Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вопрос о существовании единого общепризнанного определения механизма правового регулирования в настоящее время является открытым. Это обусловлено недостаточной изученностью механизма правового регулирования и его структурных элементов. К проблеме механизма правового регулирования отечественная юридическая наука проявляет повышенный интерес с 1960-х гг. Одним из первых ученых-юристов, исследовавших проблемы механизма правового регулирования и его элементов, был Н.Г. Александров, который выдвинул идею воздействия права на общественную жизнь.
В последующем она получила развитие благодаря трудам С.С. Алексеева, А.В. Малько и Т.Н. Радько, внесших неоценимый вклад в развитие учения о механизме правового регулирования.
1. Правовое регулирование в обществе (понятие, различие подходов)
Особое значение в вопросах исследования механизма правового регулирования отводится инструментальному подходу, поскольку рассматриваемый механизм охватывает комплекс средств и юридический инструментарий, функционирующие на всех стадиях процесса правового регулирования. Так, по мнению С.С. Алексеева, в рамках инструментального подхода «под механизмом правового регулирования следует понимать взятую в единстве всю совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается правовое воздействие на общественные отношения». К.Ю. Борзенкова и Е.А. Коршикова считают, что механизм правового
2
регулирования – это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути к удовлетворению интересов субъектов права. К признакам данного механизма они относят цель, результативность и средства достижения цели механизма правового регулирования . О.В. Беляева рассматривает механизм правового регулирования через призму создания норм права, разнообразных нормативных правовых актов, но без включения в него стадии реализации права .
Как известно, в любой сфере деятельности необходимо правовое обеспечение общественных отношений, возникающих между ее участниками, и достижение данного условия возможно только благодаря разработанной в данной области концепции правового регулирования. Только при достижении данного условия можно говорить о гармонии и логичности изложенного материала в системе законодательных норм рассматриваемых отношений, в противном случае субъекты данных отношений в решении правовых вопросов будут сталкиваться с противоречиями, которые порождены несоответствием законодательных норм в той или иной сфере деятельности.
Особый интерес в данной ситуации вызывают экономические отношения. Связано это с тем, что хозяйственная жизнь общества за последние годы претерпела значительный изменения, что потребовало преобразований в законодательной сфере, которые не всегда соответствовали существующим реалиям из-за их слабой проработанности .
Тем не менее, нельзя не отметить, что наличие определённой концепции в иных сферах жизни помогло избежать всякого рода субъективизма, политической конъюнктуры, произвола и иных негативных факторов, оказывающих подчас весьма серьёзное влияние на нормотворческую деятельность, что во многих случаях имеет место в настоящее время. Данное обстоятельство очередной раз доказывает необходимость разработки концепции правового регулирования соответствующих общественных отношений .
2. Основные элементы механизма правового регулирования
Несмотря на многообразие и оригинальность подходов к определению понятия «механизм правового регулирования» ученые-юристы едины в том, что он характеризует взятый в единстве и взаимодействии всех его элементов комплекс средств правового воздействия на общественные отношения с целью их упорядочения. При этом расхождения во мнениях среди ученых касаются, в частности, определения количества и состава элементов механизма правового регулирования.
Большинство правоведов рассматривают элементы механизма правового регулирования в контексте стадий правового регулирования, поскольку именно конкретной стадией обусловлено применение тех или иных юридических средств, посредством которых обеспечивается функционирование механизма правового регулирования. В соответствии со стадиями правового регулирования И.О. Марзоева выделяет в механизме правового регулирования следующие элементы: 1) юридические нормы; 2) правовые отношения; 3) акты реализации прав и обязанностей; 4) акты применения права (факультативный элемент). Данная точка зрения поддерживается большинством ученых, однако не является единственной .
Несмотря на то, что общественные отношения регулируются на трех уровнях государственного управления, а именно на федеральном, на уровне субъектов РФ и на уровне местного самоуправления, тем не менее об интеграции данного механизма регулирования говорить еще
3
достаточно рано. Основным недостатком в данной ситуации можно обозначит отсутствие социального эффекта.
3. Основные направления совершенствования механизма правового регулирования
Наиболее важной проблемой в рамках юридической науки можно назвать можно назвать проблему правового регулирования с учетом правомерного поведения. В качестве особенности правового регулирования на современном этапе можно указать то, что в данный состав входят самые существенные элементы «правовой материи» – нормы права, действие права в демократическом обществе, сам процесс правового регулирования поведения людей, его механизм, правомерное поведение как цель государства и результат правового регулирования.
В этой связи, исходным элементом в данной ситуации можно назвать действие права в обществе, при этом, речь идет о действии в широком смысле данного слова. Исходным элементом в этой теории выступает действие права в обществе, причем действие в широком смысле этого слова. В данной ситуации, имеется ввиду социальное действие права, его норм, которые выступают в качестве регулятора общественных отношений с целью достижения желаемых задач демократического общества и правомерного поведения каждого гражданина, человека .
Заметим, в историческом плане правовое регулирование вообще возникло как индивидуализированное регулирование общественных отношений, т.е. генетически индивидуальное правовое регулирование первично по отношению к нормативному правовому регулированию. И оно не столь примитивно, как полагают те, которые склонны, переоценивая одно и недооценивая другое, неимоверно возвышать нормативное начало в праве и необоснованно принижать ненормативное начало в нем.
Если применительно к праву главное достоинство нормативности в его всеохватной общеобязательности, то основное преимущество ненормативности в его индивидуализированности, предельной конкретности. Еще вопрос, что важнее и труднее – предложить эскизное, типовое, модельное, нормативное решение определенной правовой задачи или найти разумное (справедливое, правозаконное, мотивированное, обоснованное, целесообразное) решение такой же задачи, не упустив из виду ничего, что важно и что относится к соответствующему конкретному юридическому делу – столь конкретному, что дальше уже некуда.
4
Заключение
Механизм правового регулирования выражает деятельную сторону процесса перевода нормативности права в упорядоченность общественных отношений. При этом правовое регулирование представляет собой процесс, распадающийся на стадии, на каждой из которых работают особые юридические средства, в совокупности составляющие механизм правового регулирования.
В целом большинство правоведов выделяют три основных элемента механизма правового регулирования: юридические нормы, правовые отношения, акты реализации прав и обязанностей. В общем виде правовое регулирование включает в себя следующие стадии: издание нормы права и ее общее воздействие (регламентация общественных отношений); возникновение субъективных прав и субъективных юридических обязанностей; реализация субъективных прав и субъективных юридических обязанностей, воплощение их в фактическом поведении участников общественного отношения; применение права. В соответствии с перечисленными стадиями правового регулирования необходимо выделить следующие основные элементы его механизма: норма права; правоотношение; акты реализации прав и обязанностей; акты применения права.
Акты применения права следует рассматривать не как факультативный, а как основной элемент механизма правового регулирования, поскольку стадия применения права обеспечивает реализацию охранительной функции права и является основной, например, для административно-правового и уголовно-правового регулирования.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Беляева О.В. Правовое равенство в механизме правового регулирования // Наука и практика. 2016. № 4 (69). С. 12-14.
2. Борзенкова К.Ю., Коршикова Е.А. Особенности механизма правового регулирования // Молодежь и XXI век - 2017 материалы VII Международной молодежной научной конференции: в 4 томах. 2017. С. 334-337.
3. Власова С.В. Некоторые размышления о механизме правового регулирования // Единство и дифференциация досудебного и судебного производства в уголовном процессе: новые концептуальные подходы в свете наследия великой судебной реформы. 2019. С. 77-81.
4. Каплина А.А., Сорокина А.А., Чухлов И., Падерин Д.Р. Понятие, методы и средства механизма правового регулирования // Новые информационные технологии в науке: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 193-196.
5. Коданева С.И. Современные механизмы правового регулирования в российской федерации: проблемы их качества и эффективности // Социальные и гуманитарные науки.
5
Отечественная и зарубежная литература. Серия 4: Государство и право. Реферативный журнал. 2019. № 4. С. 16-20.
6. Кузнеченков А.А. Развитие понятия «механизм правового регулирования» в контексте рекурсивной парадигмы в правопонимании // Уральский журнал правовых исследований. 2019. № 4 (5). С. 529-539.
7. Марзоева И.О. Элементы механизма правового регулирования // Механизм правового регулирования: история и современность V Алексеевские чтения. Уральский государственный юридический университет. 2019. С. 172-177.
8. Никитин Д.А., Козаченко Б.П., Агаджанян А.В. К вопросу о соотношении механизма правового регулирования и механизма процессуально-правового регулирования // Теория государства и права. 2019. № 2. С. 74-78.
9. Пилюгина С.Ю. Общая характеристика механизма правового регулирования // WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS: сборник статей победителей XI Международной научнопрактической конференции: в 2 частях. 2017. С. 174-178.
10. Разбейко Н.В. Юридический факт как элемент механизма правового регулирования // Вестник Института экономических исследований. 2017. № 3 (7). С. 178-185.
11. Сизов В.Е. Механизм правового регулирования как социально-правовая категория // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2016. № 4. С. 161-166.
12. Филимонова О.Г. Понятие, логическая структура, классификация правовых норм // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее Сборник статей VII Международной научнопрактической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. 2017. С. 149-151.
13. Рубцова Н.В. Правоприменение как элемент механизма правового регулирования предпринимательской деятельности // Проблемы формирования правового социального государства в современной России Материалы XV всероссийской национальной научнопрактической конференции. 2019. С. 231-232.
14. Степнова Ю.П. К вопросу о понятии механизма правового регулирования // Юридическая мысль. 2019. № 2-3 (112-113). С. 54-65.
15. Перевалов В.Д. Механизм правового регулирования как идея и реальность // Механизм правового регулирования: история и современность V Алексеевские чтения. Уральский государственный юридический университет. 2019. С. 5-12.