Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время вопросы формирования корпоративной отчетности обсуждаются в контексте устойчивого социально-экономического развития общества, а также бережного и эффективного использования природных ресурсов. Необходимым условием повышения доверия к бизнесу со стороны заинтересованных лиц становится информационная открытость организации, а публичная корпоративная отчетность является одним из ключевых инструментов ее достижения. От качества корпоративной отчетности зависит имидж коммерческих организаций, их положение в отрасли, инвестиционная привлекательность, отношение государственных и налоговых органов, клиентов, а также дальнейшее развитие. Грамотно составленная и раскрытая корпоративная отчетность, учитывающая всю необходимую информацию, влияет на качество принимаемых управленческих решений. Чем более точным будет учет и анализ рассматриваемых показателей коммерческой организации, тем реальнее будет выявить возможности ее роста и развития. В этих условиях особую актуальность приобретает анализ развития корпоративной отчетности.
Финансовая отчетность представляет финансовое положение организации, используя для этого финансовые показатели. Она составляется в соответствии с такими принципами, как понятность, уместность, сопоставимость [8]. Концепция представления корпоративной отчетности изложена в Стандартах отчетности в области устойчивого развития GRI, согласно которым организация должна раскрывать свое влияние на такие сферы, как экономика, окружающая среда и общество.
сущностными характеристиками корпоративной отчетности, отличающими ее от бухгалтерской и финансовой, являются:
– представление комплекса отчетов, регламентируемых разными стандартами в зависимости от вида информации (финансовой и нефинансовой);
– раскрытие нефинансовой информации и ее заверение (в России – Советом Российского союза промышленников и предпринимателей);
– цель – удовлетворение информационных потребностей разнообразных стейкхолдеров путем обозначения своего влияния на внешний мир (экономику, экологию, общество) и предпринимаемых действий в ответ на возникающие последствия.
Объединяющие же черты следующие:
– критерии качественной информации;
– понятие существенности;
– наличие финансовой информации, сформированной на основе РСБУ или МСФО.
Корпоративная отчетность является, по сути, развитием бухгалтерской (финансовой) отчетности в качестве ответа на возрастающие информационные потребности стейкхолдеров.
Цель исследования – изучить и проанализировать развитие корпоративной отчетности: история, факторы, тенденции.
Задачи исследования:
1) изучить эволюцию развития корпоративной отчетности ;
2) рассмотреть современные тенденции развития корпоративной отчетности;
3) совершить анализ развития корпоративной отчетности в ОАО «РЖД».
Объект исследования – корпоративная отчетность.
Предмет исследования – эволюция и тенденция развития отчетности.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка использованной литературы.
1 Теоретические аспекты развития корпоративной отчетности
1.1 Эволюция развития корпоративной отчетности
Институт публичной корпоративной отчетности в ее современном понимании сформировался в XIX в. Характерно, что уже тогда нефинансовые данные, представляющие деятельность фирм, рассматривались как неотъемлемая часть их годовых бухгалтерских отчетов. Говоря о России XIX в., мы можем выделить два этапа формирования практики публичной отчетности: до и после 1885 г., когда Законом "Об обложении торговых и промышленных предприятий сборами процентным и раскладным" была установлена обязательность для акционерных обществ публикации годовых баланса и отчета о прибылях и убытках. В частности, в данном законе говорилось: "Правления… предприятий обязаны в течение месяца по утверждении общим собранием годового их отчета… препроводить для напечатания, за установленную плату, в Вестнике финансов, промышленности и торговли, заключительных баланс и извлечение из годового отчета, с показанием в оном валового дохода, расхода и чистой прибыли за отчетный год, а также распределение сей последней, с означением размера дивиденда, назначенного к выдаче на каждую акцию или пай" [18].
До 1885 г. в России практика публичной бухгалтерской отчетности складывалась целиком инициативно. После 1885 г. компании стали публиковать определенные данные в части, превышающей объемы, определявшиеся законодательством. Относительно периода до 1885 г. необходимо отметить следующее. Изучение материалов таких газет, как "Акционер" (годы выхода в свет 1860–1863) и "Журнал для акционеров" (годы выхода в свет 1857–1860), а также исторических источников практики представления отчетности данного периода показывает, что в рамках осуществления своей хозяйственной деятельности компании инициативно публиковали свою отчетность уже с середины XIX в. [20].
Одними из первых представлять отчетность широкому кругу пользователей стали компании железнодорожной сферы [2]. Наряду с финансовыми данными она включала значительный объем нефинансовой информации. В нее входили характеристика технических аспектов деятельности отчитывающихся компаний, данные об организации быта работников, мероприятиях по охране их здоровья, отчеты о постройке школ и училищ для детей работников, благоустройстве территорий, в частности, их санитарно-гигиеническое обеспечение. Данные о (в современной терминологии) социальной ответственности компаний включали отчеты о материальной поддержке семей погибших сотрудников и т. д. [20].
Схожую ситуацию мы можем наблюдать, обратившись и к данным, отражающим формирование практики публичной корпоративной отчетности после 1885 г. Практика включения в годовые отчеты нефинансовой информации в данный период продолжала развиваться. Это показывает содержание отчетности, опубликованной в журнале "Вестник финансов, промышленности и торговли" за 1885–1900 гг. Так, если в 1885 г. инициативно опубликованные нефинансовые данные были представлены только в 85 из 260 опубликованных отчетов в целом, то в 1900 г. их количество возросло до 364 из 1191 опубликованного отчета [20].
Сюда можно отнести самые разные типы отчетов, размещавшиеся компаниями вместе с обязательной к публикации информацией: выписки из протоколов общего собрания акционеров; отчеты ревизионных комиссий; раскрытие содержания произведенных обществом за отчетный период хозяйственных операций; раскрытие содержания нормативно-правовых актов, могущих повлиять на деятельность фирмы в будущем; производительность отдельных производств компании; "общий вывод фабрикации" и т. д.
Показательными здесь также являются исследования подобной практики в США, где, как отмечают исследователи, нефинансовая информация содержалась в годовых отчетах крупных предприятий уже в первой половине XIX в. Так, например, в статье Д. Флэшера (D. L. Flesher), В. Сэмсона (W. D. Samson) и Г. Превитса (G. J. Previts) приводятся примеры такой отчетности железнодорожных компаний [7]. Она включала в себя кроме финансовой информации сообщения об экономической конъюнктуре; новых месторождениях угля; таблицы со сравнением численности населения, количества построенных церквей, школ и магазинов [7].
Важно обратить внимание на то, что способы представления отчетных данных в рассматриваемый период еще не были законодательно регламентированы [3]. Приведенные данные свидетельствуют о существовавшей в рассматриваемый период потребности в нефинансовой компоненте публичной отчетности и показывают, что практика ее представления получала развитие и расширялась. При этом, в отличие от финансовой отчетности, она не была регламентирована нормативно-правовыми актами в течение всего XIX в. Следует отметить, что в СССР практика инициативной публикации нефинансовых данных в составе отчетности предприятий в условиях строгой государственной регламентации хозяйственной жизни не могла получить развития. Не нашли нефинансовые данные места и в обсуждении вопросов так называемой частно-хозяйственной статистики [16].
Развитие практики нефинансовой отчетности в XX в. Одно из самых ранних упоминаний о необходимости и способах раскрытия нефинансовой информации в публичной корпоративной отчетности в специальной литературе можно найти в работах Р. К. Йорстона (R. K. Yorston (1902–1983)). Это австралийский ученый, "в сферу интересов которого входили бухгалтерский учет и финансовая отчетность, и чей взгляд на мир бизнеса и роль бухгалтеров в нем, – как пишут Р. Андерсон (R. H. Anderson) и М. Гаффикин (M. J.R. Gaffikin), – совершенно отличался от взглядов большинства его современников" [3]. Авторы отмечают, что уже в своих ранних исследованиях (1946 г.) Йорстон заявлял, что информация в годовых отчетах не отвечает своему назначению, так как она не демонстрирует должным образом вклад компании в жизнь общества и непонятна для всех заинтересованных лиц.
Для этого он, в частности, предлагал изменить форматы отчетности, избегать сложностей профессионального языка и отражать информацию о всех факторах, "повлиявших на деятельность компании". В середине XX в. включение нефинансовых данных в отчетность компаний отнюдь не прекращается. Здесь интересно обратить внимание на исследование Н. Абдельрехима (N. Abdelrehim) и соавторов, в котором были изучены методы представления нефинансовой информации компаниями British Petroleum (BP) и Shell во время двух масштабных кризисов, – национализации нефтяной промышленности в Иране (1950–1951) и Суэцкого канала в Египте (1956–1957) [2]. Целью авторов было выяснение, как эти события, значительно сказавшиеся на деятельности данных компаний, повлияли на отражение ими в отчетности нефинансовой информации в период с 1950 по 1958 гг.
В годовых отчетах BP во время Иранского кризиса в 1950–1951 гг. появилась подробная информация о взаимоотношениях компании с правительством Ирана и о негативном влиянии существовавшей ситуации на ее конкурентоспособность. В этот период значительно возрастает объем годового отчета BP: с 23 страниц в 1949 г. до 33 в 1951 г. В отчете появляется информация о персонале, в частности, о социальных услугах, предоставленных иранским работникам. После кризиса в 1952 г. объемы представленных графических материалов сокращаются. В 1954 г., когда бизнес становится рентабельным, графические данные в том или ином виде полностью исчезают. Аналогичная картина наблюдается и в отчетности Shell [2]. Безусловно, последствием таких кризисов стала усиливающаяся критика деятельности крупных американских корпораций в 60-е годы XX в. Юридические и финансовые последствия экономических скандалов и кризисных ситуаций с участием корпораций, в частности, привели к повышению осведомленности общественности и, как следствие, к желанию узнавать больше о деятельности компаний.
Это, в свою очередь, способствовало разработке и принятию ряда законодательных актов в области этики бизнеса. Так, например, развитие
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Распоряжение Правительства РФ № 876-р от 05.05.2017 г. «Об утверждении Концепции развития публичной нефинансовой отчетности и плана мероприятий по ее реализации» / Правительство Российской Федерации. 2017.
2. Абоянцева, Л. Л. Корпоративная отчетность: теория и практика ее формирования: монография / Л. Л. Абоянцева. – Йошкар-Ола: Стринг, 2014. – 178 с.
3. Аналитический обзор корпоративных нефинансовых отчетов: 2017–2018 гг. выпуска. Е. Н. Феоктистова, Л. В. Аленичева, Г. А. Копылова, М. Н. Озерянская, Д. Р. Пуртова, Н. В Хонякова. – М.: РСПП, 2019. 104 с.
4. Васильева, А. В., Гапеенкова Р. А., Степанов А. Ю. Стандарт подготовки нефинансовой отчетности GRI G4//Акционерное общество. 2017. № 03 (154). С. 46–53.
5. Минина Е.А. Методика принятия решений по оценке эффективности стратегии управления затратами при наличии угроз и рисков // Экономика и предпринимательство. 2017. № 6 (83). С. 1217–1225.
6. Молодой ученый 2016 №07 (111) апрель-1. Казань, Молодой учёный 926 с.
7. Мурзин Д., Зарук Н., Носов А., Бурмистрова О. Финансовое планирование и бюджетирование в организации. - Пенза: РИО ПГСХА, 2012. - 183 с
8. Сурнина И. А. Ф. В. Чижов – журналист [Текст] : дис… кан. фил. наук: 10.01.10 / Сурнина И. А. – М., 2010. – 334 с.
9. Тульчинский, Г. Л. Корпоративная социальная ответственность: технологии и оценка эффективности: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. Л. Тульчинский. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 338 с.
10. Фомин, М.В. Совершенствование подходов к формированию корпоративной отчетности / М.В. Фомин // Аудитор. – 2012. – № 8 (210). – С. 32-37.
11. Abdelrehim N., Maltby J., Toms S. Narrative reporting and crises: British Petroleum and Shell, 1950–1958 // Accounting History. 2015. Vol. 20, no. 2. P. 138–157.
12. Anderson Ray H., Gaffikin Michael J. R. The life and thought of Robert Keith Yorston: An advocate for accounting reform // Accounting History. 2014. Vol. 19, no. 4. P. 533–556.
13. Berghoff H. From the Watergate scandal to the compliance revolution: the fight against corporate corruption in the United States and Germany, 19722012 // BULLETIN OF THE GHI.2013. (53) P. 7–30.
14. Bowman E. H., Haire M. Social impact disclosure and corporate annual reports // Accounting, Organizations and Society. 1976. Vol. 1, no. 1. P. 11–21.
15. Бюджетирование и контроль затрат в организации URL: http://fd.ru/articles/157136-sqk15-m10-byudjetirovanie-i-kontrol-zatrat-vorganizatsii.
16. Информация о компании Открытое акционерное общество «Российские железные дороги». URL: http://corptransparency.ru/rate
17. Международный стандарт интегрированной отчетности / Международный совет по интегрированной отчетности. URL: http://edu.inesnet.ru/wp-content/uploads/2014/05/ 13-12-0 8-THE-INTERNATIONAL–IR-FRAMEWORK.docx_en-US_ru-RU.pdf
18. Нефинансовая отчетность в России и мире: цели устойчивого развития – в фокусе внимания Аналитический обзор за период 2017–2018 гг. URL: http://media.rspp.ru/ document/73/b/0/b01d774c02fb829c462152bc52fa1e2b.pdf
19. Ответственная деловая практика в зеркале отчетности: настоящее и будущее. Аналитический обзор корпоративных нефинансовых отчетов 2015–2016 годы выпуска. Материалы Российского союза промышленников и предпринимателей. URL http://media.rspp.ru/document/1/7/4/743222fc4c6650093518c635d0e8ecdd.pdf
20. Пятов М. Л., Соловей Т. Н., Сорокина А. С., Гусниева А. А. Нефинансовая отчетность в экономике: опыт XIX – начала XXI в. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2018. Т. 34. Вып. 3. С. 465–492. https://doi.org/10.21638/spbu05.2018.306.
21. Российские Железные Дороги - 2017. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki
22. Руководящие принципы ОЭСР для многонациональных предприятий, редакция. 2011. URL: https://mneguidelines.oecd.org/ guidelines/MNEGuidelinesRussian.pdf
23. Хачатурова Т.О. Интегрированная отчетность: сущность, значение и перспективы // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-5.URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13988
24. A local lens for global change// United Nations Global Compact. Engage Locally. 2016–2018. URL: https://www.unglobalcompact.org/engagelocally