Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена дискуссионностью понимания функций государства в теории государства и права. Проблемы, связанные с функционированием государства в условиях процессов глобализации, информатизации, кризисных явлений в обществе, исследованы недостаточно и нуждаются в дальнейшем осмыслении.
Исследование развития государства как единого института со всей очевидностью свидетельствует о том, что деятельность государства фокусируется в определенных направлениях. Эти направления называются функциями государства. Широкое распространение категория «функции государства» получила лишь в советский период истории отечественной юриспруденции. Однако основы теоретического знания о функциях государства были заложены гораздо ранее. Понятие «функция государственной власти» появилось в литературе в ХIХ столетии. Отчасти данное обстоятельство
2
было вызвано становлением теории государства и права, а также расцветом науки международного права.
Исследование сущности и социального назначения государства не представляется возможным без уяснения вопроса о его функциях. В целях описания динамических свойств государства юридическая наука использует в первую очередь категорию «функция государства».
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И РЕАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
§ 1. Понятие функций государства
Осмыслению понятия и содержания социальной функции государства посвятили свои труды С.Ю. Анохина, С.В. Бабаев, М.И. Байтин, А.И. Гнатенко, Е.Ю. Добрынин, А.В. Курагин, Л.А. Морозова, Н.Б. Пахоленко, О.В. Родионова, Т.Н. Радько, Ю.А. Тихомиров, Н.В. Черноголовкин и др. Однако до настоящего времени единого подхода к пониманию категорий «функции государства» и «социальная функция государства» не выработано. Это связано, во-первых, с отсутствием легального определения данных дефиниций, во-вторых, с многогранностью и сложностью самого феномена государства и, втретьих, с неясностью содержания понятия «социальность». Так, например, в философии социальность представляется как одно из самых сложных и мистифицированных понятий, четкое определение которого отсутствует, в юриспруденции - как явление многомерное и т.д.
Функции государства были исследованы А.Г. Еллинеком в работе 1990 г. «Общее учение о государстве». Государственную функцию он относит к разряду массово-психических явлений, которые порождаются социальными отношениями между людьми, их взаимными действиями друг с другом.
В советской науке, в период абсолютного примата материалистического подхода к государству и праву, содержание функций сводилось к деятельности государства и его органов. Такая позиция вытекала из классовых характеристик государственно-правовых институтов и отвечала ленинскому тезису о государстве как машине для поддержания господства одного класса над другим. Несмотря на признанные сегодня достоинства материалистического мировоззрения, отождествление понятий «содержание государства» и «функции государства» вряд ли справедливо. Такой подход обедняет смысл феномена государства, упрощает, «механизирует» содержание его деятельности. В то же время следует признать, что в каждый исторический период складываются особые общественные отношения, проблемные аспекты которых государство должно решать посредством поставленных перед ним задач.
Вполне справедливо суждение М.М. Рассолова о том, что российские теоретики государства и права пытаются раскрыть проблемные аспекты функций государства научными разработками и исследованиями советского периода. По его мнению, такой подход уязвим и не бесспорен, так как Советское государство жило и осуществляло свои функции в совершенно иных политических условиях и на своей экономической основе, нежели сегодняшнее Российское государство. Именно
3
поэтому осмысление социальной функции государства необходимо через призму ныне сложившихся общественных отношений и происходящих событий.
§ 2. Виды и признаки функций государства
В зависимости от основания различения выделяют следующие виды функций государства:
1. По продолжительности действия:
- постоянные;
- временные.
Постоянные функции осуществляются на всех этапах развития государства. Временные же функции прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило имеющей чрезвычайный характер (к ним относятся, например, ликвидация стихийных бедствий, масштабных катастроф, антиконституционных выступлений).
2. По значимости:
- основные;
- неосновные.
3. В зависимости от сферы осуществления:
- внутренние;
- внешние.
Жизнь любого современного общества осуществляется в двух основных сферах: внутри страны и на международной арене. По этому в общем плане внутренние и внешние функции государства можно представить в виде следующей системы.
I. Функции осуществления суверенитета.
1. Функции внешнего суверенитета:
- национальная оборона (или безопасность);
- осуществление внешних сношений.
2. Функции внутреннего суверенитета:
- внутренняя безопасность;
- правосудие и регистрация актов гражданского состояния.
4
3. Собственно политические функции:
- обеспечение функционирования политических институтов;
- взаимоотношения с общественными организациями и институтами;
- информирование общественности о политических целях.
II. Экономические функции.
1. Эмиссия денежных знаков.
2. Особые действия:
1) в различных областях экономической жизни (например, создание государственного сектора в одной из отраслей экономики);
2) для осуществления различных функций и решения проблем, которые имеют значение для всех или нескольких отраслей экономики (проведение исследований, имеющих экономическое значение; выработка на их основе прогнозов экономического развития и рекомендаций для бизнеса; профессиональное обучение, капиталовложения).
3. Общая координация экономической и финансовой политики, включая экономическое планирование. (Координация может осуществляться с помощью государственного заказа, государственного кредитования, налогообложения.)
§ 3. Осуществление функций государства
Проблемы, связанные с функционированием государственно-общественной власти и ее институтов, в современных условиях по праву претендуют на статус актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношении. Многие социально-экономические и культурно-духовные вопросы обусловлены историческими, культурными и иными местными традициями, зависят от локальных сообществ, в связи с чем их решение существенно зависит от эффективности функционирования институтов государственно-общественной власти.
Под государственно-общественной властью понимают систему специфических общественных отношений господства и подчинения локального характера, реализуемую в рамках местных сообществ, обеспечивающую поддержание жизнедеятельности таких сообществ.
Государственно-общественная власть реализуется не только органами местного самоуправления, но и иными локальными властными органами: территориальными избирательными комиссиями, местными общественными объединениями, политическими партиями и другими локальными общественными образованиями.
Функции государственно-общественной власти характеризуются следующими признаками:
а) обусловлены нормативно закрепленными целями;
б) окончательно выражены в деятельности органов местного самоуправления:
5
- по управлению местным сообществом;
- по решению вопросов местного значения;
- по удовлетворению интересов местного сообщества;
в) нормативно регламентированы и организационно обеспечены.
Учитывая изложенное, функции государственно-общественной власти следует понимать как нормативно регламентированные и организационно обеспеченные основные виды и направления деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления и иных местных общественных образований, обусловленные целями и интересами местного сообщества.
В деятельности государственно-общественной власти, как в капле воды, отражается отношение, сознание населения относительно власти вообще и ее институтов. Это объясняется, прежде всего, тем, что практически каждое государственно значимое решение (особенно реформы социальноэкономических институтов) приобретает социально осязаемые формы в первую очередь на местном уровне. В этой связи теоретическая разработка проблематики функций государственнообщественной власти представляется назревшей проблемой.
ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
§ 1. Проблемные вопросы осуществления социальных функций государства
Итак, к внутренним функциям государства относятся:
• Функция охраны прав и свобод человека и гражданина
• Экономическая функция государства
• Функция налогообложения
• Функция социальной защиты
• Экологическая функция
• Культурная функция
Рассмотрим более подробно такую актуальную функцию как социальную. Для характеристики социальной активности государства юридическая наука использует категории «функция государства» и «социальная функция государства». Практическую значимость данных категорий переоценить сложно, так как их исследование дает возможность определить характер деятельности государства, выбрать приоритеты его развития. Именно в содержании социальной функции государства кроется смысл социальной сущности современного российского общества.
Характеризуя социальную функцию государства, отметим, что наиболее часто она трактуется как его внутренняя деятельность, охватывающая основные направления социальной политики: охрану труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и
6
пожилых граждан; развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
Аналогичной позиции придерживается А.Н. Чашин, который, кроме вышеперечисленного, включает в ее содержание содействие развитию культуры, науки и образования и др.
Актуализируя содержание социальной функции государства применительно к современным условиям, О.В. Родионова определяет ее как деятельность, направленную на минимизацию различий в доступе к общественным благам с целью обеспечения самосохранения социума. Данная функция государства выражается через средства и способы реализации внедрения социальных групп в единое государственно-организованное общество. С данной трактовкой можно согласиться, поскольку именно через устранение (сглаживание) социальных различий создается основа общественной солидарности.
§ 2. Актуальные аспекты осуществлениявнешних функций государства
Как было рассмотрено, к внешним функциям государства относятся:
• Функция обороны страны
• Функция содействия по обеспечению международного мира
• Функция сотрудничества
В настоящее время действует Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», которая является официально признанной системой стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу. Учитывая, что реализация всех задач и функций, в том числе заложенных в данной Стратегии, требует финансового наполнения, создание надежного и качественного механизма обеспечения финансовой устойчивости является необходимым условием и национальной безопасности государства в целом.
Например, вопросы обеспечения экологической безопасности неотделимы от проблем обеспечения национальной безопасности. Это связано с тем, что в настоящее время в условиях глобализации на первый план выходят вопросы обеспечения национальной безопасности отдельных государств и необходимость поддержания конкурентных позиций на мировом рынке. Обеспечение национальной безопасности является одной из важнейших функций любого государства. В связи с этим государственная политика в области национальной обороны, государственной и общественной безопасности, а также устойчивого развития должна быть адекватна внешним и внутренним угрозам.
Присоединение России к Всемирной торговой организации объективно повлекло за собой формирование относительно новых угроз и рисков, требующих предотвращения для обеспечения благополучного национального развития. В дополнение, укрепление России происходит на фоне новых угроз национальной безопасности, имеющих комплексный взаимосвязанный характер. Проведение Российской Федерацией самостоятельной внешней и внутренней политики вызывает противодействие со стороны США и их союзников, стремящихся сохранить свое доминирование в
7
мировых делах. Реализуемая ими политика сдерживания России предусматривает оказание на нее политического, экономического, военного и информационного давления.
Рассмотрим далее влияние глобализации на внешние функции государства более подробно. Современное государство характеризуется многообразием различных направлений его деятельности, которые в юридической литературе принято обозначать как функции государства. Наиболее распространенное понятие функций государства предлагает понимать под ними «основные направления деятельности государства, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами».
Учитывая, что формирование функций государства происходит в процессе развития и укрепления государства, определенная последовательность их возникновения обусловливается очередностью задач, подлежащих решению государством на определенном этапе его исторического развития, а также поставленными целями. Данные цели и задачи зависят от многих условий, например от уровня нравственного и культурного развития общества, интересов и потребностей граждан, экономических возможностей государства и общества, развитости и профессионализма государственного аппарата и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, функции государства реализовываются посредством их исполнения уполномоченными на то государственными органами. Все действия государства обычно определяются с помощью категории «функция». Сами же действия государства непосредственно объективированы в деятельности его государственного аппарата.
Функции государства имеют властный характер, носят публичный и территориально определенный характер.
По объему и масштабу целей государственной деятельности следует различать: а) политическую руководящую деятельность (Президент, Федеральное Собрание и др.); б) деятельность функционально-отраслевых органов государственной власти, обеспечивающих решение задач в отдельных сферах государственного управления; в) служебную профессиональную деятельность, обеспечивающую реализацию компетенции органов государственной власти; г) вспомогательноорганизационную деятельность служб и государственных учреждений, обеспечивающих хозяйственные, информационные, санитарно-экологические и иные условия нормальной эффективной и компетентной деятельности органов государственной власти и государственных служащих.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Раздел I. Нормативные правовые акты
8
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
4. Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 27.10.1997, N 43, ст. 4904.
5. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, N 48, ст. 4563.
6. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 7007.
Раздел II. Литература
7. Бондарева Е.А. Влияние глобализационных процессов на содержание экономической функции Российского государства // Общество и право. 2013. N 1. С. 26.
8. Власова Т.В., Дуэль В.М., Занина М.А. Теория государства и права: Учебное пособие. М.: Российская академия правосудия, 2011. С. 226.
9. Гнатенко А.И. Функции государства и роль органов внутренних дел в их реализации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 2.
10. Захаров А.В. Влияние глобализации на функции современного государства // Юридический мир. 2016. N 11. С. 46.
11. Захарова Ю.Б. Теория государства и права: Учебное пособие. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015. С. 31.
12. Казаков В.Н. Теория государства и права: Учебник. М.: Российская академия адвокатуры и нотариата, 2015. С. 75.
13. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. 4-е изд. М.: КНОРУС, 2014. С. 48.
14. Марченко М.Н. Государство и право в условиях глобализации. М.: Проспект, 2015. С. 37-38.
15. Рассолов М.М., Бастрыкин А.И., Иванов А.А. Актуальные проблемы теории государства и права: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. С. 103.
16. Рахманова Е.Н. Государство и право в условиях глобализации // Современное государство: Политико-правовые и экономические исследования. М., 2010. С 22.
9
17. Родионова О.В. Характерные черты социальной функции современного государства // История государства и права. 2007. N 3. С. 3 - 9.
18. Степаненко Д.М. Инновационная функция государства и ее содержательные характеристики // Российская юстиция. 2017. N 12. С. 44.
19. Сунцова Е.А. Теория государства и права: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 59.
20. Терещенко Н.А. Конец социальности: мифы и реальность // Ученые записки Казанского государственного университета. 2008. Т. 150. Кн. 4. С. 105.
21. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2014. С. 730.
22. Целищев Н.Н. Экология в условиях глобализации // Аграрный вестник Урала. 2012. N 11-2. С. 40 - 42.
23. Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017. С. 78.
Раздел III. Судебная практика
24. Определение Конституционного Суда РФ от 1 июля 1999 г. N 98-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Государственной Думы о толковании статьи 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
25. Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 3, март, 2014.
26. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 2, февраль, 2019.