Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Деятельность нотариуса имеет важное значение для применения норм международного частного права.
От правильного удостоверения и оформления им документов, которые предназначены для действия за границей или, напротив, присланных из-за рубежа, от своевременного соверше-ния нотариусом действий, которые связаны с охраной имущества, которое осталось после смерти иностранного гражданина, или обеспечением доказательств, которые необходимы для ведения гражданского процесса с иностранным участием, во многом зависит конечный итог правового регулирования соответствующих отношений, которые входят в состав пред-мета МЧП.
В России главным нормативным документом, который регулирует деятельность нотариаль-ных органов, являются Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. (да-лее — Основы 1993 г.).
Этот акт определяет, что нотариат в России должен обеспечивать защиту законных интере-сов и прав юридических лиц и граждан посредством совершения нотариусами предусмот-ренных законодательными актами нотариальных действий от имени РФ (ч. 1 ст. 1).
При этом Основами 1993 г. не установлены какие-то ограничения для юридических лиц и иностранных граждан при их обращении к нотариусам.
На основании вышеизложенного данная тема является актуальной.
Целью курсовой работы является изучение нотариального производства в международном частном праве.
В соответствии с поставленной целью в ходе работы решается ряд задач, таких как:
рассмотреть нотариальные действия и легализация документов в международном частном праве;
описать апостиль как иностранный элемент.
Объектом исследования является нотариальное производство, предметом – нотариальные действия с рассматриваемыми иностранными элементами.
1. Нотариальное производство и легализация документов в международном частном праве
В ст. 35 Основ 1993 г. названы нотариальные действия, которые совершают нотариусы, ко-торые занимаются частной практикой. Их перечень не является исчерпывающим и может быть расширен иными законодательными актами РФ. Нотариусы, которые работают в госу-дарственных нотариальных конторах, совершают также действия, которые предусматривает ст. 35. Помимо этого, они имеют право выдавать свидетельства о праве на наследство и принимать меры к охране наследственного имущества. При отсутствии в населенном пунк-те нотариуса, его функции в соответствии со ст. 37 Основ выполняют должностные лица органов исполнительной власти. На территории иных стран нотариальные действия от име-ни РФ осуществляют уполномоченные должностные лица консульских учреждений РФ.
Статья 104 Основ 1993 г. предусматривает возможность применения нотариусом норм ино-странного права согласно законодательству России и правилам международных договоров РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Основ 1993 г. нотариус принимает документы, которые состав-ляют согласно требованиям международных договоров, а также совершает удостоверитель-ные надписи в форме, которую предусматривает действующее законодательство иных стран, если это не противоречит международным договорам РФ. Это положение включено в Осно-вы 1993 г. в интересах развития международного делового сотрудничества, поскольку при-нимаемый нотариусом согласно указанной норме документ, а также порядок совершения им соответствующих удостоверительных надписей могут значительно отличаться по содержа-нию и форме от порядка и документов, которые используются внутри РФ.
Основы 1993 г. устанавливают, что действия, которые связаны с охраной находящегося на территории России имущества, которое осталось после смерти иностранного гражданина, или имущества, которое причитается иностранному гражданину после смерти гражданина РФ, а также с выдачей свидетельства о праве на наследство в отношении данного имуще-ства, осуществляются согласно законодательству РФ (ст. 105).
Согласно основам 1993 г. на нотариуса возложено обеспечение доказательств, которые необходимы для ведения дел в органах иных стран (ст. 108). Совершение этих нотариальных действий должно осуществляться по правилам, которые действуют в РФ. Основы не уста-навливают какие-то ограничения в отношении вида иностранного органа, который ведет дело. По этой причине речь в данной ситуации может идти не только об арбитражных судах или учреждениях юстиции, но и о валютных, административных, налоговых, финансовых, таможенных или других органах стран. Не играет роли и существо дела, которое ведется за границей. Оно может касаться продажи недвижимости, которая находится за границей, наследственных вопросов, расторжения брака и др. Доказательства обеспечиваются вне за-висимости от стадии рассмотрения дела: до его возбуждения, во время его рассмотрения, во время обжалования решения и т. д.
Порядок сношения российских нотариусов с органами юстиции других стран определяется международными договорами и законодательством РФ (ст. 107 Основ 1933 г.). Согласно нормам данных документов, нотариусы обращаются к иностранным органам юстиции с по-ручениями о производстве отдельных нотариальных действий и исполняют схожие поруче-ния, которые передают им в установленном порядке (как правило, через МИД РФ) из-за ру-бежа.
Основы 1993 г. специально оговаривают правило о том, что если международный договор России устанавливает другие правила о нотариальных действиях, чем те, которые преду-сматривают законодательные акты России, то при совершении нотариальных действий применяют правила международного договора. Если международный договор относит к компетенции нотариуса совершение нотариального действия, которое не предусматривает законодательство РФ, нотариус производит такое нотариальное действие в порядке, кото-рый устанавливает Министерство юстиции РФ (ст. 109).
Отдельного момента заслуживают положения ст. 106 Основ 1993 г., которые закрепляют правило о том, что «документы, которые были составлены за границей с участием долж-ностных лиц компетентных органов иных стран или от них исходящие, принимают нотари-усы при условии их легализации органом Министерства иностранных дел РФ. Без легализа-ции такие документы принимает нотариус в тех ситуациях, когда это предусматривает зако-нодательство России и международные договоры РФ» [2]. Легализация может требоваться и при направлении за границу документов, которые выдают российские органы.
Схожие положения нашли закрепление и в ч. 1 ст. 408 ГПК РФ, которая устанавливает, что «документы, составленные, выданные или удостоверенные в соответствии с иностранным правом по установленной форме компетентными органами иностранных государств вне пределов России в отношении российских граждан или организаций, или иностранных лиц, принимаются судами в РФ при наличии легализации, если другое не предусматривает меж-дународный договор РФ или федеральный закон».
Предназначенные для использования на территории РФ иностранные документы могут быть легализованы как в соответствующем иностранном государстве, так и в России. В первом случае действия по легализации осуществляют работники консульских учреждений РФ. Со-гласно ст. 55 Консульского устава СССР, который утвержден Законом СССР от 29 октября 1976 г., «консул легализует документы и акты, которые были составлены при участии вла-стей консульского округа или исходят от этих властей». На территории РФ консульская ле-гализация производится Департаментом консульской службы МИД РФ.
Акт консульской легализации имеет два последствия. Прежде всего, он представляет собой установление и засвидетельствование подлинности подписей иностранных должностных лиц на акте или документе. Во-вторых, легализуя акт или документ, консул свидетельствует и устанавливает его соответствие законам соответствующей страны.
Консульская легализация состоит в совершении на документе специальной надписи. Во многих ситуациях данный акт уже несет на себе разные удостоверительные надписи, кото-рые совершили власти иностранного государства (судейского работника, губернатора штата, мэра города, префекта округа и т. п.). Тем не менее, при рассмотрении российскими властя-ми вопроса о принятии иностранного документа принимается во внимание только легали-зационная надпись российского консула.
Отмена требования консульской легализации является возможной, в частности, согласно предписаниям международных договоров. В числе самых важных и известных среди них нужно назвать Гаагскую конвенцию, которая отменяет требование легализации иностран-ных официальных документов от 5 октября 1961 г. На сегодняшний день участниками дан-ного международно-правового соглашения являются более 90 стран, включая РФ.
Смысл Конвенции состоит в отмене требования легализации официальных документов, ко-торые были совершены на территории одного из договаривающихся стран и должны быть представлены на территории иного договаривающегося государства. К таким документам Конвенцией относятся:
документы, которые исходят от должностного лица или органа, которые подчиняют-ся юрисдикции государства, включая документы, которые исходят от прокуратуры, судеб-ного исполнителя или секретаря суда;
нотариальные акты;
административные документы;
официальные пометки, такие, как отметки о регистрации; визы, которые подтвер-ждают определенную дату; заверения подписи на документе, который не был засвидетель-ствован у нотариуса.
Вместе с тем Конвенция не распространяется на документы, которые были совершены кон-сульскими или дипломатическими агентами, а также на
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Федеральный закон РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 №63-ФЗ (в ред. 13.07.2015, №268-ФЗ) // Справочная правовая си-стема «Консультант Плюс: Законодательство».
2. Жуйков, В. Нотариат как институт превентивного правосудия: общие цели, принци-пы и полномочия // Рос. юстиция. 2014 № 6–7.
3. Логвинова И. В. Осуществление международных и внешнеэкономических связей как элемент конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации // Бизнес в за-коне. Экономико-юридический журнал. 2016. № 6. С. 287-291.
4. Насиров В.В. Назначение нотариусами экспертизы в порядке обеспечения доказа-тельств - гарантия конституционного права на получение квалифицированной правовой помощи. // Пробелы в российском законодательстве. // 2016. - № 1. - С. 177-178.
5. Насиров В. В. Постановление нотариуса об отказе в совершении нотариального дей-ствия как конституционная гарантия получения квалифицированной правовой помощи. // Пробелы в российском законодательстве. - № 6. - С. 199-200.
6. Основы законодательства РФ о нотариате (утв. ВС РФ 11.02. 1993, № 4462–1) (ред. от 03.07.2016) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993 № 10. Ст. 357.
7. Рашитова, Л. Р. Проблемы современного нотариата // Вестн. ТИСБИ. 2014. № 4.
8. Решетникова, И. В. Гражданское право и гражданский процесс в современной России / И. В. Решетникова, В. В. Ярков. Екатеринбург; М., 2015. С. 227–280.
9. Сторона защиты в уголовном процессе (досудебное производство): Учебно-практическое пособие / М.А. Фомин. – М.: Юрлитинформ, 2004. – 536 c.
10. Ярков, В. В. Настольная книга нотариуса: в 2 т. Т. 1 / В. В Ярков, Б. М. Гонгало, Т. И. Зайцева, П. В. Крашенинников, Е. Ю. Юшкова. М.: БЕК, 2013. С. 25.