Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Общество в своем развитии проходит несколько этапов. На одном из этапов возникает необходимость в его определенной организации. Общество начинает разделяться на определенные группы, связанные с местом и ролью в системе общественного производства, способом жизни, культурой и пр.
Каждая такая группа отличается определенными интересами, которые нужно согласовывать и регулировать отношения между составляющими общества. Возникает на этом этапе государство, которое организует политическую власть приоритетной части населения, обеспечивает единство и целостность общества. Государство, по сути, управляет обществом.
Как институт организации государство появляется, как мы уже сказали, на определенном этапе развития человеческого развития и с тех пор государство постоянно развивается. Появляется государство около 5 тыс лет назад. Существует множество определений государства, но главное, что оно представляет собой объединение людей, которые добровольно ограничивают свободу своего поведения для приобретения других благ.
Если рассматривать государство сегодня, то оно представляет собой прежде всего социальное государство, которое защищает интересе всех групп населения, наций и народностей, которые проживают на его территории. Современное государство пересекается с понятием «гражданское общество».
Развивается человечество – развивается и государство, его механизм осуществления власти.
Актуальность рассматриваемой темы подчеркивается тем, что устройство управления современных государств усложнило отношения и смешало привычно раздельные сферы правительства и гражданского общества, общественного и частного. Вопросы о роли государства и новых методах государственного управления стали главным объектом внимания ученых-теоретиков и профессиональных управленцев. Слова об эпохе «gouvernementalité» (управленчества), способа мышления, имеющего целью управление, столь же относятся к современной России, сколько и к другим государствам: «как раз тактики управления и позволяют в каждом конкретном случае определять, что должно зависеть от государства, а что от него зависеть не должно, что является публичным, а что им не является, что может быть государственным, а что государственным быть не может» . Перед нами мир с гибкими правилами, которые переписываются во время реализации новых тактик и методов управления. В связи с этим, необходимо концептуальное понимание модернизации государственного управления в Российской Федерации, а оно требует проведения анализа административной реформы, электронного правительства, государственных услуг и иных преобразований последних десятилетий.
Целью данной работы является рассмотрение понятия и сущности государственного управления.
Задачи:
1) Характеристика сущности государства;
2) Описание основных задач государственного управления,
3) Изучение механизмов повышения эффективности государственного управления.
4) Изучение современных подходов к государственному управлению.
5) Анализ применения новых методов государственного управления в России.
Объектом исследования является государственное управление как процесс. Предмет исследования – особенности государственного управления в России.
При написании курсовой мы опирались на работы Ю. В. Гимазовой, В. Нисканена, Д. А. Федорова, А. Г. Барабашева.
Работа включает в себя введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
Глава 1 Признаки, задачи государства и государственного управления
1 Сущность государства
Государство – это совокупность (общность) людей, которые объединены по определенным признакам (территория, народ и власть).
Государство – это результат долгого исторического развития; одна из форм человеческого общения.
Были времена, когда человечество существовало без государства. В настоящее время условия сложились так, что государство является формой, при которой могут существовать разные нации и народы вместе.
Если рассматривать это понятие в достаточно узком смысле, то здесь мы будем иметь в виду стоящий над обществом аппарат управления обществом. Государство имеет структурный характер и состоит из государственных органов, уполномоченных управлять обществом.
Государство в другом – широком – смысле представляет собой, прежде всего, уже не механизм, аппарат чиновников, а общество, сложную систему, составляющие которой связаны отношениями властного характера. Здесь мы уже говорим о наличии государственно-правовых институтов, законов, армии, правоохранительных органов. Теперь перечислим признаки государство (рисунок 1).
Рисунок 1 – Признаки государства
Публичная власть. Это признак предполагает разделение общества на тех, кто управляет и на тех, кто управляется. На рисунке 2 показаны виды государственной власти.
Рисунок 2 – Виды государственной власти
Разделение населения по территориальному принципу
В государстве живет население на определенной территории, которая может делиться по административно-территориальному признаку на регионы, области, районы, города.
Налогами называются «учрежденные государством обязательные платежи, взыскиваемые с граждан и юридических лиц для содержания публичной власти и осуществления социальных программ» .
Государственные суверенитет, или верховенство государства внутри страны и независимость внешнеполитической сферы, также выделяется часто как один из признаков государства. Это признак не государства, а именно государственной власти.
Верховенство государственной власти предполагает:
1) Право государства представлять все общество в целом;
2) Распространять свою власть на все население;
3) Право издания законов.
Независимость государства предполагает:
1) Государство признается международным сообществом членом межгосударственных отношений;
2) Функционирование в рамках самостоятельной внешней политики;
3) Другие государства не вправе вмешиваться во внешние дела суверенного государства.
1.2 Основные задачи государственного управления: краткая характеристика
Задачи государственного управления зависят от целей, которые стоят перед государством. На рисунке 3 мы показали основные из них.
Рисунок 3 – Основные задачи государственного управления
Обеспечение благосостояния граждан.
Такая задача – приоритетная для управления в государстве, поскольку она закреплена в Конституции нашей страны. Речь здесь идет не только об обеспечении, но и непосредственно поддержании благосостояния, гарантировании прав и свобод, об удовлетворении интересов и потребностей общества. Данная задача описывает управление в качестве «обеспечительного», «положительного», «созидающего» органа. Государство осуществляет управление разными организациями публичного характера, которые играют в жизни общества важную социальную и культурную роль, выполняют полезные для социума функции. Например, осуществление социальной помощи, здравоохранения и пр. Компании, которыми управляет государство, осуществляют воспитание и обучение людей, удовлетворение их интересов, повышения благосостояния. Это говорит о приоритетности этой задачи.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты
1) Паспорт федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Приложение № 6 к протоколу заседания Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 27 декабря 2018 г. URL: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2019/02/gosupravlenie.pdf (дата обращения: 30.04.2020).
2) Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25.04.2005 "Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ"// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_53088/
3) Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы "Информационное общество (2011-2020 годы)"»// https://digital.gov.ru/ru/documents/4137/
4) Распоряжение Правительства РФ от 10.06.2011 N 1021-р (ред. от 28.08.2012) <Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы и Плана мероприятий по реализации указанной Концепции>// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115467/
5) Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах». Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс»
6) Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления"// https://base.garant.ru/70170942/
7) Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 N 210-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/
8) Федеральный закон № 35 от 06.03.2006 г. «О противодействии терроризму» // СПС «Консультант-Плюс».// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/
9) ФЦП «Электронная Россия (2002–2010 годы)»// https://digital.gov.ru/ru/activity/programs/6/
10) «Цифровое государственное управление»// https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/882/
Источники и статьи
11) Барабашев А. Г. Кризис государственного управления и его влияние на основные административные парадигмы государства и бюрократии // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2016. – № 3. – С. 163-194.
12) Богатырева Т.Г. Глобализация и императивы культурной политики современной России. - М.: ТЕИН, 2016.
13) Гимазова Ю. В. Государственное и муниципальное управление/ Ю. В. Гимазова, Н. А. Омельченко. — Москва: Издательство Юрайт, 2019.
14) Журавлева Г. П. Экономическая теория. микроэкономика - 1,2. мезоэкономика – М.: Дашков и Кш , 2017.
15) Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века)»: Искусство – СПБ; СПб, 1994. – 558 с.
16) Нисканен В. Особая экономика бюрократии // Вехи экономической мысли. Экономика благосостояния и общественный выбор. – СПб: Экономическая школа. – 2004. – Т. 4. – С. 476-492.
17) Фуко М. Безопасность, территория, население. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1977-1978 учебном году / М. Фуко; Пер. с фр. В.Ю. Быстрова, Н.В. Суслова, А.В. Шестакова. – СПб: Наука, 2011. – 544 с.
18) Фукуяма Ф. Сильное государство: Управление и мировой порядок в XXI веке. – М: ACT Москва: Хранитель, 2006.
Интернет-источники
19) Замминистра связи Алексей Козырев – о кажущемся невероятным крипто-анархичном сценарии будущего/ Интервью TAdviser. URL: http://www.tadviser.ru/a/400469 (дата обращения: 30.04.2020).
20) Исследование McKinsey. Цифровая Россия: новая реальность / McKinsey. – Москва. – 2017, июль. URL: http://www.tadviser.ru/images/c/c2/Digital-Russia-report.pdf (дата об-ращения: 30.04.2020).
21) Минкомсвязь России. Подведены итоги работы Единого портала госуслуг в 2017. Официальное заявление, 8 февраля 2018 года. Москва. URL: http://minsvyaz.ru/ru/events/37879 (дата обращения: 30.04.2020).
22) Опубликован паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»// http://government.ru/info/35568/ (дата обращения 30.04.2020)
23) Федоров Д.А. К вопросу об экономических целях общества /Д.А.Федоров //Экономика и социум. - 2016, № 3-3(12). - С. 492-495. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=22970558
Иностранная литература
24) Dunleavy P., Margetts H., Bastow S. & Tinkler J. New Public Management Is Dead: Long Live Digital-Era Governance // Journal of Public Administration Research and Theory: J-PART. 2006. Vol. 16. No. 3. P. 467-494.
25) National Cyber Strategy of the United States of Ameri-ca.URL:https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2018/09/National-Cyber-Strategy.pdf (дата обращения: 30.04.2020).