Фрагмент для ознакомления
2
На сегодняшний день в регионах России приводится к завершению разработка схем территориального планирования (СТП). Если провести их разбор, можно обратить внимание, что они плохо связаны между собой и не всегда разумно учитывают интересы страны. Это объясняется тем, что отсутствуют общие федеральные стандарты требований к их содержанию и комплексных СТП федерального уровня. Система правовых и административных мер еще не сформировалась, которая, в свою очередь, обеспечивает разработку этих схем организациями с профессионально подготовленными специалистами. В большей части разработанных и принятых схем территориального планирования, принято низкое качество, в следствии которых развиваются дефекты качества последующих документов муниципального уровня. Ущербы, связанные с отсутствием их профессиональной обоснованности, часто проявляются не скоро, поскольку реализация градостроительных решений регионального уровня растягивается надолго. Однако последствиями дефектов этих решений становятся серьезнейшие экологические, социальные и экономические проблемы, снятие остроты которых требует огромных затрат .
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в нашей стране осуществляется пространственное планирование территории на всех масштабных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном, поселенческом). Планирование территории происходит посредством реализации документов территориального планирования и градостроительного зонирования. Система территориального планирования в России представляет собой подготовку и реализацию следующих документов:
схема территориального планирования Российской Федерации;
схемы территориального планирования субъектов РФ;
схемы территориального планирования муниципальных районов;
генеральные планы поселений и городских округов;
правила землепользования и застройки;
проекты планировки территорий;
проекты межевания территорий.
Данные документы имеют иерархическую структуру; они организованы по общему принципу и включают текстовые обоснования принимаемых решений и набор карт (схем) [Чистобаев, 2010], представляющих характеристики территорий, их текущее использование, действующие и целесообразные ограничения, аналитические выводы для планирования и предложения по территориальному развитию, как правило, на ближайшие несколько лет и на перспективу порядка 20 лет. Важным условием при подготовке документа является синхронизация документов, в том числе касающихся проработки картографического блока.
Документы градостроительного зонирования и территориального планирования имеют иерархическую структуру. Документы низшего уровня должны учитывать документы высшего уровня. И если в схемах территориального планирования субъектов и районов предполагается планирование до уровня населённого пункта, то в генеральных планах объекты федерального, регионального и местного значений конкретизируются до функциональной зоны; в правилах землепользования и застройки для них должна быть предусмотрена конкретная территория. В этой связи возникают требования к подготовке картографических материалов, в частности соподчинённость данных документов в отношении графической части обеспечивается по средствам использования государственных геоцентрических и референсных систем координат (ГСК-2011, СК-42, СК-95). В качестве основной выступают местные системы координат, принятые Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (для каждого субъекта Российской Федерации она индивидуальна), так как сведения о территориальных зонах, а также о земельных участках подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости. Двумя основными документами, регламентирующими системы координат и проекции в территориальном планировании, являются Градостроительный кодекс РФ (Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ), а также Приказ Минрегиона России от 02.04.2013 № 127 (Приказ Минрегиона России от 02.04.2013 № 127 «Об утверждении требований к структуре и форматам информации, составляющей информационный ресурс федеральной государственной информационной системы территориального планирования»). Требования градостроительного кодекса распространяются лишь на документы по планировке территории (проекты планировки и проекты межевания), в то время как системы координат пространственных данных остаются неурегулированными. Тогда как требования к загрузке данных в федеральную информационную систему территориального планирования (ФГИС ТП) определяют требования основных систем координат и проекции для остальных документов. Форматы графических данных также регламентируются Приказом Минрегиона России от 02.04.2013 № 127. Он подразделяет форматы растровых и векторных данных (растровые - TIFF, JPEG, PDF; векторные - GML, SHP, MIF/MID, DWG, SXF).
Что касается масштаба графической части документов территориального планирования, то единые требования к нему отсутствуют. В целом это происходит из-за существующей разницы в площади субъектов и муниципальных образований в зависимости от регионов РФ. Документы градостроительного зонирования, касающиеся преимущественно населённых пунктов, имеют следующие рекомендации:
Схема территориального планирования региона - (от 1:100 000 до 1:1 000 000);
Схемы территориального планирования муниципальных районов - (от 1:10 000 до 1:200 000);
Генеральные планы и правила землепользования и застройки городских и сельских поселений Российской Федерации - (от 1:2 000 до 1:50 000);
Проекты планировок территории и проекты межевания территории - (в масштабах от 1:2 000 до 1:500).
В экономическом контексте право территориальной собственности образуется как сочетание государственного и частного. Законодательство РФ содержит нормы, ограничивающие данное право по составу объектов и формам некоторых процедур, но подчеркивает самостоятельность, независимость субъектов в принятии решений .
Во-первых, территориальное имущество и средства бюджета используются для исполнения «обязательных» (не исключаемых) компетенций, т.е. такой деятельности, посредством которой достигаются нормальные условия жизни, хотя при этом возможны издержки, не компенсируемые путем сделок. Это вопросы коммунальной инфраструктуры, поддержания чистоты, транспортного сообщения и т.п. В отличие от структур государства органы местного самоуправления лучше регулируют объемы производства и потребления коллективных благ и услуг.
Во-вторых, для осуществления хозяйствования кроме распределения доходов в их денежном выражении огромное значение имеет закрепление земельных участков как основы создания имущественных комплексов, и согласование условий их использования. Органы государства не в состоянии справится без больших затрат с решением данной проблемы и обеспечить эффективный контроль оппортунистического поведения задействованных в этом чиновников, а оставлять ее на усмотрение частных лиц нельзя ввиду возникновения побочного источника доходов в пользу тех или иных граждан и вполне вероятного нарушения интересов всех остальных.
В-третьих, право территориальной собственности позволяет формировать поведение, ориентированное на совместное проживание определенной группы людей, сохранение полезных качеств и безопасности их среды обитания (государственное управление направлено на неограниченный круг лиц, а частное - на избранных, с которыми может быть заключен договор).
В-четвертых, всякое поселение представляет собой материальную ценность, которую нельзя или экономически бессмысленно делить на доли, и которая должна управляться в интересах всех своих жителей, но не всего общества.
В-пятых, государство может установить, что именно должно быть сделано в рамках управления общественными благами, в том числе и по месту жительства. Но учесть все разнообразие предпочтений частных лиц и условий осуществления их деятельности невозможно, и это обстоятельство заставляет передавать на местный уровень принятие решений о том, как и какими средствами будет осуществляться это управление.
В-шестых, государство по своей сути призвано не создавать коммерческие организации, способные конкурировать между собой, а определять условия и упорядочивать среду взаимодействия для формирования дохода в структурах, преследующих частные интересы. При этом последние должны функционировать по единым правилам и не иметь возможности задействовать механизмы государства в ущерб другим. Конкурентное хозяйствование на основе общественных и коллективных благ, связанное с возможностью (в ряде случаев с необходимостью) получения дохода, а также с увеличением производительности ресурсов, делегируется на территориальный уровень, правда, ограничивается так называемыми вопросами местного значения.
Положения о территориальном планировании в новой редакции действующего Градостроительного кодекса ориентированы преимущественно
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (ред. от 05.02.2014 г.) // Рос. газ. 1993. 25 дек.;
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.2005 № 468-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Московской городской Думы о проверке конституционности части 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации и подпункта 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2006. № 2;
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ (в ред. 24.11.2014) // СЗ РФ. 2005. № 1 (часть I). Ст. 16;
4. Анализ и сравнительная характеристика схем территориального планирования муниципальных районов (на примере Оренбургской области) / В.П. Петрищев, П.А. Косых, О.С. Борисова, И.С. Дьячкова // Междунар. науч.-исслед. журн. - 2015. - № 6 (37), ч. 2. - С. 83-86.
5. Ильичев В.А., Емельянов С.Г., Колчунов В.И., Бакаева Н.В. Инновационная практика в городах и доктрина градоустройства // «Биосферная совместимость: человек, регион, технологии» №3 (7), 2014.
6. Косых П.А., Петрищев В.П. О качестве, сроках и стоимости выполнения Схем территориального планирования муниципальных районов Оренбургской области //Аспирант. - Ростов н/Д, 2015. - № 8 (2). - С. 64-67.
7. Макарова Е.А. Концепция дизайн-проекта жилых энергоэффективных домов для холодного климата // Человек и окружающая среда: тезисы II Всероссийской конф. - Сыктывкар, 2014. - С.151-153.
8. Наймушина Е.А. Территориальное планирование как механизм реализации устойчивого развития региона // Научное обеспечение развития АПК в условиях импортозамещения: Сб. науч. трудов международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава. - СПб., 2016. - С. 168-171.
9. Смоляр И.М. Градостроительство как правовая планировочная систем: Серия «Градостроительство и городское планирование». СПб., 2014. – 378 с.
10. Соколов Л.И., Щербина Е.В. Урбанистика и архитектура городской среды: учебник для студ. Учреждений высш. образования / Л.И. Соколов, Е.В. Щербина, Г.А. Малоян и др.; под редакцией Л.И. Соколова. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 272 с.
11. Суслова Ю.Ю. Рыночная инфраструктура города: теория, методология, практика: монография - М.: Креативная экономика, 2015. - 176 с.
12. Федосов Л.С. Нордурбология как философия создания оптимальной среды обитания на Севере // ACADEMIA. - 2007. - № 4.- С.52-55.
13. Щербина Е.В., Данилина Н.В. Градостроительные аспекты проектирования устойчивой городской среды // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. № 11. С. 183-186.