Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Структура ценностей и представление о будущем у старшеклассников изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем данной тематики.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Структура ценностей и представление о будущем у старшеклассников" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
От структуры ценностей и представлений о будущем у старшеклассников во многом зависит сформированность личностной и профессиональной стороны деятельности будущего профессионала, эффективность обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. Успешность самоопределения определяется психологическим процессом изменения компонентов профессионального самоопределения школьника (например, мотивационный компонент, поведенческий, когнитивный) [1].
Представления о будущем представляет собой формирование устойчивых качеств личности, которые существенным образом влияют на принятие осознанного решения относительно выбора профессии, будущей сферы профессиональной деятельности. В дальнейшем, самоопределение человека на личностном уровне, оказывает прямое влияние на профессионально становление и саморазвитие личности, на успешность обучения и эффективность овладения основными профессиональными компетенциями [2].
Самоопределение приходится это возраст юности. Этот период отличается рядом психических новообразований, высоким уровнем социальной активности, мобильности. В этом возрасте молодые люди имеют направленность на определение со своими интересами, что существенно влияет на выбор профессии, на их дальнейшее становление как профессионалов и готовность к дальнейшей профессиональной деятельности по избранной специальности [2].
Однако этот процесс не всегда протекает гладко и беспрепятственно. Существенную проблему представляет процесс физического и нравственного созревания школьника, становление личности, формирование интеллекта, мышления, и других свойств. Эти процессы протекают индивидуально, однако почти у всех они сопровождаются интенсивными гормональными и биохимическими перестройками, которые негативно отражаются на характере, поведении, самочувствии подростка. Годы самоопределения совпадают с периодом становления личности, переходом в зрелый возраст. Этот период в большинстве литературных источников описывается как критический.
Этот период можно охарактеризовать как период заложения сознательного поведения, формируются общие закономерности поведения, направленность интересов, представлений и социальных установок личности [3].
Вместе с тем, развивается и ряд качеств, которые препятствуют полноценному самоопределению. В этот период происходит полная перестройка организма, изменяется гормональный фон, возникают психические изменения и новообразования. Одним из таких новообразований в психики является потребность в самоутверждении, самовыражения.
Из негативных качеств, которые мешают принятию решений и препятствуют полноценному самоопределению, преобладают такие черты, как повышенная тревожность, агрессивность, изменчивое настроение. Поэтому на сегодня актуальным направлением является изучение причин возникновения физических и психических изменений в организме студентов, особенностей поведения, психических состояний, что крайне важно для адаптации к новой для него жизни, успешном самоопределении.
Проблема исследования. Актуальной проблемой психологии является исследование представлений о будущем старшеклассников, изучение структуры ценностей. Это позволит понять ценности, стремления и желания подростка, позволит разработать меры, способствующие самоопределению, разрешению внутренних конфликтов.
Гипотеза исследования состоит в том, что личностное и профессиональное самоопределение старшеклассников зависит от структуры ценностей и представлений о будущем.
Объект исследования: структура ценностей и представлений о будущем.
Предмет исследования: структура ценностей и представлений о будущем у старшеклассников.
Цель исследования – изучить структуру ценностей и представлений о будущем у старшеклассников.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать структуру ценностей и представлений о будущем у старшеклассников.
2. Подобрать эмпирический инструментарий по проблеме исследования.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование.
4. Обработать и сделать интерпретацию полученных результатов.
5. Разработать рекомендации по развитию структуры ценностей и представлений о будущем у старшеклассников.
Методы исследования: в работе использовались теоретические методы (анализ литературных источников, систематизация, классификация полученных данных), практические – психологическое тестирование (беседа, тест Гоулмана, тест Спилберга-Ханина), математико-статистические методы.
Описание выборки. В исследовании приняло участие 30 человек в возрасте 16-17 лет (учащиеся 10-11 классов), из них 30 девочек, 30 мальчиков.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Изучение научно-теоретических подходов к исследованию структуры ценностей и представлений старшеклассников о будущем
1.1. Понятие «структура ценностей и представлений о будущем»
Понятие ценности имеет исключительное значение как для анализа индивидуального бытия личности, так и в изучении социальных процессов и изменений. В плане индивидуального существования ценности выступают сферой соприкосновения субъективного и объективного бытия, внутреннего и внешнего, единичного и всеобщего, и в этом заключено их субстанциональное значение15. Через изучение ценностей, воспринимаемых человеком извне, происходит осмысление процесса «включения» субъекта в мир объективного, его участия и собственной оценки в составе бытия [4].
Структура ценностей представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. – Структура ценностей
Индивидуальные ценности человека во многом определяют представления человека о будущем. Представления о будущем лежат в основе представлений страшеклассников о своей профессиональной принадлежности и является основой для дальнейшего самоопределения. Профессиональная принадлежность – одна из самых значимых характеристик любого человека [5]. Представление о себе как о носителе определенной профессии – неотъемлемый компонент представлений большинства взрослых людей о самих себе. И чем более любима работа, тем более слиты эти представления, со временем человек уже не мыслит себя вне связи со своей профессией. И если он по каким-то причинам не может продолжать заниматься своим любимым делом (безработица, болезни, выход на пенсию), это превращается для него в настоящую жизненную трагедию. Для того чтобы максимально точно определить профессиональную принадлежность, понять какая должность идеально подходит тому или иному человеку, необходимо определять его индивидуальнее склонности [1].
Склонности человека представляют собой психологическое явление, при котором у человека появляется возможность реализации того или иного явления, умения, навыка. Склонности в ряде работ рассматривают как предпосылки к действию, которые обеспечивают возможности к реализации задуманного, воплощению навыков, умений. Тем не менее, сами по себе склонности не реализовывают все возможности человека. Воплощению возможностей в действительность, и их реализации, способствуют многочисленные усилия, и действия, направленные на достижение результата. При этом воздействие могут оказывать различные факторы, в том числе личная заинтересованность, интерес близких и родственников, качество обучения, применяемые при этом методы и технологии [3].
Под специальными, или профессиональными склонностями подразумевают возможности развития у человека тех или иных профессиональных качеств, которые соответствуют определенному виду профессиональной деятельности. В качестве специальных склонностей
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авакян Т.В. Тип привязанности и особенности социального познания у детей-сирот [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2015. Т. 7. № 3. С. 119—132. oi:10.17759/psyedu.2015070312
2. Волков Б.С. Психология подросткового возраста: учебник / Б.С. Волков. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2016. — 266 с.
3. Выготский Л.С. Лекции по педологии. Ижевск, 2019. – 98 с.
4. Карпунькина Т.Н. Душа подростка. Фрагменты из реальной жизни. Новосибирск: Сибтехнорезерв, 2016. 288 с.
5. Карягина Т.Д. Некоторые проблемы изучения эмпатии в контексте психологического консультирования и психотерапии // Культурно-историческая психология – 2019. - №4. – С. 115-124.
6. Клименкова Е.Н. Качество привязанности и способность к эмпатии в подростковом возрасте // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26. № 4. С. 119—131. doi:10.17759/cpp.2018260408
7. Клименкова Е.Н. Развитие ментализации и эмпатии в онтогенезе: обзор эмпирических ис¬следований // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 4. С. 126—137. doi: 10.17759/cpp20162404006
8. Кохут Х. Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование взаимоотношений между способом наблюдения и теорией // Антология современного психоанализа / Под ред. А. В. Рассохина. Т. 1. М., 2019. – 301 с.
9. Красило Т.А., Кежватова Е.А. Взаимосвязь между типом привязанности и уровнем конфликтности у студентов // Социальная психология и общество. 2017. Том 8. № 2. С. 85—100. doi:10.17759/sps.2017080206
10. Лукьянов О.В. Экзистенциально-феноменологическое исследование в социальной психологии. Проблема современности и ответственности // Сибирский психологический журнал. 2018. Вып. 29. С. 41–46.
11. Лукьянов О.В., Карпунькина Т.Н. Современность – культура одиночества // Вестник Томского государственного университета. 2015. Март. № 286. Серия «Психология». С. 97–104.
12. Мещерякова И. А. Проблемное поле и мир переживаний старшеклассников // Современный подросток. – 2019.- №19. – С.18-24.
13. Орлов А. Б., Хазанова М. А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии. – 2015. - №4. – С.34-39.
14. Роджерс К. Эмпатия // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. В. Фаликман. М., 2018. – 368 с.
15. Семке В.Я., Корнетов Н.А. Депрессивные расстройства – «Неинфекционная эпидемия» XXI века // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2019. № 2 (28). С. 14.
16. Смирнов В.Е. Порыв. Мечта: (Очерки по психологии юношеского возраста) // Детство и юность, их психология и педагогика: Педологический сборник / Под ред. К.Н.Корнилова, Н.А. Рыбникова. М., 2018. – 78 с.
17. Удова О.В. Характеристика мотивационного компонента родительского отношения к детям дошкольного возраста в зависимости от типа принятия ребенка. / Вектор науки ТГУ - 2012. - №1. – С.89-94.
18. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту/ под редакцией И.В.Дубровиной. М.: «Педагогика». 2013ю - 254 с.
19. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник / пер. с англ., нем. М.: Прогресс, 2016. - 368 с.
20. Холмогорова А.Б. Комплексный анализ идей Л.С. Выготского для становления парадигмы социального познания в современной психологии: обзор зарубежных исследований и обсуждение перспектив // Культурно-историческая психология. - 2015. - Том 11. - № 5. - С. 25—43. doi:10.17759/chp.2015110304
21. Холмогорова А.Б. Природа нарушений социального познания при психиче¬ской патологии: как примирить «био» и «социо»? // Консультативная психо¬логия и психотерапия. - 2014. - Т. 22.- № 4. -С. 8—29.
22. Холмогорова А.Б. Роль идей Л.С. Выготского для становления парадигмы со¬циального познания в современной психологии: обзор зарубежных иссле¬дований и обсуждение перспектив // Культурно-историческая психология. - 2015. Т. 11. - № 3. - С. 25—43. doi: 10.17759/chp.2015110304
23. Холмогорова, А. Б. Интегративная психотерапия расстройств аффективного спектра [Текст] / А. Б. Холмогорова. – М.: Изд. «МЕДПРАКТИКАМ», 2011. – 480 С.
24. Юдина Т.О. Роль врожденных и средовых факторов в развитии эмпатии // Культурно-историческая психология. - 2017. - Т. 13. - № 2. - С. 13—23. doi: 10.17759/chp.2017130202
25. Cotler T.B. The Relationship Among Attachment Patterns, Mentalization, and Em-pathy. Dr. Sci. (Philosophy) diss. Adelphi, 2012. - 231 p.
26. Decety J. and Ickes W. The Social Neuroscience of Empathy. London: MIT Press, 2019. - 245 p.
27. McDonald N., Messinger D., The Development of Empathy: How, When, and Why. Miami: Miami University, 2019. - 35 p.
28. Meltzoff A. ‘Like me’: a foundation for social cognition // Developmental Science, 2017. Vol.10, № 1. P. 126—134.
29. Meltzoff A., Prinz W. The imitative mind: Development, evaluation, and brain bases. Cambridge: Cambridge University Press, 20218.-353 p.
30. Stein, E. On the problem of empathy / E. Stein. -- Washington, DC: ICS Publications, 2017. - 135 p.