуют от педагогов новых методов обучения. Важная роль среди новых методов, на наш взгляд, принадлежит игровой форме обучения.
Большое значение в обучении и развитии познавательного интереса дошкольников играет практическая деятельность. Реализовывать ее целесообразнее в ходе таких форм деятельности, которые интересны ребёнку.
Объект исследования – познавательный интерес
Предмет исследования – развитие познавательного интереса младших школьников к изучению математики.
Цель исследования – выявить и обосновать эффективность использования математических игр и сказок как средства развития познавательного интереса детей младшего школьного возраста.
Цель исследования определяет задачи исследования, что предполагают:
1. Анализ теоретических источников по проблеме сущности понятия «познавательный интерес».
2. Определение особенностей изучения математики в младшем школьном возрасте.
3. Разработка средств и способов развития познавательного интереса детей младшего школьного возраста
Для реализации поставленных задач необходимо использовать следующие методы: анализ методической литературы и синтез материала по этой проблеме; сравнение и обобщение изученных материалов; сбора и накопления материала.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав основной части, выводов, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты в организации работы по развитию познавательного интереса к математике у детей младшего школьного возраста возраста
1.1. Сущность познавательного интереса в психолого-педагогической литературе
В психолого-педагогической литературе нет однозначного определения познавательного интереса. Рассмотрим, какие подходы существуют к характеристике данного понятия.
Концепция Л.И. Божович определяет развитие познавательного интереса как онтогенетический процесс. Интересы – это не статичное образование, они способны меняться по мере взросления человека, выстраиваться в иерархическую цепочку [5, с.17]
Именно Л.И. Божович предложила термин «внутренняя позиция» ребёнка, которая определяет его поведение и деятельность, всю систему его отношений к действительности и самому себе. Сформированность внутренней позиции может говорить о психологической зрелости ребёнка.
Л.И. Божович относила к интересам и сознательно принятое намерение, и непосредственные желания ребенка.
Л.И. Божович дискутировала с А.Н. Леонтьевым, следуя концепции которого интерес – это опредмеченная потребность. Интересы у А.Н. Леонтьева носят смыслообразующий характер, исключая чувственную сторону, т.е. интересы подчинены каким-то целям человека и не являются результатом внутренних переживаний. Если обобщить мысль А.Н. Леонтьева, то интерес – это побудитель направленной (смыслообразующей) деятельности, обязательным условием которой является наличие цели и представление о конечном результате. [25, с. 89]
Потребность – это нужда, а интересы – побуждения человека в связи с этой нуждой. Интерес по А.Н. Леонтьеву выполняет две функции – побудительную и смыслообразующую. Переживания, по теории А.Н. Леонтьева, (желания, хотения, стремления) не являются интересом в силу тех же оснований, по каким ими не являются ощущения голода или жажды: сами по себе они не способны вызвать направленной деятельности [25]. Однако принять предмет-цель за интерес не представляется возможным, даже если учесть ограничение, введенное Д. В. Колесовым, когда предмет выступает в качестве интереса лишь у маленького ребенка (из-за неразвитости произвольных функций) или в том случае, если он новый (т. е. является интересом к исследовательской деятельности)[21].
Во-первых, мы не получим ответ на вопрос, почему человек совершает данное действие, поступок; ведь одна и та же цель может удовлетворять разные потребности, т. е. соотноситься с разными причинами.
Во-вторых, принятие за интерес предмета практически устраняет возможность говорить о таких характеристиках интереса, как его сила и устойчивость; нельзя же сказать, что предмет обладает силой, а сочетание «устойчивость предмета» скорее будет понято с точки зрения физики, чем психологии [22].
Американский психолог А. Маслоу под интересом понимал желание человека, которое выступает как средство достижения какой-то цели. Например, человек желает заработать побольше денег, чтобы купить новый автомобиль. В свою очередь, автомобиль он хочет купить для того, чтобы не чувствовать себя "хуже" соседа, который недавно купил новый автомобиль, то есть для того, чтобы сохранить самоуважение, уважение и любовь окружающих. Взявшись за анализ человеческих желаний (имеются в виду осознанные желания), мы очень скоро обнаружим, что за каждым из них стоит какое-то другое, более фундаментальное желание, которое правильнее было бы назвать целью или ценностью. Именно эти базовые цели и стремления должны быть главным предметом исследования интереса. Поскольку базовые цели не всегда представлены в сознании, то нам придется иметь дело с проблемой бессознательного. Отрицание роли бессознательного делает невозможным понимание интереса [60].
Существует другая концепция западных психологов, которая предполагает, что на поведение человека влияет только окружающая среда. Виднейший теоретик строгого бихевиоризма Б.Ф. Скиннер настаивал на том, что научными методами можно познать все поведение человека, поскольку оно детерминировано окружающей средой. Скиннер отвергал понятия скрытых психических процессов, таких, как мотивы, цели, чувства, бессознательные тенденции и прочее. Он утверждал, что поведение человека почти всецело формируется его внешним окружением. Манипулируя переменными окружающей среды (т.е. независимыми переменными), можно прогнозировать и контролировать поведенческие реакции индивида (зависимые переменные). Подкрепление — ключевое понятие концепции Скиннера. Подкрепление усиливает реакцию, увеличивает вероятность ее появления[59].
Бихевиористы признавали два типа подкрепления: первичное (или безусловное — вода, еда, секс) и вторичное (или условное — деньги, внимание со стороны значимого другого, одобрение родителей, сверстников, учителей). Они не признавали в качестве интересов чувства, мысли человека [9].
Этой концепции придерживались Э. Трондайк, К. Левин и другие бихевиористы. Однако отечественные психологи (Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова, Л.И. Божович и другие) напротив, считают, что если ребёнок ориентируется лишь на похвалу, поощрение, то его внутренний контроль развит недостаточно, и может быть причиной неустойчивости интересов. Вследствие этого, необходимо формировать в нём внутренние интересы и мотивы, «внутреннюю позицию». Л.И. Божович выступала категорически против «обезличивания» интересов, утверждая, что благодаря правильным интересам, заложенным в ребёнка, формируется его личность. Личность не может формироваться только за счёт того, что мы «дрессируем» детей посредством изменений условий внешней среды, опираясь на условные рефлексы.[6].
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
2. Бачурихина, А.С. Игротерапия как средство создания развивающей среды // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен. Материалы III Международной научной конференции. В рамках проекта "А.З.Б.У.К.А. детства". Ответственный редактор Т.А. Чичканова. 2017. С. 362-366.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
4. Выскорко, А. А. Развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста через экспериментирование //
Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 254-256.
5. Добромыслова, О.Ю. О приобщении к инновационной проектной деятельности дошкольников и младших школьников // Преемственность дошкольного и начального общего образования: современный взгляд в условиях реализации ФГОС. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. 2019. С. 76-77.
6. Иванова, О.Ю. Проектная деятельность как одно из направлений успешной социализации школьников // Современные тенденции развития системы образования. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2019. С. 352-354.
7. Кобылянская, Т.М. Проектная деятельность как основа формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности у школьников на начальном этапе образования // Вопросы дошкольной педагогики. 2017. № 2 (8). С. 92-95.
8. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - М.: Академия, 2017. - 176 с.
9. Кузьмина, В.Г. Активизация познавательной деятельности / В.Г. Кузьмина // Начальная школа. - 2016. - №4. - С. 181-183.
10. Кутузова Е.И., Зиновьева В.Н. Формирование вычислительных умений и навыков младших школьников // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. Материалы докладов психолого-педагогических секций региональной университетской научно-практической конференции. Сер. "Психолого-педагогические науки". - 2017. - С. 56-61.
11. Мануйлова Е.И. Развивающий потенциал учебных заданий, представленных в учебниках математики УМК «Гармония», «Школа России», «Начальная школа XXI века» // Психолого-педагогические проблемы процесса обучения в современной школе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием Национального педагогического симпозиума «Образование и национальная безопасность». – 2017. – С. 140-146
12. Мокеева, С.В. Развитие познавательного интереса старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № T28. С. 209-211.
13. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
14. Мухамедзянова, Т.И. Проектная деятельность как способ развития познавательной активности школьника // ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ В XXI ВЕКЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ. сборник статей VI Международной научно-практической конференции. 2019. С. 61-63.
15. Пазлиева Н.Р. Формирование вычислительных навыков на уроках математики в начальной школе // Инновации и традиции в современном образовании, психологии и педагогике. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 197-199.
16. Панченко, Е.М. Формирование познавательного интереса дошкольников // Наука и образование: инновации, интеграция и развитие. 2016. № 1 (3). С. 45-47.
17. Погудо, С.Б. Проектная деятельность в условиях ДОО как эффективное средство развития познавательной мотивации дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. 2019. № 5 (22). С. 8-11.
18. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
19. Тетенёва, А.В. Проектная деятельность как фактор развития познавательной инициативы школьников // Школа как платформа для успешной социализации обучающихся на уровне профессионального образования. Материалы V региональной научно-практической (очно-заочной) конференции. 2018. С. 72-74.
20. Ходакова, Н.П. Формирование познавательного интереса у школьников в процессе исследовательской деятельности // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 1. № 11. С. 205-207.
21. Хребтович Н.М. Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе // Актуальные проблемы методики начального обучения и эстетического воспитания учащихся. – 2017. – С. 83-85.
22. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] – URL: https://fgos.ru/ (Дата обращения: 29.03.2020)
23. Шимшек, О.П. Педагогическое сопровождение развития познавательного интереса у школьников // Молодой ученый. 2016. № 9-3 (113). С. 37-39.