Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вопросы соблюдения деловой этики значимы для каждой организации. Однако, для органов государственной власти они особенно важны, так как формируют репутацию всей системы государственного управления и определяют уровень доверия к ней.
В пунктах таможенного контроля в международных пунктах пропуска вопросам соблюдения деловой этики должно уделяться больше внимания ввиду высокого уровня проходимости граждан, которые пересекают границу и находятся в состоянии тревожности, что приводит к стрессовым ситуациям и конфликтности. Таможенные служащие не должны допускать нарушения этических норм при взаимодействии с гражданами. Тем не менее, конфликты возникают, что сказывается на ухудшении репутации таможенного пункта таможенного контроля и необходимости принятия соответствующих мер. Данное обстоятельство обосновывает актуальность заявленной темы исследования.
Цель курсовой работы – анализ деловой этики таможенных органов при осуществлении таможенного контроля на международном ж/пункте пропуска государственной границы РФ «Адлер».
1.Роль деловой этики в повышении имиджа системы таможенных органов
3
1.1. Понятие и сущность деловой этики
Деловая этика не является отдельной наукой, она базируется на общепринятых моральных нормах и представляет собой их детализацию к конкретным задачам управления. Она является одним из прикладных разделов этической науки, т.е. науки о нормах и правилах поведения, преимущество которых заключается в том, что они основываются не на законе, а на общественном мнении и традициях .
Этика государственных служащих представляет собой широкий комплекс норм и требований к поведению, стилю взаимодействия с клиентами, общественностью, внешнему виду, ответственности за свои поступки и высказывания.
В широком смысле этика государственного служащего определяет
Этика государственной службы включает в себя принципы, правила и нормы, выражающие моральные требования к нравственной сущности человека, к характеру его отношений с государством, государственными служащими, гражданским обществом. Практика государственного управления свидетельствует о том, что служебное поведение работников данной сферы должно основываться на прочных нравственных принципах.
Общими требованиями к государственному служащему являются:
Нравственные требования, предъявляемые к государственным служащим, требования связанные с наличием у чиновников властных и распорядительных полномочий. Требования к служащим, находящимся на уровне, где принимаются решения, переходят в этику управления (решительность, профессионализм, способность к лидерству и т.д.);
Детальный анализ различных точек зрения и подходов к определению структуры профессиональной коммуникативной компетентности госслужащего, формирующих его имидж, позволяет выделить несколько компонентов содержания коммуникативной компетентности:
- личностные черты – индивидуальные характеристики сотрудника, особенности и склад его характера и стиля поведения и общения, определяющие его предрасположенность к той или иной деятельности;
- знания – комплекс знаний, фактов, требуемых для выполнения работы;
4
- умения и навыки (опыт) – уровень владения средствами и методами выполнения определенной задачи или комплексом задач;
- нормы и ценности – глубокие убеждения, жизненные принципы, определяющие действия и суждения в различных ситуациях;
- усилия - сознательное приложение ментальных и физических ресурсов в определенном направлении;
- поведенческие модели – видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи.
1.2. Особенности деловой этики в системе таможенной службы
В системе таможенной службы соблюдения деловой этики стоят достаточно остро, что обусловлено сложностью выполняемых задач и длительным периодом малоэффективной работы по развитию собственных кадровых ресурсов, а также ограниченностью технологий оценки соблюдения деловой этики служащими. В современных условиях время работа по совершенствованию деловой этики в данной системе особенно необходима.
Важно отметить, что кадровый потенциал таможенных органов имеет ярко выраженную стратегическую направленность и его формирование и устойчивость определяют перспективные возможности компании решать свои цели и задачи в долгосрочном периоде, реализовывать стратегию. Именно поэтому основные аспекты обеспечения деловой этики служащих всегда представляются в стратегии развития предприятия.
Кадровый потенциал и уровень его этичности в органах государственной и гражданской службы заслуживает особого внимания, так как именно он обеспечивает эффективность ее деятельности. Так как данные организации призваны служить народу и выполнять значимые государственные функции, то персонал является представителем государства, носителем его полномочий и отражает эффективность действующего аппарата управления и власти в стране, а также репутацию граждан и уровень их доверия.
5
Заключение
Сложность и динамичность общественно-политической обстановки в Российской Федерации и мировом сообществе, активные экономические преобразования вызывают необходимость внедрения нового подхода к подбору и развитию деловой этики таможенной службы. Это формирует потребность к исследованию факторов и методов формирования соответствующих систем обеспечения соблюдения деловой этики, кадровых технологий, а также генерации показателей оценки их эффективности. Успешное решение данной задачи позволит вышеуказанным организациям обеспечить систему органов таможенной службы высококвалифицированными кадрами, выполняющими свои профессиональные задачи на высоком уровне.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. М.: ИНФРА-М, 2019.
2. Трудовой Кодекс Российской Федерации. – М.: Юркнига, 2019. – 224 с.
3. Указ Президента РФ от 31.12.2010 № 1657 Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и
6
работников федеральных государственных органов. // Собрание законодательства РФ. 03.01.2011. № 1. ст. 195.
4. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации. // Собрание законодательства РФ. 02.08.2004. № 31. ст. 3215.
5. Федерального закона от 21.07.1997 №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // Консультант Плюс
6. Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов РФ от 14 августа 2007 года № 977 // Собрание законодательства РФ. № 28, 2016
7. Приказ ГТК России от 15.08.1994 № 414 О совершенствовании системы первоначальной подготовки и воспитания кадров таможенных органов // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/ document/9008811 (дата обращения: 08.01.2020).
Научная литература, статьи, электронные источники:
8. Абрамова Л.П., Курс лекций по этике. Санкт – Петербург, 2017.
9. Волгина Г.Е. Спицына Е.А. Проблемы комплектования органов внутренних дел в современных условиях: лекция / Г.Е. Волгина, Е.А. Спицына. – Домодедово: ВИПК МВД России. – 2017.
10. Галенко В.П. и др. Управление персоналом и эффективность предприятий. – СПб.: СПбУЭФ, 2017.-366 с.
11. Егорова Н.А. Преступление против интересов службы. Волгоград, 2016.
12. Игнаток М.В. Формирование кадрового потенциала в сфере таможенного дела для решения задач цифровой экономики // Вестник экспертного совета. 2019. №1 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kadrovogo-potentsiala-v-sferetamozhennogo-dela-dlya-resheniya-zadach-tsifrovoy-ekonomiki (дата обращения: 14.01.2020).
13. Исаева О.М. Управление персоналом: Учебник и практикум для СПО - Люберцы: Издательство Юрайт, 2016. - 244 c.
7
14. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. – М.: Норма, 2016 – С. 133.
15. Каранец С.М. Совершенствование кадровой работы таможенных органов // ПСЭ. 2018. №2 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-kadrovoy-rabotytamozhennyh-organov (дата обращения: 14.02.2020).
16. Кибанов А.Я Управление персоналом организации. - 4 изд. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 695 с.
17. Королёва Д.Ю., Питилимов А.В., Синева Н.Л., Яшкова Е.В. Инновации в сфере управления персоналом // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. №1 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-sfere-upravleniya-personalom (дата обращения: 14.01.2020)
18. Кушнарева И.В., Бугаева М.В. Повышение эффективности управления персоналом с применением современных методов // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 2-1. – С. 100-107;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=299 (дата обращения: 11.01.2020).
19. Лукьянова В. В., Курдин А. Р. Особенности этики государственного служащего // Основы ЭУП . 2014.
20. ОболонскийА.В / Государственная служба. Учебное пособие. -М.: Дело, 2015, С.46
21. Попова П.В. Пути совершенствования кадрового обеспечения таможенных органов Российской Федерации // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(42). URL: https://sibac.info/archive/economy/5(42).pdf (дата обращения: 14.02.2020).
22. Соловых Н.Н. Цифровая экономика диктует необходимость квалифицированных кадров с новыми компетенциями [Электронный ресурс] // Российский следователь. 2018. № 5. С. 64-68. URL: http://elib.fa.ru/art2018/bv1498.pdf. (дата обращения: 19.04.2020).
23. Таможенная служба Российской Федерации в 2017 году. — М.: ФТС, 2018.
8
24. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации: учебное пособие / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. — 2-е изд., стер.— М.: КНОРУС, 2016. — 360 с.
25. Управление персоналом организации: Учебник; Под ред. Кибанов А.Я., - 4-е изд., доп. и перераб. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 695 с.
26. Управление персоналом в России: теория, отечественная и зарубежная практика. Книга 2: Монография; Под ред. Кибанов А.Я. - М.:НИЦ ИНФРАМ, 2016. - 283 с.
27. Фурсов А.Л. Проблема отбора персонала в юридической сфере / Г.А. Вердиян, А.Л. Фурсов // Парадигма. - 2016. - № 2. - С. 294-297.
28. Шевченко И.Н., Иващенко С.А. Общие принципы профессиональной этики сотрудника таможенных органов // Достижения науки и образования. 2017. №5 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschie-printsipyprofessionalnoy-etii-sotrudnika-tamozhennyh-organov (дата обращения: 19.05.2020).