Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное Российское государство в данный момент находится на новом витке развития. Происходят демократические преобразования, устанавливаются рыночные отношения, расширяются гарантии прав и свобод человека. Однако, наряду с этим, вырабатываются новые нравственные идеалы, которые будут соответствовать требованиям современного общества. Морально-этический облик государственной гражданской службы является важной составляющей любого демократического государства. Институт государственной службы играет одну из самых заметных ролей в жизни общества и от корректной организации его работы напрямую эффективность государственного управления.
Преобразование сложившихся отношений в обществе повлекли за собой пересмотр правовых и морально-этических норм, которые регулируют отношения на государственной службе. От того, насколько эффективно будет организована регуляция этих норм, будет зависеть дальнейшее сохранение законности, правопорядка и уровня юридической культуры современного общества. Основным регулятором общественного сознания на государственной гражданской службе являются право и мораль, однако свое основное влияние они оказывают в прочной взаимосвязи. Из этого становится понятно, что сложившиеся в обществе нравственные критерии оценки поведения государственных служащих, определяют содержание правовых норм. На законотворческую деятельность в данной области влияет специфика государственной службы. С одной стороны, государственная гражданская служба представляет собой социально-политический институт. С другой стороны, это профессиональная сфера работы управленцев. А также властная структура общества. Именно поэтому ослабление моральных устоев общества ведет к срочной необходимости принятия актов, которые затрагивают нравственность государственных служащих.
Для того чтобы эффективно и качественно выполнять возложенные обязанности, государственные служащие должны основывать свою деятельность на духовно-нравственной составляющей. Это обуславливается тем, что воплощать в жизнь волю народа можно, только если учитывать моральные аспекты этой воли. Конфликту интересов и профессиональной этике на государственной гражданской службе, их истории и разработке научных, методических основ в разное время посвятили свои исследования: Е.А. Ануфриев, В.И. Бакштановский, В.Э. Бойков, А.И. Ионова, А.В. Оболонский, А.И. Ореховскоий и многие другие. Данная работа актуальна в наши дни, потому что становится понятно, что цели и принципы государственной гражданской службы, а также профессиональные требования к ее служащим – все это включает в себя нравственный аспект. Аморальная атмосфера в органах власти и недобросовестное выполнение своих обязанностей чиновником могут подорвать доверие всего общества. Поэтому целью данной работы является анализ профессиональной этики, нравственных и моральных норм, регулирующих отношения в сфере государственной службы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: узнать о теоретической основе конфликта интересов и профессиональной этики на государственной гражданской службе; определить особенности конфликта интересов и профессиональной этики; выявить способы предупреждения конфликта интересов на государственной гражданской службе.
Объектом исследования данной работы являются государственные служащие как носители морально-нравственных качеств, а предметом – предупреждение конфликта интересов, профессиональная этика, нравственные и моральные нормы, регулирующие отношения в сфере государственной службы и влияющие на эффективность управления на современном этапе.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
I. Теоретические основы конфликта интересов и профессиональной этики на государственной гражданской службе
1.1. Сущность конфликта интересов
К изменениям, которые связаны с оценкой этического поведения государственных служащих, можно отнести появление комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. Исследователи обращают внимание на специфику их правового положения, проблемы и недостатки функционирования .
В статье 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» закреплено определение конфликта интересов, под которым понимается «ситуация, при которой личная заинтересованность лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей» .
Личная заинтересованность заключается в получении каких-либо выгод лицом, занимающим должность на государственной службе, а также лицами, которые состоят с ним в близком родстве или свойстве .
Исходя из определений, о наличии конфликта интересов на государственной службе можно утверждать в следующих случаях:
1) в случае личной заинтересованности государственного служащего в осуществлении действий, на основе которых может образоваться конфликт интересов;
2) в результате возникновения каких-либо противоречий между личной заинтересованностью государственных служащих и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации;
3) если государственным служащим совершены действия, которые способны нанести вред этим законным интересам.
В основном, конфликт интересов возникает вне юридической сферы и лишь в процессе развития начинает обладать юридическими признаками, приобретать юридическую форму .
Возникновение конфликта интересов может случиться в результате выполнения каких-либо функций государственного управления в отношении родственников и других лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего; осуществления иной оплачиваемой работы; владения ценными бумагами, банковскими вкладами; получения подарков и услуг; имущественных обязательств и судебных разбирательств; взаимодействия с бывшим работодателем и трудоустройства после увольнения с государственной службы; явного нарушения установленных запретов .
Конфликт интересов всегда имеет иррациональную вредоносную коррупционную природу. Признаками наличия коррупции являются:
1) личная заинтересованность государственных служащих в получении доходов для себя или иных лиц, с кем связывает личная заинтересованность служащего;
2) существование связи указанных возможных доходов с исполнением должностных обязанностей;
3) влияние или возможность влияния личной заинтересованности на надлежащее исполнение должностных обязанностей .
Федеральный закон №273-ФЗ дает такое определение конфликту интересов – ситуацию, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства .
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения государственным гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для себя или лиц близкого родства или свойства, а также для граждан или организаций, с которыми государственный гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
Основные причины конфликта интересов на государственной гражданской службе:
нарушение основных требований к служебному поведению гражданских служащих;
невыполнение обязанностей гражданского служащего;
несоблюдение при их исполнении прав и законных интересов граждан, организаций, общества и государства;
несоблюдение норм действующего законодательства;
нарушение ограничений и запретов, связанных с гражданской службой, в том числе установленных Законом о противодействии коррупции и др.
Создание эффективных команд управленцев – сегодня одна из актуальных задач в сфере государственной гражданской службы. Во время изучения проблемы кадров ученые акцентируют свое внимание на
Фрагмент для ознакомления
3
1. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол N 21))
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ
3. Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»
4. Указ Президента РФ от 19 ноября 2002 г. № 1336 "О федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003–2005 гг.)".
5. Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.
6. Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ.
7. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ
8. Этика – мораль, философия, религия [Электронный ресурс] // Гуманизм. URL: http://ethicscenter.ru/gumanizm.html (дата обращения: 21.05.2020)
9. Estimation [Электронный ресурс] // Понятие этики. URL: http://socialpol.ru/shpargalka-etika-socialnoj-raboty-ponyatie-etiki-socialnye-korni-formirovaniya-filosofskoj.html (дата обращения: 21.05.2020
10. TurboText [Электронный ресурс] // Что такое мораль? URL: http://www.turbotext.ru/info/tests/63263/ (дата обращения: 21.05.2020
11. Анисимов В.М. Кадровая служба и управление персоналом организации. Практическое пособие кадровика. - М.: Экономика, 2019. -с.344.
12. Беголипецкий В.К., Павлова Л.Г. Этика и культура управления. М. – Ростов на Дону. 2018. -с.267
13. В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Часть III. Москва. Издательство «Дрофа», 2011г. – 342с.
14. Гимаев И.Р. Государственная гражданская служба Российской Федерации в условиях административной реформы. – М.: РАГС, 2016. -с.326.
15. Гимаев И.Р. Государственная гражданская служба Российской Федерации в условиях административной реформы. – М.: РАГС, 2016. -с.456.
16. Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 г.)
17. Модельного кодекса поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11 мая 2000 г. № R (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих)
18. Подопригора М.Г. Деловая этика. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. – 116с.
19. Понятия и категории [Электронный ресурс] // Золотая середина. URL: http://ponjatija.ru/node/2479 (дата обращения: 21.05.2020)
20. Постановление пленума Верховного суда РФ «О судебной практике по делам о злоупотреблениях должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» от 16 октября 2009 г. №19
21. Российское военное обозрение [Электронный ресурс] // Конфликт интересов – основа коррупции. URL: http://www.coldwar.ru/rvo/012011/konflikt-interesov-osnova-korrupcii.php (дата обращения: 21.05.2020)
22. Словарь по этике [Электронный ресурс] // Выбор моральный. URL: http://moralphilosophy.ru/pg/vybor_moral'nyj.htm (дата обращения: 21.05.2020)