Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных условиях для обеспечения устойчивого развития региональной и национальной экономики необходимы новые подходы в определении региональной экономической политики, разработке новых форм, методов и инструментов государственного регулирования. Эконометрическое моделирование является одним из инструментов государственного регулирования устойчивого развития промышленного сектора.
Ключевым фактором устойчивого экономического роста является качество и эффективность управленческой деятельности на всех уровнях управления. Так, по оценкам японских специалистов в середине 80-х гг. потери в современном производстве были на 80-85% зависимы от качества системы управления и лишь на 15-20% - от непосредственных исполнителей. В условиях рыночной экономики качество управленческой деятельности обязательно включает в себя предпринимательские способности собственников или менеджеров в качестве основного элемента.
Постоянно возрастающая сложность экономических процессов потребовала широкого применения методов моделирования и количественного анализа эмпирических данных. Возникло и сформировалось одно из направлений экономических исследований – эконометрика. Она объединяет и использует достижения ряда наук для выявления количественных взаимосвязей в экономической жизни общества. Эта наука помогает прояснить наши представления об окружающей действительности и разработать теоретические модели, то есть она используется для процесса познания окружающего мира. Эконометрика способствует обоснованному выбору оптимальных инструментов экологического менеджмента, достижению экономических и политических целей.Тема моей курсовой работы - «Анализ рынка образовательных услуг и эконометрическое моделирование расходов государств на образование»
Объектом курсовой работы является система образования.
Предмет курсовой работы - эконометрическое моделирование расходов государств на образование.
Цель работы – проанализировать основные показатели, характеризующие систему образования государства с целью создания модели по оптимизации расходов.
Для достижения поставленной цели в ходе выполнения курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть теоретические основы функционирования рынка образовательных услуг;
• провести статистический анализ рынка образовательных услуг в Республике Беларусь;
• рассмотреть основные принципы эконометрического моделирования расходов государств на образование.
Глава 1. Теоретические основы функционирования рынка образовательных услуг
Рынок образовательных услуг - это форма движения образовательных ресурсов, при которой образовательная услуга используется как товар, то есть продается и покупается субъектами рынка в соответствии с законами рыночной экономики.
Существуют национальные (внутренние) и международные (внешние) рынки образовательных услуг. Производители и потребители одной и той же страны участвуют на внутреннем рынке, а представители разных стран-на внешнем. Международный рынок образовательных услуг - это сфера формирования спроса и предложения на образовательные услуги между производителями и потребителями различных стран.
Международная торговля образовательными услугами может осуществляться несколькими способами:
1. Потребление услуг за рубежом при посещении страны-поставщика (студенты, обучающиеся за рубежом).
2. Доставка услуги через границу без участия потребителя (студентов, обучающихся в рамках открытых и дистанционных образовательных программ).
3. коммерческое присутствие поставщика в стране-потребителе (филиалы, представительства иностранного вуза).
4. Присутствие физических лиц из страны-поставщика в стране-потребителе (профессоров и исследователей, работающих за рубежом).
Успех в экспорте образовательных услуг во многом определяется уровнем развития национального рынка образовательных услуг.
Многообразие образовательного рынка в полной мере отражается в трех основных современных секторах: «белом», «сером» и «черном».
«Белый» сектор представлен платными кафедрами государственных вузов, негосударственными платными школами и вузами, различными платными курсами (вождение, Бухгалтерский учет, Программирование, иностранные языки, повышение квалификации и др.).
«Серый» сектор представлен услугами государственных и негосударственных образовательных учреждений, а также физическими лицами, которые не оформляют документы должным образом. Это может быть искажение статистических данных и налоговой отчетности, либо введение дополнительных сборов в денежной или натуральной форме («добровольные пожертвования»), без надлежащего оформления.
«Черный» сектор представлен учебными заведениями, которые действуют без получения необходимых лицензий или расширяют свою деятельность далеко за пределы, предусмотренные лицензией, а также системой взяток и вымогательств при поступлении в вузы, при сдаче сессионных экзаменов и т.д.
Рынок образовательных услуг существенно отличается от других рынков по двум основным причинам. Во - первых, созданная услуга сразу же потребляется, что делает невозможным сравнение предложений от двух разных продавцов. Единственное, что вы можете сделать на рынке услуг - это сравнить ожидаемые и полученные выгоды. Во-вторых, предоставление услуг зачастую требует специальных знаний и навыков, которые покупателю сложно оценить, а зачастую и понять. Поэтому лицензирование и выдача сертификатов помогут повысить осязаемость услуг, снизить потребительский риск и неопределенность.
Существуют различные подходы к определению образовательных услуг. Наиболее распространенное из них относится к образовательным услугам как системе знаний, информации, умений и навыков, используемых для удовлетворения различных образовательных потребностей личности, общества и государства.
Как и любая другая услуга, образовательная услуга обладает особыми свойствами:
• неосязаемость услуги (ее невозможно увидеть, убедиться в качестве и целесообразности ее приобретения перед потреблением);
• не сохраняемость во времени (процесс производства и потребления услуг происходит одновременно, они не могут храниться для последующей продажи);
• вариативность качества (качество образовательных услуг может существенно отличаться в зависимости от того, какое учебное заведение и как оно их предоставляет);
• целостность (для потребителя образовательная услуга будет иметь потребительную стоимость только тогда, когда он получит ее в полном объеме);
• взаимосвязанность с потребителем (потребителю требуется личное участие и определенный набор навыков, умений и усилий для потребления данной услуги).
Помимо перечисленных свойств, присущих образовательным услугам, они характеризуются их длительностью и трудоемкостью (5-6 лет), сложностью (60-80 учебных дисциплин), сложностью (использование высококвалифицированных специалистов), определенной самостоятельностью и обособленностью профессорско-преподавательского состава образовательного учреждения, длительностью использования полученных результатов (как правило, в течение многих лет), свободой профессорско-преподавательского состава в выборе методов преподавания и др..
Таким образом, основным продуктом в системе образования является услуга в виде программы или курса, предлагаемых потребителям для удовлетворения их образовательных потребностей.
Образовательные учреждения, как субъекты, формирующие и реализующие предложение образовательных услуг на рынке, выполняют следующие функции:
• оказание образовательных услуг обучающимся, передача им желаемых и необходимых знаний, умений и навыков (как по содержанию и объему, так и по ассортименту и качеству);
• производство и предоставление сопутствующих образовательных услуг, а также оказание воздействий, формирующих личность будущего специалиста;
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аистов А. В. Эконометрика шаг за шагом: учеб. пособие для вузов / А. В. Аистов А. Г. Максимов. – М.: Изд. дом ГУВШЭ, 2006.
2. Арженовский С. В. Статистические методы прогнозирования. учеб. пособие / С. В. Арженовский, И. Н. Молчанов; Рост. гос. экон. ун-т. – Ростов-н/Д., – 2001.
3. Асатуров А.К. Экономическая природа образовательной услуги и формы её реализации в рыночных отношениях: Препринт. - СПб: СПбУЭФ, 2006. - с.11.
4. Баталова О.С. Субъекты рынка образовательных услуг и их специфика // Молодой ученый, №7. - 2010. - с.83-85.
5. Вентцель Е. С. Теория вероятностей: учебник для вузов / Е. С. Вентцель. – 9-е изд. – М.: Академия, 2003. – 576 с.
6. Гмурман В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика / В. Е. Гмурман. – М.: Высшая школа, 1977.
7. Доугерти К. Введение в эконометрику / К. Доугерти; пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1999.
8. Жильцов Е.Н., Егоров Е.В. Экономика и управление социальной сферой: учебник для бакалавров / Под ред. д.э.н., проф. Е.Н. Жильцова, д.э.н., проф. Е.В. Егорова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 496с.
9. Зеткина О. В. Совершенствование управления экономической устойчивостью промышленного предприятия на основе интегрального показателя: дис. ... канд. экон. наук / О. В. Зеткина. – Ярославль, 2004.
10. Леоненков, А. В. Решение задач оптимизации в среде MS Excel / А. В. Леоненков. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005.
11. Любецкий В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / В.В. Любецкий. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 350 с.
12. Маленво Э. Статистические методы эконометрии / Э. Маленво; пер. с фр. – 1976. – Вып. 2.
13. Михалкин В.А. Организация и формы международного бизнеса: учебное пособие / В.А. Михалкин. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 448 с.
14. Могзоев А.М. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / А.М. Могзоев. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 228 с.
15. Пищулов В.М. Институциональная экономика: учебное пособие / В.М. Пищулов - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 160с.
16. Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Г. История экономических учений: учебное пособие / М.Г. Покидченко, И.Г. Чаплыгина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 271с.
17. Сагинова О. Природа и характеристики образовательных услуг / О. Сагинова // Маркетинг. – 2005. – № 3. – С. 53–64.
18. Смитиенко Б.М. Международные экономические отношения: учебник / Б.М. Смитиенко; под ред. Б.М. Смитиенко. 120 - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 528с.
19. Степанова Т.Е., Рыбалкина О.А. Потребительский спрос в постиндустриальной экономике (теория и практика): учебное пособие / Т.Е. Степанова, О.А. Рыбалкина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 160с.