Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном мире информатизация происходит во всех сферах общественной жизни и деятельности государства: экономической, военной, социально-политической, внешнеполитической. Все больше и больше развиваются информационные системы, что приводит к росту посягательств на информацию как со стороны иностранных разведывательных структур, так и со стороны преступных элементов и граждан, не имеющих доступ к данной информации. Следует помнить и об киберпреступности, кибертерроризме и информационной войне. И поэтому одной из главных задач государства является обеспечение информационной безопасности, защита информации. Информационная безопасность становится неотъемлемой частью национальной безопасности любого современного государства, в новом этапе своего развития – становления информационного общества.
Актуальность исследования заключается в том, что на современном уровне развития средств массовой коммуникации и информационных технологий родители и педагоги зачастую не имеют возможности защитить детей от негативной и вредной информации. Переизбыток жестокости и насилия в общедоступных средствах массовой информации может дать детям искаженную картину мира и неправильные, иногда даже опасные жизненные установки.
Проблема защиты детей и молодежи от негативного, агрессивного и несколько аморального влияния информации является одной из наиболее актуальных проблем современного информационного законодательства России. Развитие информационно-коммуникационных технологий, появление социальных сетей со свободным доступом к информации не способствуют развитию мышления и здоровой психики ребенка, а скорее, наоборот, влияют на появление ряда комплексов и определенной информационной зависимости у несовершеннолетних. Сегодня качество информации и ее приемлемость вызывают ряд проблем, которые в первую очередь касаются лиц, не достигших совершеннолетия. Антисоциальные модели поведения, такие как пьянство, употребление наркотиков и детская проституция, развиваются у детей с появлением элементов жестокости, насилия и порнографии, которые распространяются в средствах массовой информации, компьютерных играх, интернете и услугах мобильной связи и способствуют деформации личности и подрыву нравственных устоев несовершеннолетних.
Государство обязано сформировать необходимые критерии для "вредной" информации, определить орган, который будет контролировать содержание информации в СМИ, интернете и других источниках ее распространения.
Объект исследования – несовершеннолетние.
Предмет исследования – способы защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Цель исследования – рассмотреть защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и виды информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей;
- рассмотреть правовое регулирование защиты детей от информации причиняющей вред здоровью и развитию детей.
1. Понятие и виды информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей
1.1 Понятие информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей
Информационное общество - это общество, в котором реализуется функция информирования – доведение необходимой информации до всех пользователей; функция хранения и распространения знаний, а также обучение владению средствами информационной техники и информационными ресурсами в круге их интересов, обязанностей и потребностей, использования знаний в целях прогрессивного, поступательного развития общества.
Начало современного понимания проблем информационной безопасности коренится в этапах технического прогресса XIX-XX вв. от первых шагов использовании электричества, телеграфа, телефона, радио, телевидения.
Информационная безопасность осознается как социально значимая проблема по мере развития самого общества, смены передачи и использовании информации. Приобретение опыта, знаний, передача их новым поколениям, охрана от соперников и врагов в борьбе за жизнь сопровождают всю историю человечества.
Национальной безопасностью России называется защищённость России, её граждан и территории от различных опасностей и угроз, а также то, что обеспечивает потенциал развития России на длительный срок. Национальная безопасность России является составной частью её национальных интересов.
Основной документ, регулирующий обеспечение безопасности государства - федеральный закон «О безопасности» [1]
А.А. Стрельцов понятие «обеспечение информационной безопасности» раскрывает как «сложное явление, включающее объект безопасности, образуемый совокупностью информационных потребностей государства и его деятельности по удовлетворению этих потребностей, угроз объекту безопасности, деятельности государства по противодействию угрозам, а также субъектов этого противодействия».
В мае 2009 г. Указом Президента РФ утверждена стратегия национальной безопасности до 2020 г., а затем и в Основах государственной политики РФ в области международной информационной безопасности на период до 2020 года, которые утверждены Президентом РФ 24 июля 2013 г., определены новые вызовы и угрозы национальной безопасности, включая информационную безопасность, пронизывающую всю жизнь современного общества в условиях глобализации.
В то же время информационная безопасность пронизывает всю систему национальной безопасности, касается всего комплекса государственных национальных интересов.
К самым важным можно отнести обороноспособность страны и обеспечение государственной безопасности. И поэтому информационная безопасность - это безопасность всей России.
Сегодня очевидно, что информация является важным элементом жизнедеятельности общества, особенно в период построения информационного общества в условиях глобализации и трансграничности передачи данных.
Исследую национальную безопасность в информационной сфере, следует признать, что информационные войны, информационный терроризм и киберпреступность – триада угроз, а также вмешательство во внутренние дела суверенных государств стали, к сожалению, неотъемлемой частью нашего мира. В качестве примера можно взять события, происходившие в 2014 г. на Украине.
Информационная сфера становится не только важнейшей сферой международного сотрудничества, но и объектом соперничества. Проблемы в сфере информационных отношений, формирования информационных
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "О безопасности" // Собрание законодательства РФ, 03.01.2011, N 1, ст. 2,
2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации 1998 г., № 31, Ст. 3802.
3. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 1. Ст. 48.
4. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 12. Ст. 1232.
5. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646. URL: https://rg.ru/2016/12/06/doktrina-infobezobasnost-site-dok. html (дата обращения: 04.09.2020)
6. Концепция информационной безопасности детей : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.12.2015 № 2471-р // Вестник образования России». – 2016. – 1. – С. 17–18
7. Агитова С. Ю. Защита детей от ситуаций, угрожающих их жизни, здоровью и развитию / С. Ю. Агитова // Социальная педагогика. – 2015. – № 4. – С. 23–32
8. Агитова С. Ю. Нормативно-правовые основы защиты детей от ситуаций, угрожающих их жизни, здоровью и развитию / С. Агитова // Воспитательная работа в школе. – 2015. – № 3. – С. 35–44
9. Агрба Л. М. Образовательный веб-квест "Безопасность в сети Интернет" / Л. М. Агрба // Информатика в школе. – 2015. – № 1. – С. 6–16
10. Алехин И. А. Педагогическая идентификация рисков информационной безопасности обучающихся / И. А. Алехин, Н. А. Чесноков // Мир образования– образование в мире. – 2014. – № 3. – С. 161–168
11. Алтухина А.В. Кибербезопасное поведение школьников как современная педагогическая задача / А.В. Алтухина, А.Г. Донской // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2018. - N 5. - С. 6-11
12. Баранова Ю. Безопасный интернет запрещать или обучать / Ю. Баранова // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2015. – № 3. – С. 30–33
13. Богданова Д. А. Обучение Интернет-безопасности в начальных и младших классах средней школы / Д. А. Богданова, Г. Р. Буркатовская // Народное образование. – 2015. – № 4. – С. 213–219.
14. Бочаров М. И. Предметная область информационной безопасности при обучении информатике школьников / М. И. Бочаров, И. В. Симонова // Информатика и образование. – 2013. – № 8. – С. 14 – 18.
15. Букина Е. Ю. Формирование у младших школьников навыков безопасной работы в сети Интернет / Е. Ю. Букина // Информатика в школе. – 2014. – № 5. – С. 40–49.
16. Грингард С. Интернет вещей. Будущее уже здесь / С. Григнгард. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 188 с.
17. Гукаленко О. Методологические основы социально-педагогического обеспечения безопасности детей и молодежи в поликультурном пространстве России / О. Гукаленко // Социальная педагогика в России. – 2014. – № 1. – С. 22–34
18. Демидова-Петрова Е.П. Информационный фактор в детерминации современной преступности несовершеннолетних (на примере феномена «А. У. Е.») / Е.П. Демидова-Петрова //Российское право: образование, практика, наука. - 2018. - № 1(103).
19. Дети на территории ОО : как защитить их от причиняющей вред информации, негативного воздействия алкогольной и табачной продукции // Нормативные документы образовательного учреждения. – 2015. – № 12. – С. 37–51
20. Домбровский В. Проект «Мы в интернет-безопасности» / В. Домбровский, И. Ломтев, А. Городбин // Молодой ученый. - 2016. - № 8-1. - С. 21-29
21. Дошкольник и медиа : проблемы и перспективы взаимодействия // Детский сад : теория и практика. – 2014. – № 9. – С. 6–112
22. Дубов С.С. Информационная безопасность ребенка в цифровом пространстве Российской Федерации / С.С. Дубов, В.В. Линьков, М.А. Карбаинова // Российский технологический журнал. - 2019. - Т. 7. - № 4. - С. 21–30
23. Защита детей от причиняющей вред информации // Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах. – 2015. – № 2. – С. 4–48
24. Защита детей от вредной информации в сети интернет [Электронный ресурс] – http://www.internetkontrol.ru/ (дата обращения: 04.09.2020)
25. Климонтова Г. Защита информации для современных школьников / Г. Климонтова // Воспитательная работа в школе. – 2013. – № 8. – С. 75–81
26. Костромичева И. Как избежать неприятностей в интернете. Урок для начальных классов / И. Костромичева // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2015. – № 4. – С. 34–36
27. Костромичева И. Не попали б дети в сети. Форум безопасного интернета / И. Костромичева // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2015. – № 4. – С. 30–33
28. Кузнецова Е.В. Предупреждение делинквентного поведения несовершеннолетних, продуцируемого контентом сети Интернет: дис. ... канд. юрид наук. М., 2019
29. Курганский С. Алгоритмы обеспечения информационной безопасности детей / С. Курганский // Воспитательная работа в школе. – 2014. – № 10. – С. 101–125.
30. Курганский С. М. Информационная безопасность детей / С. М. Курганский // Справочник классного руководителя. – 2014. – № 9. – С. 19–37
31. Ли П. Архитектура интернета вещей: пер. с англ. / П. Ли. - М.: ДМК Пресс, 2018. - 456 с.
32. Мальцева В.А. Защита детей от кибербуллинга. Вопросы уголовно-правового регулирования // Закон и право. 2019. № 10. С. 95-99. https://doi.org/10.24411/2073-3313-2019-10463.
33. Марков А.С., Цирлов В.Л. Руководящие указания по кибербезопасности в контексте ISO 27032 // Вопросы кибербезопасности. 2014. N 1. С. 28-35.
34. Мотина В.О. Правовая и нравственная категория Интернет агрессии // Сборник статей XIV Международного научно-исследовательского конкурса «Лучшая студенческая статья»: в 4 ч. Ч. 4. Пенза: Наука и просвещение, 2018. С. 129-132
35. Никитин П. В. Методические особенности обучения будущих учителей информатики основам информационной безопасности / П. В. Никитин // Информатика и образование. – 2015. – № 10. – С. 44–48
36. Оздоев Саддам-Хусейн Мусаевич. Формирование правовых основ защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и духовному развитию на международно-правовом уровне // Журнал «Гуманитарные, социально -экономические и общественные науки». - 2015. -№2. - С. 152
37. Орлов Г.А. Интернет как средство формирования преступности среди несовершеннолетних // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 4. С. 1007-1009.
38. Перечень видов информации, запрещенной к распространению посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования // Юридический журнал директора школы. – 2014. – № 6. – С. 45–48
39. Полянина А.К. Семейно-правовая ответственность родителей за ненадлежащее исполнение обязанности по обеспечению информационной безопасности детей // Семейное и жилищное право. - 2015. - № 2. - С. 34—38
40. Пятахина Г. Как обеспечить информационную безопасность воспитанников / Г. Пятахина, Е. Кисина // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2015. – № 7. – С. 71–74
41. Рассказова Е. И. Риски и угрозы в Интернет для детей и подростков / Е. И. Рассказова, С. В. Чигарькова // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2014. – № 1. – С. 41–46
42. Рахматуллин Р. Я. Безопасность подростков в бинарной интернет-среде / Р. Я. Рахматуллин // Воспитание в школе. – 2013. – № 2. – С. 54–61
43. Супонина Е.А.К вопросу об административной ответственности родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних за нарушение «детского комендантского часа» // NovaInfo.Ru. - 2016. - Т. 3. -№ 55. - С. 290—294
44. Толмачев В. В. Обеспечение информационной безопасности в образовательных организациях / В. В. Толмачев // Справочник заместителя директора школы. – 2015. – № 8. – С. 59–67
45. Толстухина А.Ю. «Поколение онлайн» нуждается в защите // Международная жизнь. 2018. N 5. С. 78-82
46. Хохлова Н.И. Обеспечение детской безопасности в Интернете: российский опыт и зарубежные инициативы//Журнал «Пространство и время», 2012. - №1. - С. 89
47. Храмова М.В., Пицик Е.Н. Отношение родителей к потенциальным опасностям при увлечении школьников соцсетями // Образовательные технологии и общество. 2017. N 3. С. 386-396.
48. Цуканов А.Н., Вахрушев Г.Е. Международные стандарты защиты ребенка от негативной информации// Журнал «Пробелы в российском законодательстве». - 2013. - №3. - С. 151-152
49. Шпагина Е.М. Информационная безопасность в контексте защиты прав детей в Российской Федерации / Е.М. Шпагина // Психология и право. - 2016. - Т. 6. - № 4. - С. 86–94
50. RNS: Роскомнадзор за 6 лет ограничил доступ к информации наркотической тематики на 92 тыс. сайтах. URL: https://rkn.gov. ru/press/publications/news59004.htm (дата обращения: 23.07.2020)