Фрагмент для ознакомления
2
Введени
Проблемы, связанные с внешней трудовой миграцией в Российскую Федерацию, в текущий момент все чаще стали попадать в орбиту научно-исследовательского поиска многих отечественных ученых — криминологов, социологов, демографов и юристов, и одной из основных причин этого является неуменьшающееся число преступных посягательств, ежегодно совершающихся на территории России трудящимися-мигрантами, в большом количестве приезжающими в наше государство с целью заработка преимущественно из бывших республик Союза ССР.
Внимательный анализ современной криминологической конъюнктуры, включающий учет совершенных в течение последних лет актов терроризма (в частности, террористического акта в метрополитене Санкт-Петербурга 3 апреля 2017 г. и др.), а также иных особо тяжких преступлений против личности и общественной безопасности и общественного порядка, позволяет говорить о том, что преступность трудящихся-мигрантов и иностранных граждан, прибывших в Россию и находящихся в ее пределах под видом таковых, давно уже превратилась в острую, злободневную и актуальную криминологическую и социально-юридическую проблему современности, вставшую перед обществом и государством «во весь рост».
Объект исследования являются общественные отношения в сфере преступности мигрантов.
Предметом исследования выступают нормы права, регламентирующие криминологию преступности мигрантов.
Целью настоящей работы является анализ криминологии преступности мигрантов.
Согласно указанной цели в работе решаются следующие задачи:
– рассмотреть негативные последствия неконтролируемой миграции;
– исследовать правовые средства регулирования миграции;
– охарактеризовать состояние, динамику и тенденции преступности мигрантов в России;
– раскрыть факторы, способствующие преступности мигрантов;
– проанализировать криминологическую характеристику личности преступника мигранта и его психологических особенностей;
– рассмотреть виктимологические аспекты преступлений, совершенных в отношении мигрантов в России;
– исследовать социально-экономические меры предупреждения преступности мигрантов;
– охарактеризовать правовые меры предупреждения преступности мигрантов;
– раскрыть специально-криминологические меры предупреждения преступности мигрантов.
Методологическую основу исследования составляет совокупность теоретико-методологических способов и приемов познания общественных явлений и процессов (исторический, системный, аналитический, и др.). В основу исследования положен диалектический метод познания общественных явлений и процессов. В работе использовались также следующие частно-научные методы исследования: историко-правовой, сравнительно-правовой, структурно-правовой, формально-юридический.
Структура работы включает введение, три основные части разбиты на подпункты, в заключении делаются выводы, список литературы содержит учебники, монографии и публикации в периодических изданиях.
Глава 1. Миграция иностранцев как социально-правовая проблема
§1. Негативные последствия неконтролируемой миграции
В Стратегии национальной безопасности РФ отмечается, что неконтролируемая и незаконная миграция стала одной из форм транснациональной организованной преступности наряду с наркоторговлей и торговлей людьми и представляет угрозу для государственной и общественной безопасности. В сфере экономики незаконная миграция является одной из причин сохранения значительной доли теневой экономики, коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений.
Незаконное пребывание на территории России иностранных граждан может способствовать вовлечению их в криминальную деятельность, как в сфере экономики, так и сфере общественной безопасности (угроза жизни и здоровью граждан страны, благосостоянию физических и юридических лиц, преступная деятельность экстремистского и террористического характера). Неконтролируемые миграционные процессы зачастую приводят к появлению преступных группировок, организованных по этническому признаку.
Незаконные мигранты, потеряв работу и оставшись без средств к существованию, часто совершают тяжкие и средней тяжести преступления: кражи, грабежи, разбойные нападения. Кроме того, распространенными видами преступной деятельности среди них являются незаконный оборот наркотиков, изготовление или сбыт поддельных документов, мошенничество. Легальная трудовая миграция положительно сказывается на экономическом развитии России, поскольку компенсирует нехватку трудовых ресурсов. Кроме того, легальные мигранты часто занимают те рабочие места, которые не пользуются спросом у местного населения из-за низкого уровня оплаты или тяжелых условий труда .
Тем не менее, большинство мигрантов продолжает трудиться нелегально. Нелегальная трудовая миграция является преимущественно следствием экономических интересов недобросовестных работодателей, мотивированных дешевизной и социальной незащищенностью привлекаемой рабочей силы. Нелегальная трудовая миграция оказывает негативное влияние на рынок труда, способствуя общему снижению уровня оплаты труда в занятых мигрантами секторах экономики и снижению трудовой занятости населения страны. Выгодоприобретателями от такой миграции становятся коррумпированные чиновники и недобросовестные работодатели, а не экономика и общество .
Незаконная миграция наносит ущерб не только экономической и общественной безопасности РФ. Нелегальные трудовые мигранты не проходят медицинское обследование, результатом чего может стать распространение эпидемических заболеваний: малярии, брюшного тифа, дизентерии и других опасных заболеваний.
§2. Правовые средства регулирования миграции
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 27) «каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию». Эти конституционные нормы закладывают основу решения комплекса правовых вопросов, возникающих в сфере формирования и реализации современной миграционной политики в условиях глобализации.
Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» является одним из основных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере миграции. Он определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности. Закон также затрагивает вопрос о юридической ответственности иностранных граждан.
Согласно Федеральному закону от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» регулируется визовый режим. В данном законе порядку въезда в Российскую Федерацию, выезда с ее территории и транзита иностранных граждан и лиц без гражданства посвящены четвертая, пятая и шестая главы. В соответствии с законом визы классифицированы следующим образом: дипломатическая, служебная, обыкновенная частная, обыкновенная деловая, обыкновенная туристическая, обыкновенная учебная, обыкновенная рабочая, обыкновенная гуманитарная, обыкновенная виза на въезд в Российскую Федерацию в целях получения убежища, транзитная, виза временно проживающего лица. Также, указаны виды виз: однократные, двукратные и многократные. Положения