Фрагмент для ознакомления
2
Социальная защита представляет собой важную составляющую часть социальной политики государства. Сам же термин социальной защиты лишен общепринятого определения. Так, например, в большинстве стран Запада социальная защита подразумевает под собой внедре-ние различных программ защиты доходов населения (в частности, программы социального страхования и социальной помощи), способствующие преодолению социально-экономических потрясений.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что внедрение программ социальной защиты становится неотъемлемым элементом социально-экономического развития Китая в целом. Таким образом, без изучения политики социальной защиты не будут понятны особенности модели развития КНР на современном этапе.
В промышленно развитых странах программы социальной защиты, как правило, составляют значительную часть государственного бюджета и охватывают, в той или иной мере, всех граждан, предоставляя полный спектр социальных пособий. Многие развивающиеся страны (и в частности, КНР) также постепенно вводят программы социального страхования, одна-ко, по сравнению с развитыми государствами западного мира, охват социальной защищен-ности в этих государствах является не столь широким и всеобъемлющим. Можно предполо-жить, что это происходит вследствие существующей ориентации социального обеспечения на официально занятых граждан, и в целом, на городское население. Таким образом, основ-ной проблемой развивающихся стран остается вопрос предоставления равного доступа всего населения к социальной защите.
Можно констатировать, что большинство исследований сводится, как правило, к комплекс-ному изучению социальной политики, либо к анализу отдельных социальных программ. Однако должное внимание не уделяется всеобъемлющему рассмотрению специфики станов-ления системы социальной защиты КНР, что и было предпринято в настоящей работе.
Цель данной работы заключается в выявлении специфики формирующейся в течение по-следних десятилетий системы социальной защиты КНР в рамках соответствующей полити-ческой стратегии. Данная цель конкретизируется в следующих задачах.
- рассмотреть сущность и формы социальной защиты населения;
- изучить объективную необходимость и факторы социальной защиты населения;
- исследовать современное состояние социальной защиты населения в Китае;
-выявить формирование финансовых источников социальной защиты населения в Китае и основные проблемы;
Объектом исследования является политика социальной защиты КНР на современном этапе, под предметом понимается специфика реализации программ социальной защиты в условиях китайского общества на современном этапе.
Основой для написания данной работы стала литература и источники, в частности, моно-графии и научные статьи, официальными коммюнике и нормативными документы.
Интерес к изучению социальной политики непосредственно в Китае возник в начале 2000-х гг. В русскоязычной литературе, как правило, осуществляется комплексное изучение соци-альной политики в Китае в рамках проведения экономических реформ (например, в статьях Баженовой Е.С., Бергера Я.М., Пивоваровой Э.П.). В частности, в работе Пивоваровой Э.П. «Социализм с китайской спецификой» (2011) затрагивается вопрос поддержания баланса экономических и социальных интересов в КНР. Кроме того, с 2000-х гг., и особенно в 2010-е гг., стали появляться исследования европейских (например, Л. Вон) и азиатских авторов (в частности, Ли Чжао, Шан Сяоюаня, Чэнь Синьюн), ставящие своей целью изучение роли рынка в социальной политике Китая и особенностей социального развития КНР в рамках новых экономических условий.
Результатом работы будет являться определение приоритетов финансирования и путей улучшения системы социальной защиты населения Китая.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка литературы.
1. Теоретические основы социальной защиты населения
1.1 Сущность социальной защиты населения
Одним из важнейших направлений политики государства считается социальная защита. Она поддерживает материальное и социальное положение каждого человека в обществе. Други-ми словами, она помогает тем слоя населения, которые в силу каких-либо обстоятельств не могут самостоятельно обеспечивать свое существование. Право граждан Российской Феде-рации на социальную защиту закреплено в Конституции Российской Федерации, которая объявила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Также в Конституции проговаривается то, что каждому гражданину России гаран-тируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кор-мильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Если говорить конкретней о самом определении социальной защиты, то можно сказать, что социальная защита, это особый вид социально-экономической деятельности, который ори-ентируется на различные слои населения. Социальная защита, это политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств 8.
Социальная защита должна обеспечивать гарантированный промежуточный минимум, по-купательную способность граждан, защиту здоровья, жизни и имущества. Необходимость социальной защити исходит из наличия общественной потребности иметь в государстве си-стему законов, которые будут компенсировать социальное несовершенство организации производства материальных благ и их распределения.
Социальное обеспечение, это основная часть социальной защиты населения. Законом уста-навливаются государственные пенсии и социальные пенсии, поощряется добровольное со-циальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благо-творительности.
Социальная защита и социальное обеспечение, это сфера таких общечеловеческих ценно-стей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм и моральные устои общества. Всеобщая декларация прав человека, объявила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Роль социального обеспечения состоит в том, что оно является особой формой удовлетворения тех или иных потребностей в источниках средств к существованию нетрудоспособных граждан и престарелых. В Российской Федера-ции охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, от-цовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии со-циальной защиты 1.
Сущность социальной защиты проявляется в таких ее функциях как экономическая, полити-ческая, демографическая и социально-реабилитационная8.
Экономическая функция заключается в замещении заработка, дохода или содержания, утра-ченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью, потерей кормильца; частичном возме-щении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятель-ств; оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.
Политическая функция способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются значительные отличия в уровне жизни различных слоев населения.
Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, не-обходимое для нормального развития страны.
Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного ста-туса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяюще-го им ощущать себя полноценными членами общества.
Направление социального развития всех государств в текущем столетии будет определяться ориентацией экономики на интересы человека, на более эффективное удовлетворение его потребностей, на рассмотрение вопросов социального развития с позиции уважения чело-веческого достоинства, равенства и социальной справедливости. Качество человеческого потенциала признается важнейшим фактором экономического прогресса и уровня социаль-но-экономического развития страны, а такие факторы, как темпы научно-технического про-гресса, уровень производительности и организации труда, культурного развития и пр., яв-ляются производными от человеческого капитала. Следовательно, самыми эффективными и имеющими наибольшую отдачу в стратегическом плане являются вложения в человека.
В любой стране с развитой рыночной экономикой государство в той или иной мере осу-ществляет функцию социальной защиты и поддержки населения. Уровень и широта этой поддержки определяются как уровнем экономического развития страны, эффективностью экономики, так и традициями либерализма или патернализма в конкретной стране, полити-ческими концепциями правящей партии, стоящей у власти в данное время. Крайние пози-ции в области социальной защиты связаны, с одной стороны, с осуществлением социальных гарантий в определенных сферах всему населению (жилище, образование, здравоохранение, труд), с другой стороны, социальной поддержкой только нетрудоспособных членов обще-ства и наименее обеспеченных 10.
Промежуточным вариантом является социальная защита основной массы населения, за ис-ключением наиболее обеспеченных слоев общества. Она предполагает обеспечение доступа человека к образованию, здравоохранению, культуре, другим видам социальных услуг и, следовательно, распространяется на всех членов общества, однако осуществляется диффе-ренцированно, с учетом потребностей различных категорий людей.
В частности, социальная защита инвалидов (в отличие от трудоспособных людей) представ-ляет систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, создающих им условия для преодоления ограничений жизнедеятельности и выравнивания возможностей их участия в жизни общества по сравнению с другими людьми.
Таким образом, система социальной защиты населения может быть построена на следующих принципах:
государственной поддержки нетрудоспособных и малообеспеченных граждан;
поддержки основной массы населения, за исключением лиц с высоким достатком;
всеобщности социальных гарантий.
Первая модель является наиболее дешевой для государства, поскольку
основная масса населения удовлетворяет соответствующую социальную потребность на ры-ночной основе за счет личных доходов или фондов предприятий (предпринимателей). Од-нако, как показывает практика, в таких случаях существуют значительные слои населения, потребности которых оказываются неудовлетворенными ни на рыночной основе, ни за счет государственных программ. Примером тому является США, где миллионы людей не имеют жилья и не охвачены систематическим медицинским обслуживанием.
Вторая модель сочетает в себе высокий уровень социальных гарантий с рациональным рас-ходованием государственных ресурсов. Однако она требует решения проблемы установле-ния уровней доходов, на которые социальные гарантии не распространяются.
Всеобщность обеспечения определенного уровня социальных услуг отражает наиболее вы-сокую степень государственных гарантий, однако требует наиболее высоких общественных ресурсов 11.
Первая модель представляется наиболее подходящей в условиях недостаточно развитого рынка, поскольку значительно экономит государственные ресурсы. Однако сформировав-шийся в нашей стране стереотип социалистических завоеваний, традиции предшествующе-го более чем полувекового развития сферы социальных услуг с бесплатным обеспечением жильем, образованием, медицинским обслуживанием, услугами культуры, физической куль-туры и спорта основной массы населения, не позволяет рассматривать социальную защиту столь узко. Если мы хотим построить общество, которое обеспечит более высокий уровень жизни каждому на основе эффективной рыночной экономики, недопустимо отказываться от достигнутых социальных гарантий в важнейших сферах социальной политики.
В противном случае получим общество для избранных с более низким уровнем социальных гарантий и социальной защищенности для большинства населения, чем при государствен-ном социализме. А потому принцип перехода к рынку путем шоковой терапии неприемлем в сфере важнейших социальных услуг, когда высокие цены в условиях ничтожной компен-сации делают недоступным для большинства населения важнейшие жизненные блага, такие, например, как жилье.
Поэтому при переходе к качественно иному характеру и содержанию производственных, в том числе и распределительных, отношений нужна соответствующая реорганизация соци-альной политики и ломка сложившихся в прошлом стереотипов деятельности подразделе-ний социальной сферы. Механизм государственного регулирования распределительных от-ношений должен базироваться на возмездном, т. е. осуществляемом на платной основе, по-рядке получения населением социальных благ и услуг.
Сложность дифференцированного подхода в области социальной защиты населения с раз-личным уровнем доходов связана с необходимостью точного учета всей суммы доходов граждан путем заполнения деклараций о доходах и государственного контроля за фактиче-скими доходами на компьютерной основе, что требует значительных расходов 7.
Кроме того, необходимо установление критериев порога бедности, малообеспеченности, средней и высокой обеспеченности населения, что в условиях высоких темпов инфляции требует постоянного мониторинга и корректировки.