Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современной правовой системе России центральным звеном является нормативный правовой акт. С помощью него государство осуществляет свою деятельность, на основа-нии него реализуют свои функции органы государственной власти, кроме того на осно-вании нормативных правовых актов граждане реализуют свои права и исполняют обя-занности.
Конституция Российской Федерации 1993 года опре¬делила Россию как правовое госу-дарство и признала права и свободы человека и гражданина непосредственно дей-ствую¬щими. Именно они определяют смысл, содержание и приме¬нение законов, дея-тельность законодательной и исполни¬тельной власти, местного самоуправления и обес-печивают правосудие, поскольку в соответствии со ст. 55 Конституции Российской Фе-дерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или ума-ляющие права и свободы человека и гражданина.
Нормы Конституции Российской Федерации также обя¬зывают органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обеспечить каждому человеку возможность ознакомления с документами и мате¬риалами, непосредственно затрагивающими его права и сво¬боды, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24). Та¬ким образом, все субъекты юридических отношений в Рос¬сийской Федерации заин-тересованы в понятном, открытом правовом регулировании, обеспечивающем соблюде-ние прав и свобод этих субъектов.
Увеличение количества принимаемых органами публич¬ной власти нормативных право-вых актов влечёт и содержа¬тельные проблемы в вопросах правового регулирования об¬щественных отношений.
Сегодня среди большого разнообразия нормативных правовых актов нередко встречается проблема противоречи¬вости норм, содержащихся в нормативных актах, принимае¬мых разными органами государственной власти или органа¬ми местного самоуправления, ре-гулирующих схожие обще¬ственные отношения. Стало общим местом указание на то, что отсутствие единых доктринально установленных и нор-мативно выраженных правил к содержанию и формальному выражению норм правового регулирования создают условия по снижению эффективности государственного управления. Неоднократно в научной юридической литературе ставился и вопрос об отсутствии нормативного закрепления по-нятия нормативного правового акта, принимаемого уполномочен¬ным органом власти, а также их системы.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что развитие теории государства и права в нашей стране требует критического переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания.
Закону и нормативно-правовому акту посвящено множество исследований. Существует немало работ, раскрывающих понятие нормативно-правового акта, его отдельные виды (законам, подзаконным актам) и классификации таких актов (С.А. Авакьян, Ю.Г. Арзама-сов, О.В. Богатова, Р.Ф. Васильев, Н.Е. Егорова, Р.Н. Иванов, С.А. Иванов, В.О. Лучин, С.В. Поленина, Ю.А. Тихомиров, Е.А. Юртаева, А.Г. Хабибулин, Н.И. Хабибулина, Г.В. Хныкин и др.).
Несмотря на большой интерес к нормативно-правовым актам и иным источникам права, проблемы, связанные с их пониманием и применением, еще далеки от разрешения.
Цель курсовой работы заключается в изучении особенностей законов и подзаконных нормативно-правовых актов.
В соответствие с целью определены следующие задачи:
- определить понятие и признаки закона:
- раскрыть понятие и признаки нормативного правового акта;
- рассмотреть классификацию нормативно-правовых актов;
- рассмотреть классификацию законов.
Объектом курсовой работы являются: общественные отношения, подпадающие под дей-ствие законов и подзаконных нормативно-правовых актов; деятельность субъектов правотворчества по принятию (изданию) законов и подзаконных нормативных актов.
Предметом курсовой работы выступают: понятие, признаки и классификация законов и подзаконных нормативно-правовых актов.
В процессе выполнения курсовой работы использованы следующие методы: историко-правовой, системный анализ, формально-юридический.
По своей структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части, за-ключения и списка использованных источников.
1. Общая характеристика закона и нормативного правового акта
1.1. Понятие и признаки закона
В числе нормативно-правовых актов важное место принадлежит закону, как наиболее общему правилу поведения людей в обществе в определенное историческое время.
В свое время Ш. Монтескье сказал, что законы должны иметь для всех одинаковый смысл.
Высказанный еще в конце 18 в. постулат Ш. Монтескье о равенстве всех перед законом не утратил своей очевидности и актуальности в наше время. Действительно, в СМИ и в реальной жизни каждый из нас сталкивается со случаями вопиющего нарушения закон-ности определенными лицами с особым правовым статусом (например, чиновниками или депутатами). Нередко имеет место непривлечение виновных лиц к должной ответствен-ности за совершенное ими, что оправдывается статусом, неприкосновенностью, а иногда и страхом судей наказать одинаково. Это свидетельствует о том, что между буквой и ду-хом закона все же существует различие, которого быть не должно. Если государство бу-дет игнорировать случаи нарушения законов и делать недозволенные исключения для уз-кой группы лиц, определяя это особым правовым статусом и не доказывая его важности, в таком государстве принципы правового государства реально не будут работать .
По сути Ш. Монтескье, говоря об одинаковом смысле законов для всех, имел в виду именно равенство всех перед законом, причем равенство не формальное, поскольку по социальному положению все-таки люди не равны, а равенство идеальное. Иными, слова-ми и сам закон имелся не определенный (например, УК РФ или КоАП РФ), а некий аб-страктный, т.е. сам по себе Закон с большой буквы.
Естественно, в любом обществе существует расслоение. Различие между избранным де-путатом и крестьянином в правовом статусе очевидно. Депутату полагается много льгот и привилегий, и государство оправдывает эти льготы и привилегии сложностью труда, от-ветственностью народного избранника, его занятостью и т.д. Простой крестьянин такими привилегиями пользоваться не может, поскольку статус и уровень социальной ответ-ственности у него иной. Тем самым, складывается впечатление, что российские законы писаны для разных людей по-разному, т.е. имеют разный смысл. Так ли это или Мон-тескье все был прав?
Если следовать логике высказывания философа, особенность закона состоит в том, что его смысл, т.е. внутренне содержание, обязателен для всех. Здесь имеется в виду некий вариант общегосударственного закона, например, Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ. Эти законы должны соблюдать все независимо от дифференцированных социальных признаков (пол, возраст, должность, профессия, верования и убеждения и т.д.). Иными словами, за кражу одинаково должны ответить и крестьянин и депутат и президент стра-ны в одинаковом мере и в более мере одинаковом порядке. Только, прежде чем депутат ответит за совершенную им кражу, все же по закону нужно соблюсти определенное число формальностей, которые в случае кражи, совершенную, скажем, рабочим, не будут учи-тываться .
Итак, существуют законы, написанные для определенной группы лиц, например, поли-цейских, депутатов, ветеранов, инвалидов и т.д. Эти законы распространены не на всех, а действие закона дифференцировано. Так, не все граждане в обществе могут входить в чужое помещение при наличии признаков совершения в нем преступления. Это право дано полицейским, следовательно, такие законы имеют узкую ограниченную сферу дей-ствий.
Такие различия в действии законов в отношении разных групп граждан поневоле ставит вопрос, а обязаны ли граждане соблюдать все законы, ведь
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
Нормативные правовые акты
1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2) О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных за-конов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания: Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - №8.
3) Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной ре-гистрации: Приказ Минюста РФ от 04.05.2007 № 88 [Электронный ресурс] – СПС «Кон-сультант Плюс».
Научная литература
4) Алексеев С.С. Общая теория права: в 2 т. – М.: Юрид. лит., 1982. – Т. II. – 521 с.
5) Бережнов А.Г., Воротилин Е.А., Кененов А.А. и др. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: «Зерцало», 2004. – 800 с.
6) Бошно С.В. Нормативный правовой акт: развитие признаков в правоприменитель-ной практике // Арбитражный и гражданский процесс. – 2009. – № 4. – С. 23.
7) Венгеров А.В. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов – М.: Юриспруденция, 2019. – 672 с.
8) Дивин И. М. Оперирование понятием нормативного правового акта в судебной арбитражной практике //Российская юстиция. –2009. – № 9. С.41–43.
9) Ермолаева А. В. Институциональные характеристики нормативного акта как офи-циального документа // Документ. Архив. История. Современность: Материалы VII Все-российской научно-практической конференции с международным участием, посвящен-ной 80-летию Исторического факультета Уральского федерального университета. Екате-ринбург, 16-18 ноября 2018 г. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. — С. 61-66.
10) Иванов С.И. Теория государства и права. Под ред. В.П. Малахова и В.Н. Казакова. - М.: Норма, 2016. – 231 с.
11) Иванюк О.А. Источник права: проблема определения // Журнал российского пра-ва. – 2007. – №9.
12) Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права.: учебно-метод. пособие. – М.: Инфра-М, 2015. – 762 с.
13) Малехин А.В. Теория государства и права: учебник. - М.: Маркет ДС, 2016. – 652 с.
14) Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Проспект, 2015. – 832 с.
15) Марченко М.Н. Источники права: учебное пособие. – М.: Проспект, 2015. – 783 с.
16) Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. - М.: Норма, 2017. – 652 с.
17) Никишин В.В. Доктрина и судебный прецедент как источники зарубежного эко-логического права // Российский судья. - 2011. - № 4.
18) Общая теория государства и права: учебник / под ред. С.Ю. Наумова, А.С.Мордовца, Т.В.Касаевой. – Саратов: Саратовский социально-экономический инсти-тут (филиал) РЭУ им. В.Г.Плеханова, 2018. – 392 с.
19) Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник для вузов / В. Д. Перевалов. - М.: Юрайт, 2014. - 428 с.
20) Поляков А.В., Тимошина Е.В.Общая теория права: учебник. – Спб., 2017. – 562 с.
21) Рубанцова Т. А. Проблемы гуманизации современного образования. - Новоси-бирск.: СГУПС, 2007.- 175 с.
22) Рубанцова Т. А. Теория государства и права. Учебное пособие. - Новосибирск.: СГУПС, 2018. - 115 с.
23) Теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева – М.: Право и Закон, 2016. – 675 с.
24) Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – 3–e изд., перераб. и доп. – М.: Норма: НИЦ Инфра–М, 2012. – 640 с.
25) Тихомиров Ю.А., Бошно С.В. Теоретические основы классификации законов // Право и современные государства. – 2018. –№ 2-3. – С. 9-19.
26) Якушева Н.Г. Закон как источник права современного правового российского гос-ударства // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. – 2019. – Т. 29. – № 6. – С. 911-916.
Научно-справочная литература
26) Коваленко А. И. Теория государства и права: вопросы и ответы. - М.: ТЕИС, 1996. - 247 с.
27) Юридическая энциклопедия «МИП» // URL: http://advokat-malov.ru/grazhdane/emansipaciya.html (дата обращения: 22.04.2020).
Материалы правоприменительной практики
27) Постановление Конституционного Суда РФ от 03.02.2000 № 22-О «По запросу Питкярантского городского суда Республики Карелия о проверке конституционности статьи 2б Федерально¬го закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных учре-ждений» // СЗ РФ. 2000. № 14. Ст. 1532.
27) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 «О практике рас-смотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержа-щих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» // Бюлле-тень Верховного Суда РФ. 2019. – № 2