Фрагмент для ознакомления
2
катастрофы. Так, культурная катастрофа постигла такие субкультуры, как купеческая, дворянская. Заметно деградировала область религиозной практики — православия, ислама и др. Вместе с тем мировой опыт включает в себя случаи катастрофического исчезновения целых культур, что обычно бывает связано с военным завоеванием территории и растворением культуры аборигенов в культуре завоевателей.
Многообразие форм культурных изменений позволяет видеть, что культурная динамика складывается в результате действия разнонаправленных, порой до противоположного вектора, процессов и тенденций. Чтобы верно оценить характер изменений в конкретных условиях времени в той или иной области культурной практики, необходимо точно определить наблюдаемые и скрытые качества, которые с несомненностью свидетельствуют о важнейших динамических тенденциях. Например, судить о кризисных явлениях в религиозной практике можно в том случае, если в церковной иерархии обозначается идейный раскол, если в обществе происходит падение социального авторитета церкви и, напротив, ширятся масштабы нарушения религиозных обрядов, чаще встречается критика религиозных догматов и др. Расцвет искусства определяется расширением масштабов художественно-творческой деятельности, повышением ее влияния на общественное сознание, появлением общепризнанных талантов и выдающихся произведений искусства и т. п.
Проанализировав различные классификации, можно выделить следующие модели динамики культуры: циклическая модель, инверсия, концепции локальных цивилизаций, линеарная модель динамики культуры, реверсивная модель, девиантная. Так, циклическая модель динамики культуры представляет собой понимание изменений в культуре в виде определенных закономеностей – циклов. Данной понимание относится к ранней истории, в основе лежит идея вечного круговорота событий, периодического повторения событий в истории. Инверсия служит вариантом циклической модели, только изменения происходит не по кругу, а совершают некие маятниковые колебания. Примером инверсионного движения является революция, означающая радикальную ломку и переворот в социальных, экономических отношениях, а также в доминирующих в обществе ценностях. Концепции локальных цивилизаций также основаны на идеях циклической модели динамики культуры, их суть состоит в том, что в историческом процессе развиваются отдельные народы и культуры, как последовательно, так и параллельно.
Постепенно с появлением христианства возникает другое представление о динамике культуры, выраженное в виде линеарной или эволюционной модели. Оно основано на христианских представлениях о стреле времени, о начале и конце времени. Так, реверсивная модель является вариантом линейной модели и представляет собой ту же стрелу времени, только повернутую в прошлое. Девиантная модель динамики культуры также основана на линейной модели. Ее идеи заключаются в трудностях классичекого эволюционизма. Девиантная модель динамики культуры отчетливо прослеживается в работах уже упомянутого культуролога Л. Уайта. Он достаточно детально рассматривал вопрос о явлениях однолинейности и мультилинейности процесса эволюции. Ученый сделал вывод о том, что эволюционная интерпретация человеческой культуры как целого должна быть однолинейной, но человеческую культуру как совокупность многих культур следует интерпретировать мультилинейно .
Таким образом, мы можем говорить об определенных моделях изменения культуры, которые представляют собой различные варианты циклической и линеарной (линейной, эволюционной) моделей, либо модели, которые в совокупности образуют черты форм культуры. Кроме того, существуют определенные формы динамики культуры, называемые «чистыми формами». Так, форма эволюционного процесса подразумевает необратимое повышение уровня сложности и организованности культурных систем. Форма временного круга или цикла повторяет последовательность определенных фаз или состояний.
1.3 Причины культурных изменений
Причины и факторы культурных изменений лежат, прежде всего, в самой культуре. Как уже было сказано, культура не является статичным образованием, в ней все всегда находится в движении. Происходит постоянный, бесконечный поток культурного процесса. В различные эпохи существовали определенные этапы становления, развития и угасания той или иной культуры, таким образом, существует история культуры Она представляет собой определенную последовательность культурных событий и поэтапное развитие культурных явлений. В анализе исторических культурных процессов исследователи используют такие понятия, как «эволюция культуры», «культурные изменения», «культурная динамика».
Как уже было сказано, на культуру как процесс влияют определенные факторы. Эти факторы делятся на внешние и внутренние. К внешним факторам, оказывающим влияние на культурный процесс, относятся контакты с индивидами которые являются носителями других культур. При этом культурный контакт является важной составляющей культурного процесса. Кроме того, существует природно-экологический фактор, или изменения в природной среде. Конечно, зачастую данный фактор носит достаточно опосредованный характер, однако нельзя его исключить. Существуют естественные изменения в экологической нише, где находится человек. Согласитесь, культура эскимосов и племен в Африке отличается друг от друга не только различными атрибутами и верой, но и из-за природно-климатических условий. Еще антрополог Дж. Стюарт говорил о первичном влиянии на культурные изменения адаптации человека к природной среде. Таким образом, действительным субъектами культурного процесса являются сами люди.
К внутренним факторам, оказывающим влияние на культуру, являются демографический, экономический, социально-структурный, личностный, религиозный. Рассмотрим каждый из этих факторов. Демографический фактор оказывает влияние на культуру через эволюционное изменение в обществе. Данный фактор отмечается многими исследователями-культурологами, среди которых были такие выдающиеся, как Э.Дюркгейм. В своей книге «О разделении общественного труда», он говорит о том, что культура является необходимым следствием изменений, которые происходят в обществе, прежде всего, в его объеме. Если количество индивидуумов, между которыми сложились социальные отношения, увеличивается, то люди вынуждены усиленнее трудиться, учиться и применять свои способности, чтобы сохранить свою культуру . Таким образом, социальная жизнь становится интенсивнее, и образуется цивилизация. Но поскольку демографический фактор воздействует а культуру не непосредственно, а через определенные социально-экономические изменения, которые