Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие рыночных отношений в России оказало серьезное влияние на многие традиционные устои и уклады различных сфер жизни. Серьезным изменениям подверглись в том числе экономическая наука и практика, что неотвратимо привело к пересмотру взглядов относительно имущественных отношений и способов ведения хозяйства.
Так, появилась частная, государственная, муниципальная и множество других форм собственности. Большинство материальных объектов участвуют в рыночном обороте через заключение сделок купли-продажи, передачи имущества в залог, процедура наследования, передаче в доверительное управление, сдача в аренду и т.д.
В последние 20 лет отечественная экономика претерпевает активные преобразования.
Современные подходы в управлении государственной собственностью представлены в работах А.Ю. Ануприенко, И.В. Ефимчука, А.Д. Иванова, В.И. Кошкина, Д.С. Львова, В.А. Максимова, А.А. Михеева, О.М. Толкачева, А.В. Савченко, Р.А. Шамсутдинова и др.
Анализ научной литературы показывает, что проблема повышения эффективности управления государственной собственностью остается достаточно острой и актуальной. Доходность и рентабельность хозяйственной деятельности хозяйственных обществ с государственным участием в настоящее время снижается.
Актуальность данной работы определяется тем, что государственная собственность является одним из центральных элементов любой экономической системы, и фактором безопасного развития страны и гарантом поддержки и защиты национального богатства.
Более чем актуальной является потребность в политико-экономическом рассмотрении сути, особенностей образования, направлений изменений и кроме этого перспектив развития государственной собственности. Помимо этого, данное исследование позволит особенно адекватно отобразить структурные сдвиги, которые происходят в системе отношений собственности, а также серьезней изучить сущность социально-экономических преобразований, которые осуществляются не только в Российской Федерации, но и в развитых странах.
Целью данного исследования является изучение государственной собственности.
Объектом исследования является государственная собственность.
Предметом исследования является роль государственной собственности в экономике.
Теоретико-методологической основой исследования послужили исследования зарубежных и отечественных учёных в области управления муниципальной собственностью, научно-методическая литература, периодические издания, нормативно-правовые акты.
Методы исследования. Методологический аппарат исследования представлен общенаучным методом познания, методами системного, структурно-функционального, стратегического, экономико-статистического, логического и сравнительного анализа.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава I. Сущность государственной собственности и государственного предпринимательства и их роль в экономике
1.1 Понятие и сущность государственной собственности
Собственность представляет собой исторически обусловленную форму присвоения материальных благ и услуг, прежде всего средств производства.
Собственность – исторически развивающиеся собственные отношения, которые характеризуют распределение вещей как элементов материального богатства общества между различными лицами (отдельными индивидуумами, общественными группами, классами, государством).
Общественная собственность — тип собственности, при которой средства производства, его результаты и имущественные ценности являются совместным достоянием.
Общественная (общенародная) собственность, с одной стороны, есть достояние общества в целом, а с другой — совместное достояние всех его составных частей.
В связи с этим складываются субъекты присвоения:
а) общество в целом (основной, т.е. полный, глубинный собственник);
б) любой член общества — групповой или индивидуальный (неосновной, т.е. частичный, более внешний собственник).
Поэтому содержанием характеризуемого феномена служат отношения между обществом (единым собственником) и его составными частями (сособственниками) по поводу присвоения-отчуждения жизненных благ.
Встречается и такая точка зрения: общественное достояние невозможно потому, что оно предполагает прямое владение, распоряжение, пользование общенародными жизненными благами со стороны каждого гражданина страны, а это практически нереально. Но подобное положение вещей отнюдь не следует из содержания общественной собственности. Она должна использоваться, реализоваться членами общества не изолированно друг от друга, а только совместно, причем не прямо, а опосредованно, через избранные представительные органы (разумеется, под контролем широких слоев населения) [4]
Нередко общенародную собственность сравнивают с государственной. Однако названные реальности разнопорядковы, разнокачественны:
первая носит объективный и глубинный характер,
вторая — юридический и внешний;
первая представляет собой сущность,
вторая — явление, форму проявления.
Государственная собственность — форма общественной собственности, являющаяся достоянием всех людей страны.
Государственная собственность возникает в результате — национализации (перехода имущества из частной собственности в государственную), осуществляемой как правило методом выкупа;
— строительства новых объектов, принадлежащих государству, за счет средств государственного бюджета;
— покупки контрольного пакета акций частных компаний.
Преобладает преимущественно — в отраслях производственной и социальной инфраструктуры;
— в современных наукоемких отраслях;
— в малорентабельных и капиталоемких отраслях, не выгодных частному бизнесу, но необходимых обществу в целом
Сегодня значение государственной собственности очень велико. К ней относятся банки, крупные промышленные предприятия, отраслевые предприятия, обслуживающие социально-бытовую сферу (грузовой транспорт, энергетика, связь и т.д.) и производство.
Отчасти желание ускорить научно-технический прогресс обуславливает создание государственных предприятий.
Однако зачастую государство берет на себя ответственность за перевооружение слабо развитых звеньев экономики.
Государственная собственность представлена тремя видами:
· федеральная собственность – на уровне всей федерации;
· собственность субъектов РФ (89);
· муниципальная собственность
На данный момент осуществляется процесс приватизации крупных государственных предприятий, причина которого заключается в затруднительном финансовом положении данных предприятий и в неэффективности их использования.
В науке и жизни представления о собственности складывались на протяжении тысячи лет, в результате чего, официальным объектом правовой, юридической природы и философии, прежде всего, стала собственность.
На протяжении длительного времени, как особое общественное отношение собственность являлась определяющим предметом юриспруденции (непосредственно гражданского права), но в результате дальнейшего общественного производства собственность стала, как юридической также и основополагающей экономической категорией.
С одной стороны, понятие отношения собственности включает в себя имущественное отношение между субъектом и объектом, т.е. отношение собственника к своей вещи (рис 1).
Активная сторона отношения собственности – субъект собственности (собственник).
Пассивной стороной отношений является объект собственности, который выражается в виде предметов природы, вещества, информации, энергии, имущества, интеллектуальных и духовных ценностей, в какой-то степени или целиком принадлежащих собственнику.
Чаще всего объект собственности просто называют собственностью.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // «Российская газета» от 25 декабря 1993г. № 237
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // "Собрание законодательства РФ ", 03.08.1998, N 31.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, N 32.
5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, N 40.
6. Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции: Указ Президента Рос. Федерации от 21 дек. 2017 г. № 618. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_285796/ (дата обращения: 09.05.2020).
7. 6. Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_24377/ (дата обращения: 09.05.2020).
8. Управление федеральным имуществом: Государственная программа Рос. Федерации. URL: http://docs.cntd.ru/document/499091754/ (дата обращения: 09.05.2020).
9. 8. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года: Указ Президента Рос. Федерации от 13 мая 2017 г. № 208. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_216629/ (дата обращения: 09.05.2020).
10. Абалкин, Л. И. Многообразие видов собственности и управления: учебник / Л. И. Абалкин. М. : ЭКО, 2012. С. 5.
11. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). URL: http://bujet.ru/ article/377053.php (дата обращения: 09.05.2020).
12. Андреева Н. А., Носов А. Л., Классификация основных методов управления государственной и муниципальной собственностью. / Н.А. Андреева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 12 (декабрь). – С. 11–15
13. Апаева М.М. О роли стратегии управления государственной собственности // Вопросы структуризации экономики. – 2014. - № 1. – С. 215-217
14. Артемьев А.А. Значение территориального интереса в управлении собственностью региона и муниципального образования // Теория и практика обществ. развития. - 2014. - № 11. - С. 116-118
15. Афанасьева И.Г. Взаимодействие личности и общества как социальная функция собственности // О-во. Среда. Развитие. - 2012. - № 4 (25). - С. 74-78.
16. Бухвальд, В. Е. Регулирование отношений собственности между Российской Федерацией и ее субъектами / В. Е. Бухвальд // Вопросы экономики. – 2018. – № 7. – С. 42 - 45
17. Варнавский В. Г. Концессии — на службу России /Варнавский В.Г// «Российское предпринимательство»- 2018- № 11(35) Стр. 22–27
18. Гагаринова Н. В., Хорина А. А., Летникова Д. В., Аренда земель, находящихся в муниципальной собственности/ В.Н. Гагаринова // EUROPEAN RESEARCH., В. 2., Ч.2. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2018. – С. 228.
19. Дубянский А.Н., Развитие теории размещения и ее применение в градостроительной политике. / А. Н. Дубянский // Экономика и управление. - 2018. № 8 (70). - С. 17-20
20. Зеркин, Д. П., Основы теории государственного управления / Д. П. Зеркин, В. Г. Игнатов. – М. : издательский центр «МарТ», 2012. – 311 с.
21. Зяблюк, А. Р. Формы собственности и подъем экономики России / А. Р. Зяблюк // Экономист. – 2012. – № 7. – С. 12 - 15.
22. Игнатов, В. Г. Местное самоуправление / В. Г. Игнатов, В. В. Рудой. В. В. Рудой - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 524 с.
23. Лушникова Т.Ю. Управление государственной и муниципальной собственностью. Учебное пособие. — Челяб. гос. ун-т, 2013. — 165 с.
24. Камарова Е.А. Собственность : сущность, функции и многообразие ее форм в развитой рыночной экономике / Камарова Е.А., Еникеева Д.Д. // Экономика и социум. - 2019. - № 2/1 (7). - С. 635-639.
25. Кещян Н.А. Кадровая проблема государственной службы и ее решение //Политика, государство и право. 2014. № 8
26. Леви А. Эффективное управление муниципальной собственностью // Муниципальная власть. 2005. № 9–1
27. Лысенко Е.А. Муниципальная собственность как основа экономического развития муниципального образования // Современная экономика и управление: подходы, концепции, модели : материалы междунар. науч.-практ. конф. Саратов: ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. — С. 114-115.
28. Максимов, В. А. Муниципальная собственность в России: проблемы становления и развития / В. А. Максимов, С. И. Игнатова, А. Л. Кочергин, Т. В. Игнатова. – Ростов-на-Дону: РГУ, 2014. - 321 с.
29. Марчук Е. В. Передача муниципальной собственности в концессию: преимущества и недостатки // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 386-388.
30. Мухин А.А., Мухина И.А. Статистика: учеб .пособие – Ижевск: Jus est., 2011 – с. 109.
31. Прокофьев С.Е. Галкин А.И, Еремин С.Г. Управление государственной и муниципальной собственностью. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2016. – 264 стр.
32. Росстат. URL: https://burstat.gks.ru/storage/mediabank/ege2018_14.pdf (дата обращения: 10.05.2020).
33. Санькова Н.С. Использование концессионных соглашений при управлении государственной собственностью в условиях государственно-частного партнерства // Образование. Наука. Инновации : Юж. измерение. - 2012. - № 1 (21). - С. 87-92
34. Синякаев Р.Р. Оценка эффективности управления муниципальной собственностью [Текст] / Р.Р. Синякаев // Приоритетные направления развития образования и науки : материалы Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 9 апр. 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — С. 232–234.
35. Соловьева О. Долю государства в экономике оценили по-новому. URL: http://www.ng.ru/economics/2018-12-26/4_7474_gossektor.html (дата обращения: 09.05.2020).
36. Чудинов С. А. Управление муниципальной собственностью: проблемы и пути совершенствования // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2013. №2.
37. Щепелин, П. В. Собственность города: системный подход / П. В. Щеплин // Муниципальная власть. – 2018. – № 4. – С. 12 - 16.
38. Эффективное управление государственной собственностью в 2018-2024 гг. и до 2035 г. // Центр стратегических разработок. URL: https://www.csr.ru/issledovaniya/ gossektor-ekonomiki-inertsiya-ili-effektivnost/ (дата обращения: 09.05.2020).
39. Юрченко Д.С. Правовое регулирование контроля управления государственной собственностью // Междунар. науч.-исслед. журнал. – 2013. - № 5-2. – С. 75-77
40. Ямщикова И.В. Теоретические основы управления муниципальной собственностью / И.В. Ямщикова, Е.Ю. Боброва // Изв. вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. – 2018. - № 2. – С. 112-119