Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования системы организации власти в государстве определена тем, что необходимо не только сформировать органы власти, но и обеспечить их эффективную работу. Эффективно действующее государство должно заботиться о том, чтобы экономический рост, повышение производительности труда и продуктивности использования ресурсов в стране приводили к реальным улучшениям в сфере демографии, образования, здравоохранения, культуры, окружающей среды, безопасности, а также в сфере государственного управления и участии граждан в принятии решений, влияющих на их благосостояние и общественное положение.
Одним из ведущих факторов, обеспечивающих качество управления, является разделение властей, что закреплено не только в российской, но и в большинстве зарубежных конституций. Но в настоящее время проблемой становится не только разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, но и разграничение ведения между региональными и федеральными органами власти, между региональными и муниципальными структурами.
В современном мире демократию принято считать наивысшей моделью организации справедливого общества. Безусловно, в идеальном варианте так оно и есть, но вот действительность диктует иные реалии. И именно для того, чтобы понять, насколько хорошо работает демократия, были созданы принципы разделения властей.
Принцип разделения властей предполагает независимость друг от друга важнейших ветвей власти, но при этом в полномочия каждой входит ряд четко оговоренных прав, которые могут быть применены в том случае, если какая-либо из ветвей станет посягать на другие две. В общей теории конституционного права эти права получили неофициальное название – «механизм сдержек и противовесов».
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что идея разделения государственной власти выдержала испытание временем и приобрела в науке характер классического, базового государственно-правового принципа. Вместе с тем, разделение государственной власти не есть внутренний дуализм в самой сущности государственной власти. Именно сейчас, когда структурное разделение власти выражено более отчетливо, представляется особенно важным осознание того факта, что при разделении государственной власти мы, прежде всего, преследуем стратегическую цель приумножения силы и мощности государственной власти в целом, и в особенности объективного повышения ее общественной эффективности, для её непрерывной работы на благо того народа, интересы которого она представляет и всемерно защищает.
Провозглашенные Конституцией Российской Федерации 1993 года новые начала организации современного Российского государства, вытекающие из его определения как демократического, правового и социального, требуют новых подходов к анализу механизма осуществления государственной власти Российской Федерации. Основой механизма осуществления государственной власти является принцип ее разделения на три ветви власти.
Объект исследования курсовой работы – система формирования и функционирования власти в государстве.
Предмет исследования – правовое и организационное разделение власти в государстве.
Цель курсовой работы – исследовать принцип разделения властей как базовый подход в достижении эффективности государства.
Задачи курсовой работы:
– исследовать эволюцию взглядов на эффективность государственной власти;
– проанализировать правовые основы разделения власти в государстве;
– выявить проблемы разделения функций и полномочий в системе органов власти.
Теоретико-методологические основы исследования. Теоретическими основами данного исследования послужила совокупность общенаучных подходов в изучении принципов разделения властей, труды российских и зарубежных ученых, занимавшихся данной проблематикой.
Методологической основой настоящего исследования являются общенаучные методы (исторический, проблемно-логический, дескриптивный), теоретические методы (структурный анализ, обобщение), практические методы (анализ нормативно-правовой базы) исследования.
Структура курсовой работы – введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теория разделения властей и ее реализация в России
Институт власти – это совокупность особых социальных институтов, связанных с осуществлением функции власти, созданием структуры общества, норм и права, регулирующих его деятельность, и реализацией этих норм. История развития представлений о необходимости разделения властей Государственная власть представляет собой высший регулятор организующий все аспекты жизни общества – от его политической и экономической структуры, до выбора в предоставлении гражданам их естественных прав и свобод или же ограничении их прав .
Деятельность лиц осуществляющих государственную власть таким образом оказывает огромное влияние на жизнь общества, и это влияние тем больше и сильнее, чем больше власти сосредоточено в руках отдельного лица. Так в авторитарных обществах роль верховного властителя – диктатора, монарха, настолько велика, что его человеческие качества, оказываются критичными для судьбы всего государства. Понимание пагубности такого подхода сформировалось еще в античном периоде. Так, Платон в своем идеальном государстве указывает, что власть должна быть разделена между многими, которые в свою очередь будут отделены от собственнических, корыстных интересов, через лишения частной собственности.
Аристотель пишет, что равенство между гражданами – есть основа благополучия государства, способ его уберечь от чрезмерного богатства одних и нищеты других.
Данная мысль продолжает развиваться в трудах римских философов – Цицерона, Полибия и др. Римские авторы подчеркивают разделенный характер власти в римской республике, через одновременную деятельность консула, трибунов, сената. Однако следует понимать, что разделение властей в Риме, особенно имперского периода, существовало только в идеалах, в то время как по факту, все ветви власти функционировали по схеме аккламации, т.е. торжественного одобрения законов и решений, принимаемых императором. Идея разделения властей сохраняла свое влияние и в средневековье. В действительности в Европе власть была распределена между королем, дворянством и папством, которые взаимно конкурировали и ограничивали друг друга.
В Новое время идея разделения властей отходит на второй план. Сторонники теории общественного договора – Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, в своих трактатах выстраивают сильное и централизованное государство. Так, Гоббс указывает, что разделение власти между многими ведет к борьбе внутри государства и как следствие анархии, неустроенности, слабости, возращения к первобытному, естественному состоянию войны «всех против всех», когда каждый человек обладал абсолютной полнотой своих естественных прав. Сильное и благополучное общество возможно лишь при концентрации власти в одних руках, при создании «государства-Левиафана», которое своей мощью будет уравнивать всех граждан перед законом .
Руссо подходит к проблеме государства с другой стороны, он рассматривает естественное состояние человека как наиболее гармоничное и благожелательное, однако признает, что возвращение к нему невозможно. Руссо идеализирует либеральную демократию, однако в стремлении ограничить власть от влияния частных интересов, он пишет о том, что все граждане должны полностью отказаться от своих политических прав и свобод в пользу государства, которое, как и в теории Гоббса начинает представляться этаким Левиафаном. Отрицание идеи разделения властей в данный период связано с процессами централизации происходящими в Европе, формированием абсолютных монархий, а позже политики просвещения.
Однако идея разделения властей не исчезает полностью. Так, Дж. Локк указывая, что вся власть исходит от народа, пишет о том, что разделение властей на законодательную, исполнительную и федеративную должно препятствовать ее узурпации правителем и сохранить во власти народную волю. Классическая теория разделения властей принадлежит Ш. Монтескье, который выделял три ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную. Монтескье полагал, что между властями должно быть четкое разделение компетенций и обязанностей, каждая ветвь власти должна быть строго отделена от другой и иметь гарантии независимости.
Однако попытка реализации системы Монтескье на практике, в ходе Французской Буржуазной Революции показала, что одного лишь принципа разделения недостаточно для эффективного функционирования власти, взаимные споры и противоречия между ее ветвями могут парализовать власть как таковую.
Проблемы разделения властей, а также необходимости сохранения единства власти без ее консолидации осознавались и американскими философами, и политиками, перед которыми стояла задача организации политической структуры США после обретения независимости. Одним из произведений в котором была подробно раскрыта система разделения властей, а также сдержек и противовесов стал трактат «Федералист», написанный Дж. Мэдисоном, А. Гамильтоном и Дж. Джеем. Предложенная авторами система разделения властей исходила из реалий человеческой природы, и стремления использовать их для обеспечения стабильности властных институтов. Она включала в себя две линии разделения власти: вертикальную, горизонтальную.
Горизонтальное деление соответствовало классическим представлениям о разделении властей на три ветви с различными функциями. Вертикальное деление предполагало, разделение власти на два уровня – федеральный, охватывающей все государство целиком, и субъектный, охватывающий каждый конкретный штат.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. - 2003. - № 202. – 12 октября.
2. Андриченко, Л. В. Институты конституционного права / Л. В. Андриченко, А. Е. Постников. – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2019. – 145 с.
3. Глазунова, Н. И. Система государственного и муниципального управления: учебник для вузов / Н. И. Глазунова. - М.: Проспект, 2018.
4. Дондоков, Ц. С. Понятие принципа разделения властей: историко-правовой аспект / Ц. С. Дондоков, Д. А. Кужиков // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2017. – № 7. – 148-154.
5. Купряшин, Г. Л. Основы государственного и муниципального управления: учебник и практикум / Г. Л. Купряшин. – М.: Юрайт, 2018. – 500 с.
6. Любушкин, В. А. Механизм разделения власти в федеративном государстве / В.А. Любушкин // Социально-политические науки. – 2019. - № 4. – С. 13-16.
7. Мухаев, Р. Т. Система государственного и муниципального управления: учебник / Р. Т. Мухаев. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 684 с.
8. Наумов, С. Ю. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / С. Ю. Наумов. – М.: Дашков и К, 2019. – 556 с.
9. Орешин, В. П. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / В. П. Орешин. – М.: Инфра-М, 2018. – 320 с.
10. Осетров, С. А. Разделение власти: испытание временем / С. А. осетров // Вестник Самарского государственного университета. – 2017. - № 11. – С. 155-162.
11. Рой, О. М. Основы государственного и муниципального управления: учебное пособие / О. М. Рой. – СПБ.: Питер, 2018. – 416 с.
12. Савеникова, И. К. Конституционное разделение власти: сущность, структура, правовое значение / И. К. Савеникова // Вестник науки и образования. – 2018. - № 1. – С. 1-5.
13. Сучилин, В. Н. Теория разделения властей Ш. Л. Монтескье и современные политико-правовые реалии / В. Н. Сучилин // Вестник Тюменского государственного университета. – 2019. - № 10. – С. 190-197.
14. Угурчиев, О. Б. Основы государственного и муниципального управления: учебное пособие / О. Б. Угурчиев, Р. О. Угурчиева. – М.: Инфра-М, 2018. – 378 с.
15. Халиков, М. И. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / М. И. Халиков. – М.: Флинта, 2017. – 480 с.
16. Чиркин, В. Е. Система государственного и муниципального управления: учебник / В. Е. Чиркин. – М.: Норма, 2017. – 432 с.