Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных экономических условиях необходимо совершенствование управления финансовыми ресурсами, с учетом быстроменяющихся внешних условий (уровня конкуренции, налоговой и лицензионной политики государства, степени активности инвесторов).
В известной степени внимание к совершенствованию управления финансовыми ресурсами на предприятиях было ослаблено из - за подавляющего влияния внешних сил и обстоятельств: высокой инфляции, финансового кризиса, частых изменений и корректировок нормативно - правовой базы организаций, разрыва хозяйственных связей и прочих факторов.
Актуальность выбранной темы, обусловлена тем, что анализ прибыли и рентабельности необходимы для эффективного управления предприятием. С их помощью руководители предприятия могут осуществлять планирование, контроль, улучшать и совершенствовать направления своей деятельности.
Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов прибыли и рентабельности, а также проведение комплексного анализа деятельности коммерческого предприятия.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить экономическую сущность рентабельности и рассмотреть методику анализа основных показателей рентабельности, в том числе при помощи модели DuPont;
- провести анализ рентабельности ПАО «ТрансКонтейнер».
Объектом исследования является ПАО «ТрансКонтейнер».
Предметом исследования выступает система показателей рентабельности, а именно модель DuPont.
В работе применялись следующие методы исследования: анализ научной литературы, методы экономического анализа (балансовый, сравнительный, экономико-математический).
Цели и задачи, поставленные в работе, обусловили ее структуру и логику. Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Во введение рассматривается актуальность выбранной темы, цели, задачи, предмет и объект исследования.
В первой главе приводятся теоретические и методические аспекты анализа рентабельности
Во второй главе проводится комплексный анализ рентабельности ПАО «ТрансКонтейнер»
В заключение формулируется краткое обобщение результатов исследования.
1. Теоретические аспекты анализа рентабельности
1.1 Понятие рентабельности и ее виды
Рентабельность – это относительный показатель прибыли, характеризующий эффективность финансово-хозяйственной деятельности организации в рыночных условиях, являющийся основой организации важных финансово-экономических решений.
Цель предпринимательской деятельности — не только получение прибыли, но и обеспечение высокой рентабельности хозяйственной деятельности. В отличие от абсолютного показателя прибыли, рентабельность — относительный показатель и показывает степень доходности организации.
Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода организаций. По этой причине они являются обязательными элементами анализа финансового состояния организации [5, с. 46].
Условно все показатели рентабельности, рассчитываемые в финансовом анализе, можно подразделить на группы:
– показатели рентабельности хозяйственной деятельности;
– показатели рентабельности затрат и рентабельности продаж;
– показатели финансовой рентабельности.
Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности организации. При его помощи можно оценить эффективность управления организацией, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.
Устанавливая связь между суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений [8, с. 154].
Необходимо отметить значение рентабельности при принятии инвестиционных решений. Для потенциальных инвесторов ключевым показателем является доходность организации и ее финансовый потенциал.
Также прогнозируемые величины рентабельности используются в финансовом планировании и прогнозировании, в том числе при калькулировании себестоимости.
Таким образом, можно сделать вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности организации. [3, с. 197].
Кроме внутренних факторов на рентабельность предприятия оказывают косвенное воздействие и внешние факторы, которые не зависят от деятельности предприятия, но зачастую достаточно сильно влияют на результат его деятельности, например географическое положение, уровень конкуренции, уровень платежеспособного спроса, емкость рынка и пр.
1.2 Показатели рентабельности
Рассмотрим несколько методик расчета рентабельности.
- расчет показателей рентабельности по Ковалеву [9, с. 133].
По мнению Ковалева В.В.) показатели рентабельности продукции включает в себя следующие показатели:
1. Рентабельность всей реализованной продукции, представляющую собой отношение прибыли от реализации продукции на выручку от её реализации (без НДС);
2. Общая рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выруч¬ке от реализации продукции (без НДС);
3. Рентабельность продаж по чистой пробыли, определяемая как отношение чистой прибыли к выручке от реализации (без НДС);
4. Рентабельность оборота отражает зависимость между валовой выручкой (оборотом) предприятия и его издержками и исчисляется по формуле:
Рент. ОБ. = Приб. до нач.% *100 / Валовая Выручка (1)
Чем больше прибыль по сравнению с валовой выручкой предприятия, тем больше рентабельность оборота.
Число оборотов капитала отражает отношение валовой выручки (оборота) предприятия к величине его капитала и исчисляется по формуле:
Число ОБ. Капитала = Валовая Выручка / Активы (2)
Чем выше валовая выручка фирмы, тем больше число оборотов ее капитала.
Рентабельность целесообразно рассчитывать также по отдельным направлениям работы предприятия, в частности:
1.Рентабельность по основной деятельности
Рез. от реал. * 100 / Зат. на произв. продукции (3)
2. Рентабельность основного капитала
Баланс. Пр. или Уб. / Сумма соб. ср. на начало года и на конец года (4)
Методика расчета показателей рентабельности по Гиляровской [7, с. 254-261]
1. Показатели рентабельности, рассчитываемые на основе выручки от продаж ( по форме 2 « Отчет о финансовых результатах»)
1.1. Рентабельность продаж
RN = ( прибыль от продаж\выручка)*100 = (Пп\В)*100 (5)
Показывает, сколько % прибыли предприятие получает с каждого рубля проданной продукции. Характеризует эффективность основной хозяйственной деятельности.
1.2. Чистая рентабельность продаж
RNчист = (чистая прибыль\выручка)*100 (6)
Показывает, сколько % чистой прибыли приходится на каждый рубль выручки.
1.3. Рентабельность продукции (рентабельность продаж)
RN/ = ( прибыль от продаж\себестоимость)*100 (7)
Показывает, сколько % прибыли приходится на каждый рубль затрат. Характеризует эффективность основной хозяйственной деятельности.
1.4. Общая рентабельность отчетного года
Rотч. = (налогооблагаемая прибыль\выручка)*100 (8)
Показывает, сколько % налогооблагаемой прибыли приходится на каждый рубль выручки.
2. Показатели рентабельности, рассчитываемые с привлечением информации из формы 1 « Бухгалтерский баланс»
2.1. Рентабельность капитала (рентабельность активов, рентабельность имущества, экономическая рентабельность)
Rk = (налогооблагаемая или чистая прибыль\ среднегод. стоимость
имущества)*100 (9)
Показывает, сколько % налогооблагаемой прибыли предприятие получает с каждого рубля, вложенного в имущество. Характеризует эффективность использования всего капитала ( активов, имущества) предприятия.
2.2. Рентабельность производственных активов
RПА = (Налогооблагаемая или чистая прибыль\ среднегод. стоимость произв. активов)*100 (10)
Характеризует эффективность использования производственных активов предприятия.
2.3. Рентабельность основного капитала ( внеоборотных активов)
RВА = (Налогооблагаемая или чистая прибыль\ )*100 (11)
Характеризует эффективность использования основного капитала, т.е. внеоборотных активов предприятия.
Аналогично рассчитываются показатели рентабельности нематериальных активов, основных средств, долгосрочных финансовых вложений.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99. Утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 32н (с изм.).
2. Алексеева, А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева, Л.И. Ушвицкий. - М.: КноРус, 2015. - 720 с.
3. Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие / О.В. Ефимова. М.: Омега-Л, 2013.
4. Бариленко В.И. и др. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2017 – ЭБС Юрайт.
5. Войтоловский, Н.В. Экономический анализ: Основы теории. Комплексный анализ: учебник / Н.В. Войтоловский, А.П. Калинина, И.И. Мазурова. – М.: Высшее образование, 2013. – 309 с.
6. Волков, О.И. Экономика предприятия. Курс лекций: учебное пособие / О.И. Волков, В.К. Скляренко. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 280 с.
7. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ: учебник. – М: Юнити –Дана, 2012
8. Калинина А.П., Курносова В.П. Анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций. Часть I: учеб. пособие. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014.
9. Ковалев В.В. Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью: учебник. – М.: Проспект, 2013.
10. Мазурова И.И., Белозерова Н.П., Леонова Т.М., Подшивалова М.М. Анализ эффективности деятельности предприятия: учеб. пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.
11. Мазурова И.И., Белозерова Н.П., Леонова Т.М., Подшивалова М.М. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности коммерческой организации: учеб. пособие, часть I. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012.
12. Мазурова И.И., Белозерова Н.П., Леонова Т.М., Подшивалова М.М. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности коммерческой организации: учеб. пособие, часть II. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012
13. Савицкая Г.В. Экономический анализ: учебник. М.: ИНФРА-М, 2013
14. Шеремет А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности организации: учебник / А.Д. Шеремет. – М.: ИНФРА-М, 2011.
15. Экономический анализ: Учебник / под ред. Н.В. Войтоловского, А.П. Калининой, И.И. Мазуровой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮРАЙТ, 2015